Мария Воинова Васильева
Понятие о речи и ее развитии
▼ Скачать + Заказать документы
В психолого-педагогической и методической литературе представлено несколько определений речи. М. Р. Львов определяет речь как деятельность человека, применение языка для общения, для передачи своих мыслей, знаний, намерений, чувств. «Это и разговор друзей, и горячий призыв оратора, и монолог артиста на сцене, и ответ ученика в классе, и научный труд и телеграмма».
Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. дают следующее определение: «Речь – сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком» .
Публикация «Понятие о речи и ее развитии» размещена в разделах
Для психологии представляет интерес, прежде всего место речи в системе высших психических функций человека - в ее взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью, эмоциями и т. д. ; при этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности и деятельности.
Большинство психологов рассматривают речь как речевую деятельность, выступающую или в виде целостного акта деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности, или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность. Структура речевой деятельности или речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия, т. е. включает фазы ориентировки, планирования (в форме «внутреннего программирования", реализации и контроля
Речь может быть активной, конструируемой каждый раз заново, и реактивной, представляющей собой цепочку динамических речевых стереотипов. В условиях спонтанной устной речи сознательный выбор и оценка используемых в ней языковых средств сведены до минимума, в то время как вписьменной речи и в подготовленной устной речи занимают значительное место.
Речь выполняет ряд функций:
- обозначения – каждое слово, предположение имеют определенное содержание.
- Сообщения – передача сведений, знаний, опыта.
- Выражения – обнаружение через интонацию, ударения, построение, использование сравнений, пословиц и т. п. чувств, потребностей, отношений.
- Воздействия – побуждение к выполнению задач, проявлению активности, к изменению взглядов.
Функции речи по-разному проявляются в различных ее видах. Различные виды и формы речи строятся по специфическим закономерностям (например, разговорная речь допускает значительные отклонения от грамматической системы языка, особое место занимает логическая и тем более художественная речь).
В психологии речи можно выделить следующие виды речи : внутреннюю и внешнюю. Рассмотрим данные виды речевой деятельности подробнее.
Речь внутренняя – различные виды использования языка (точнее, языковых значений) вне процесса реальной коммуникации. Выделяют три основных типа внутренней речи :
а) внутреннее проговаривание - «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т. е. произнесения звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях;
б) собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство
мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи;
в) внутреннее программирование, т. е. формирование и закрепление в специфических единицах замысла речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей (психологи Е. И. Тихеева, Л. П. Федоренко и др.).
В онтогенезе внутренняя речь формируется в процессе интериоризации внешней речи.
Внешняя речь включает речь письменную и устную (диалогическую и монологическую). Речь письменная - вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо, и непосредственным (обмен записками во время заседания). Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях - типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными для нее функциональными стилями. Ей свойственна весьма сложная композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладевать, и отсюда — особая задача обучения письменной речью в школе. Поскольку текст письменной речи может быть воспринят одновременно или, во всяком случае, большими «кусками», восприятие письменной речи во многом отличается от восприятия устной речи.
Речь устная – вербальное (словесное) общение при помощи языковых
средств, воспринимаемых на слух. Устная речь характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно. Процессы порождения устной речи включают звенья ориентировки, одновременного планирования (программирования, речевой реализации и контроля: при этом планирование в свою очередь совершается по двум параллельным каналам и касается содержательной и моторно - артикуляционной сторон устной речи. Устная речь может быть диалогической и монологической.
Диалогическая – это речь поддерживаемая, имеющая собеседника.
Она более простая, свернутая, в ней могут присутствовать интонация, жесты, паузы, ударения. Диалогическая речь может быть ситуативной, т. е. связанной ситуацией, в которой возникло общение, но может быть и контекстуальной, когда все предшествующие высказывания обуславливают последующие. И ситуативные, и контекстуальные диалоги – непосредственные формы общения людей, где участники диалога строят свои суждения и ждут на них реакции других людей.
Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение мыслей, знаний одним лицом. Монологическая речь требует больших знаний, общей культуры, владения собой, активной и планомерной передачи информации.
М. В. Гамезо, М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик различают речевую
деятельность: по степени произвольности (активная и реактивная, по степени сложности (речь-называние, коммуникативная речь, по степени предварительного планирования (монологическая речь, требующая сложной структурной организации и предварительного планирования, и диалогическая речь).
М. Р. Львов отмечает: «Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени овладения речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и школьный периоды».
С самого начала речь возникает как социальное явление, как средство общения. Несколько позднее речь становится так же средством познания окружающего мира, планирования действий. Развиваясь, ребёнок пользуется всё более сложными языковыми единицами. Первоначально ребёнок выражает чувства, побуждения и мысли отдельными словами, лишёнными чёткого грамматического оформления. Но вскоре, примерно с двухлетнего возраста, он начинает интуитивно улавливать в языке систему, его закономерности. В его высказываниях появляются различные части речи, употреблённые в нужных падежных, временных, родовых или иных формах, конструируются предложения. К семилетнему возрасту, дети уже в основном овладевают важнейшими средствами морфологии и многими формами синтаксиса в пределах разговорного стиля.
Иными словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Развитие речи ребёнка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства.
Рассмотрим основные условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей:
1) Потребность общения. Следовательно, в методике развития речи должны быть предусмотрены такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят ребенка перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чём-то.
2) Речевая среда. Общение возможно только с помощью общепонятных знаков, т. е. слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно дать образцы речи, или создать речевую среду. Это второе условие развития речи ребёнка. От того, какая у него речевая среда во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи. Речевая среда – это речь родителей, старших, друзей, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр.
3) Третье условие речевого развития – обеспечение фактическим материалом. У ребенка него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа. Материал должен быть знакомым и значимым.
Важнейшее требование, предъявляемое к речевым упражнениям, - систематичность (последовательность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинить их единой цели). Каждое новое упражнение, будучи связано с предыдущим, в то же время должно вносить что-то новое. Одно из требований систематичности состоит в том, чтобы в процессе обучения были более или менее равномерно распределены все доступные возрасту виды работ. Например, все виды устных монологических упражнений: пересказ близкий к тексту, пересказ сжатый, пересказ с творческими дополнениями, рассказ по наблюдениям, рассказ по серии картин и по одной картине, рассказ по аналогии с прочитанным и пр. Кроме того, задания должны носить творческий характер, не быть однообразными, побуждать интерес детей, активизировать их познавательную деятельность.
Кроме того, в развитии речи выделяют три линии :
• Работа над словарём,
• Работа над словосочетанием и предложением
• Работа над связной речью
Все эти три линии развиваются параллельно и находятся так же в подчинительных отношениях: словарная работа даёт материал для предложений, для связной речи; при подготовке к пересказу, сочинению проводится работа над словом и предложением.
Упражнения в связной речи : рассказы, пересказы, сочинения и т. п. – представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, в них сливаются все умения – и в области словаря, и на уровне предложения, и по логике и композиции текста, и умение накапливать материал, и графо-орфографические умения.
Таким образом, речь - это деятельность, выступающая или в виде целостного акта деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности, или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность. На это определение мы опирались в своём исследовании.
Речь детей в дошкольном возрасте претерпевает различные изменения и всесторонне развивается под воздействием окружающей действительности. Раскрываются все функции речи, а это значит, что ребенок учится планировать, высказывать свои замыслы языковыми средствами, предвидеть возможные реакции собеседника, меняющиеся условия общения, контролировать свою речевую деятельность.