МААМ-картинки

Понятие преемственности в подготовке ребенка к школе

Мария Мартынова
Понятие преемственности в подготовке ребенка к школе
▼ Скачать + Заказать документы

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.

Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс; увеличение потока информации; совершенствование содержания и повышение значимости образования; переход на обучение с шестилетнего возраста. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, должна существовать преемственность.

Темочки:

Проблема преемственности в системе образования не нова. Еще К. Ушинский обосновал мысль о взаимоотношениях «подготовительного обучения» и «методического обучения в школе». Если говорить о взаимосвязи школы и дошкольного образования, то уместно процитировать точку зрения ведущего деятеля педагогической науки и школы США конца XIX начале XX века Джона Дьюи: «С точки зрения житейских интересов ребенка, большим недостатком современной школы является невозможность связать те знания, которые ребенок приобретает в жизни с тем, что дает школа».

Исторически постановка проблемы преемственности, которая решалась в основном с точки зрения подготовки детей к школе, совпала с моментом введения в детский сад систематического обучения в форме занятий. В 60-е годы XX века система регламентированных занятий получила широкое распространение. Ориентация шла на требования школы : быть дисциплинированным, внимательным, слушать инструкции взрослого, иметь развитую речь. 90-е годы XX века характеризуются прямо противоположной крайностью. Некоторые педагоги стали преувеличивать возможности образовательных функций игры, подчиняя ее решению дидактических задач. В рамках школьной реформы, предусматривающей переход к 12-летнему общему образованию начиная с шести лет, эта проблема стала очень актуальной.

Принцип преемственности на современном этапе становится предметом особого психолого-педагогического анализа.

А. М. Леушина отмечает, что преемственность - это внутренняя органическая связь общего, физического и духовного развития на грани дошкольного и школьного детства, внутренняя подготовка при переходе от одной ступени формирования личности к другой. Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности ребенка, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой.

Многочисленные исследования по вопросу осуществления преемственности связей между детским садом и школой позволяют выделить следующие группы проблем:

1. Преемственность в содержании обучения и воспитания.

2. Преемственность в формах и методах образовательной работы.

3. Преемственность педагогических требований и условий воспитания детей.

Преемственность в работе школы и дошкольного учреждения, предусматривает использование всех форм преемственности : изучение программ, сложных звеньев, взаимный обмен опытом, дальнейший поиск оптимальных путей усовершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к занятиям, учебной деятельности

Одним из ведущих принципов образования является принцип преемственности основных типов образовательно-воспитательных учреждений, который обеспечивает возможность перехода от одних ступеней образования к другим (детский сад, начальная школа).

Так, В. В. Давыдов справедливо отмечает, что традиционно «принцип преемственности лежит в обеспечении связей между построением учебных предметов для начальной школы и тем типом жизненных знаний, слияния форм научных и житейских понятий в программах и учебниках». Программы и учебные планы обеспечивают объективные условия преемственности. Например, программа дошкольного образования «Малятко», определяет круг задач для первого звена в системе образования, согласуется с комплексом требований, которые ставит перед выпускником дошкольного учреждения начальная школа, «Программы для средней общеобразовательной школы, 1 2 классы».

Вместе с тем, апробируя систему новых дидактических принципов (вместо принципа доступности принцип развивающего обучения; вместо принципа наглядности принцип предметности и т. д.). В. В. Давыдов считает целесообразным сохранить принцип взаимосвязи и преемственности, однако «это должно связывать качественно разные стадии обучения разных как по содержанию, так и по способам подачи их детям». Это означает что с приходом в школу, ребенок должен почувствовать новизну и своеобразие тех понятий, их отличие от дошкольного обучения.

По мнению Л. С. Выготского если содержание школьного образования выстраивается в «школьной логике» - логике будущих школьных предметов, то практикуется обучение усложненным для дошкольников предметам, игнорируются объективные возрастные закономерности развития ребенка, характерные для дошкольного возраста, назревает опасность таких негативных последствий, как потеря у детей интереса к учебе.

По словам автора популярного пособия по развитию математических способностей детей младшего дошкольного возраста В. И Стаховской, иногда, наоборот, дублирование целей, задач, форм и методов начальной школы в дошкольном учреждении может спровоцировать негативное отношение ребенка к данным предметам. Первое и главное требование начальной школы - сформированность у выпускников детского сада интереса к учебной деятельности, желания учиться, создание прочной базовой основы. Но школу не удовлетворяет формальное усвоение знаний и умений. Необходимо не только качество этих знаний, но и их осознанность, гибкость и прочность. Выпускники дошкольного учреждения должны осознанно, с пониманием сути явлений уметь использовать приобретенные знания и навыки не только в обычной, стереотипной, но и в измененной ситуации, в новых, необычных обстоятельствах (игра, труд и др.).

Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов в детском саду. Проблема развития познавательного интереса ребенка решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях.

По словам Сохиной, ребенка в детском саду, кроме программных требований к знаниям и умениям, также необходимо научить размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других.

Успешность обучения детей в школе связана не только с наличием у дошкольников определенного объема знаний. Школьное обучение основные требования предъявляет, прежде всего, к умственной деятельности. В связи с этим уровень развития умственных способностей - один из важных факторов обучения детей в школе.

Для перехода от дошкольного обучения к школьному, учителям начальных классов необходимо выполнять рекомендации:

1. Нельзя игнорировать объективные возрастные закономерности развития ребенка, характерные для шестилетнего возраста.

2. Учитывать все рекомендации медиков и психологов во избежание переутомления и перегрузки детей.

3. Избегать резкого перехода к использованию новых методов и способов работы в процессе обучения малышей.

4. Использовать в своей работе дидактические, двигательные игры, игры-путешествия и т. д.

5. Постоянно поддерживать у учащихся интерес и стремление к занятиям, использовать разнообразные приемы стимулирования детей.

6. Не использовать авторитарные методы руководства в работе с младшими школьниками и их родителями.

7. Создавать условия комфорта, доброжелательности, прививать любовь к школе.

8. Работать в тесном сотрудничестве с воспитателями, психологами, родителями детей.

Таким образом, сделаем выводы, что преемственность - это связь, предполагающая с одной стороны направленность воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения на те требования, которые будут предъявлены детям в школе, с другой стороны опору учителям на достигнутый дошкольный уровень развития, на знания, опыт детей и использование этого в учебно-воспитательном процессе школы. Решить проблему преемственности возможно лишь тогда, когда будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства.

Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, только тогда две ступени образования будут действовать в тесной взаимосвязи.

Публикации по теме:

Консультация «Роль игры при подготовке ребенка к школе» «Консультация «Роль игры при подготовке ребенка к школе». Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах методов подготовки детей.

Индивидуальное занятие по подготовке к школе Цель занятия: общее развитие детей, подготовка к обучению в школе 1 Игра. «Школьные принадлежности» В этой игре мы повторим что же необходимо.

Игровая деятельность при подготовке ребенка к школе Консультация для родителей. "Подготовка ребенка к школе". Автор: Грачева Екатерина Геннадьевна, воспитатель МБДОУ ЦРР д/с №455 г. о. Самара.

Консультация для родителей «Значение зрительного и слухового восприятия при подготовке ребенка к школе» ПЛАН-КОНСПЕКТ КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Тема консультации: Значение зрительного и слухового восприятия при подготовке ребенка к школе Задачи:.

Рекомендация родителям по подготовке ребенка к поступлению в детский сад и адаптации к нему Каждый родитель, в особенности, мама мечтает о том, что ребенок легко поступит в детский сад, помахав ручкой, весело пошагает в группу играть.

Совместная работа детского сада и семьи в подготовке ребенка к обучению в школе. Конспект родительского собрания Уроки жизни, которые дает семья, обладают огромной силой, потому что эти уроки дают самые близкие, самые дорогие ребенку люди. Прежде всего.

Занятия по подготовке к школе №3, №4Занятия по подготовке к школе №3, №4 Продолжаю печатать занятия к циклу по подготовке к школе, разработанного на основе раздела «Психологическая готовность к школе» («Что нужно.

Занятия по подготовке к школе №5, №6Занятия по подготовке к школе №5, №6 Продолжаю печатать занятия к циклу по подготовке к школе, разработанного на основе раздела «Психологическая готовность к школе» («Что нужно.

Занятия по подготовке к школе №7, №8Занятия по подготовке к школе №7, №8 Продолжаю печатать занятия к циклу по подготовке к школе, разработанного на основе раздела «Психологическая готовность к школе» («Что нужно.

Занятия по подготовке к школе №9, №10Занятия по подготовке к школе №9, №10 Продолжаю печатать занятия к циклу по подготовке к школе, разработанного на основе раздела «Психологическая готовность к школе» («Что нужно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Понятие преемственности в подготовке ребенка к школе
Опубликовано: 10 декабря 2015 в 21:30
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Понятие преемственности в подготовке ребенка к школе» (включая файлы) размещена пользователем Мария Мартынова (УИ 391794) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД