Лучший педагог года

Понятие и характеристика межличностных отношений дошкольников

Марина Махова
Понятие и характеристика межличностных отношений дошкольников

Понятие и характеристика межличностных отношений дошкольников

Отношение к другим людям является основной тканью человеческой жизни. Собственно, эти связи рождают наиболее яркие переживания и поступки. Взаимоотношение к другому считается центром духовно-нравственного становления личности и во многом обусловливает нравственную ценность человека. Взаимоотношения с другими людьми начинаются и особо ярко развиваются в дошкольном возрасте, именно поэтому важно, насколько позитивно сформировываются отношения между детьми в коллективе. От этого зависит психическое здоровье ребенка [26].

Публикация «Понятие и характеристика межличностных отношений дошкольников» размещена в разделах

Межличностные отношения реализуются, проявляются и формируются в общении и совместной деятельности. Особенно велика роль общения в становлении личности ребенка. Теперь уже не приходится доказывать, что межличностное общение – это абсолютно необходимое условие жизни людей, без него невозможно полное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса и, личности в целом.

Проблеме межличностных отношений уделено достаточно большое внимание в трудах педагогов и психологов. Чрезвычайная субъективная важность взаимоотношений с другими людьми притягивала к этой действительности внимание многих исследователей. Социальная ситуация развития составляет систему отношений ребенка с другими людьми, а отношения с другими людьми считаются органически важным условием человеческого развития [23].

Отсюда следует, что главная составляющая, определяющая личность - ее отношение к людям, являющееся в одно и тоже время основой взаимоотношения с ними. Отношения человека выступают как сознательная, избирательная, основанная на опыте, психологическая связь с многообразными сторонами объективной действительности, выражающаяся в его поступках, реакциях и переживаниях, формирующаяся в деятельности.

Проблема межличностных отношений дошкольников является сегодня важной психолого-педагогической проблемой, которую необходимо решать. По словам С. Л. Рубинштейна «…первейшее из первых условий жизни человека – это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, её сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека» [18].

В психологии межличностные отношения, их содержание интерпретируются неоднозначно. Существует множество подходов к рассмотрению такого широкого феномена, как в отечественной, так и в зарубежной психологии.

А. А. Бодалев характеризует межличностные отношения «как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности. Это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и прочих диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга» [2].

В психологическом словаре А. В. Петровского и М. К. Ярошевского межличностные отношения трактуются в виде системы установок, ожиданий и ориентаций членов группы, относительно друг друга, которые обусловлены ценностями, содержанием и организацией совместной деятельности, на которых основывается общение людей [15].

По мнению В. Н. Кунициной, межличностные отношения являются субъективно переживаемым, личностно значимым, эмоционально когнитивным отражением людьми друг друга в межличностном взаимодействии.

Межличностные отношения основаны на различных видах общения, включая невербальные связи, жесты и телодвижения, устную речь определенный внешний вид, и т. д. Они характеризуются когнитивным, поведенческими и эмоциональными компонентами. Важнейшая черта, отличающая межличностные отношения от простого взаимодействия, от просто общения заключается в наличии эмоциональной основы. По своей структуре и содержанию они достаточно динамичны.

В современной науке существуют следующие подходы к осознанию межличностных отношений :

- социометрический: избирательные предпочтения детей;

- социокогнитивный: познание и оценка другого и разрешение социальных проблем;

- деятельностный: отношения как итог общения и общей деятельности детей [3].

Согласно одному из системных принципов, исследуемое явление можно описать через следующие основные параметры: пространство, время, энергия, информация. Пространство - социальное пространство, которое проявляется в общении, взаимодействии между субъектами или социальными группами. Где общение имеет наиболее приоритетное значение, поскольку именно в общении и происходит реализация отношений. Психологическое время -данная система задается самой физической реальностью, в плане психологической реальности обозначенная система проявляется в осмысленности и синхронизации субъективного опыта, сформированного в различные отрезки времени. Рассогласование и не связанность субъективного опыта лишает человека полноценности бытия. Энергия - это мотивационно-потребностные состояния, которые являются движущей силой формирования межличностных отношений. Конечно, в большей степени мы говорим о социальных потребностях: аффилиативная потребность, потребность в общении, потребность в признании и уважении. Эмоциональные состояния также относятся к стимулирующим факторам, однако, считать их типично принадлежащих к данной сфере не совсем верно. Эмоциональные процессы мы можем видеть и в проявлениях сферы познания, сферы общения, сферы восприятия и переживания психологического времени.

Также в межличностных отношениях выделяют систему статусов, которые характеризуют позицию человека в социальной общности, его положение в системе межличностных отношений и те права, обязанности, полномочия и привилегии, которые он получает благодаря своему положению [21].

Виды социальных статусов в межличностных отношениях :

1) прирожденный и приписываемый статус – приобретается человеком автоматически при рождении и не зависит от усилий и стремлений человека;

2) приписываемые, но не прирожденные статусы приобретаются благодаря стечению определенных обстоятельств, а не по личной воле индивида, например, благодаря заключению брака;

3) достигнутый статус – приобретается благодаря усилиям самого человека с помощью различных социальных групп. Достигнутые статусы разделяют на определяемые:

а) должностью;

б) ученой степенью;

в) профессиональной принадлежностью (народный артист России или заслуженный мастер спорта);

4) основные статусы – это достаточно постоянные статусы (прирожденные, приписываемые, достигаемые, личные);

5) не основные статусы, обусловленные кратковременной ситуацией.

Теоретический анализ научной литературы приводит к пониманию понятия межличностных отношений со сверстниками как особой системы субъективно переживаемых связей между детьми, проявляющихся в совместной деятельности и общении.

Необходимо отметить, что общение со сверстниками существенно меняется в течение всего определенного возрастного этапа. Так, исследователи отмечают изменения в содержании, потребностях, мотивах и средствах общения, которые могут происходить плавно и постепенно, а возможны переломные проявления и качественные сдвиги. Первый перелом внешне проявляется в резком возрастании значимости других детей в жизни ребенка.

Е. О. Смирнова выделила несколько значимых для общения детей особенностей: разнообразие коммуникативных действий в чрезвычайно широком их диапазоне; яркая эмоциональная насыщенность общения, нестандартность и нерегламентированность контактов детей при общении, а также преобладание инициативных действий над ответными [25].

Специфика общения дошкольников с ровесниками имеет множество различий по сравнению с общением с окружающими ребенка взрослыми. Контакты с ровесниками более ярко эмоционально насыщены, сопровождаются громкими голосами, резкими интонациями, смехом. В контактах с ровесниками отсутствуют общепринятые нормы и правила, которые следует соблюдать при общении со взрослым. При контактах с окружающими взрослыми, ребенок среднего дошкольного возраста умеет применять общепринятые способы поведения и коммуникации. В процессе общения с ровесниками дети старшего дошкольного возраста могут проявлять фантазию, передразнивать друг друга [20].

Инициативные высказывания преобладают над ответными при контактах детей средней группы ребенку гораздо важнее высказаться самому, чем выслушать другого, в итоге диалог с ровесником не получается, потому что каждый из детей говорит о своем, не слушает и перебивает другого. В то же время разговор с окружающими взрослыми ребенок средней группы чаще всего с удовольствием поддерживает, старается ответить на вопросы взрослого, старается внимательно выслушать, выполнить задание. Нередко взрослый разрешает спорные моменты, возникшие между детьми. Все стороны процесса общения, направленные на сверстника, разнообразнее по назначению и функциям. От взрослого ребенок средней группы ожидает оценки своих действий или высказанной информации. Общаясь с ровесниками, дошкольник пытается учить сверстника, показывая или тем или иным образом заставляя принять собственный образец поведения, деятельности и сравнивая других детей с собой; контролирует действия партнера, делая замечания. В среде ровесников ребенок демонстрирует свои способности и умения [20].

Наиболее распространенным подходом к осмыслению межличностных отношений дошкольников считается социометрический. Межличностные взаимоотношения рассматриваются при этом как избирательные предпочтения детей в группе сверстников.

В различных исследованиях (В. Р. Кисловская, Я. Л. Коломинский, А. В. Кривчук, В. С. Мухина, Т. А. Репина, и др.) было показано, что в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) быстро растет организованность детского коллектива. Некоторые дети становятся все более предпочитаемыми основной массой в группе, другие все крепче занимают состояние отверженных.

Именно содержание и подтверждение выборов, которые осуществляют дети, меняется от внешних качеств до личностных характеристик. Также выяснилось, что эмоциональное сопереживание детей и общее отношение к детскому саду во многом зависят от характера взаимоотношений ребенка со сверстниками [17].

К. Роджерс полагал, что взаимодействие с другими дает человеку возможность раскрыть, пережить или встретить свою настоящую сущность. Личность человека становиться видимой через отношения с окружающими. Отношения создают наилучшую возможность для «полной боевой готовности», чтобы быть в гармонии с самим собой, другими и окружающей средой.

Наиболее важная специфическая особенность межличностных отношений - эмоциональная основа, то есть, они появляются и развиваются на основе определенных чувств, возникающих в отношении людей друг к другу. Эмоциональная основа межличностных отношений содержит все виды эмоциональных проявлений: аффекты, эмоции и чувства. Ориентация человека на внешний или внутренний мир (экстравертированность или интравертированность) считается главной характеристикой, оказывающей большое влияние на межличностные отношения.

А. П. Жавнерко выделены основные феномены социальных межличностных отношений :

1. Симпатия - предпочтительная привлекательность. Вызывает когнитивную, эмоциональную, поведенческую реакцию, эмоциональную привлекательность.

2. Аттракция – притягивание одного человека к другому, процесс предпочтения, двустороннего притяжения, обоюдной симпатии.

3. Антипатия - чувство неприязни, нерасположения или отвращения, эмоциональное отношение неприятия кого-то или чего-то.

4. Эмпатия (сопереживание, отклик одной личности на эмоции другой, которая имеет следующие уровни [5].

В различные этапы дошкольного детства содержание потребности в общении со сверстниками неодинаково. Педагоги - исследователи дошкольного детства Н. И. Ганошенко и А. Г. Рузская изучали динамику развития содержания потребности в общении со сверстниками у детей дошкольного возраста. Были выявлены следующие изменения: вдвое увеличивается количество контактов дошкольников со сверстниками, если ровесники стремятся разделить друг с другом свои переживания. В то же время, по мере взросления ребенка, стремление к чисто деловому сотрудничеству со ровесником в конкретной ситуации деятельности уменьшается [20].

Модель структуры межличностных отношений предполагает выделение трех уровней: первый (глубинный) уровень – имплицитная структура на уровне семантического слоя индивидуального сознания; второй (регуляторный) уровень – система ценностно смысловых координат субъекта в актуальный момент времени, эмоциональные и мотивационные характеристики; третий (поведенческий) уровень – межличностное взаимодействие, которое зависит от субъективных представлений и преломляется на ценностно-смысловом уровне.

Ряд ученых (А. А. Бодалев, Я. Л. Коломинский, Б. Ф. Ломов, Б. Д. Парыгин) в структуре межличностных процессов выделяют три связанных между собой компонента: поведенческий (праксический, эмоциональный (аффективный) информационный, или когнитивный (гностический). Поведенческий компонент заключает в себе непосредственное взаимодействие в ходе коллективной деятельности, общение, поступки членов коллектива, адресованные другим.

Гностический компонент заключает в себе коллективной восприятие, дающее возможность осознать детьми психологические качества другого. В этом случае межличностные отношения будут аффективным, то есть вступит в силу непосредственно эмоциональный компонент структуры межличностных процессов [18].

Система межличностных отношений включает в себя совокупность симпатий и антипатий, предпочтений и отвержений всех членов группы.

Педагог, исследователь дошкольного детства М. И. Лисина выделяет три основные категории средств общения с ровесниками: у детей 2-3 лет ведущими являются выразительные и практические операции. Начиная с 3 лет на первый план выступает речь выступает и занимает ведущее положение [9].

Особенности процесса общения детей дошкольного возраста со сверстниками проявляются в темах разговоров. Высказывания в адрес ровесника так или иначе связаны с собственным «Я» ребенка. То, о чем говорят дети, позволяет проследить, что ценят они в ровеснике и за счет чего само утверждаются в его глазах.

Разговоры младших дошкольников – о чем-либо конкретном, о том, что они видят, или о том, что у них есть. Они желают поделиться впечатлениями, завладеть вниманием окружающих с помощью имеющихся у них предметов. Такие темы сохраняются на протяжении всего дошкольного возраста. Ребята средней группы уже чаще готовы показывать ровесникам то, что они умеют делать и как это у них получается [27].

В возрасте 5-7 лет ребята много рассказывают ровесникам и взрослым о себе, о том, что им нравится или не нравится. Они делятся со сверстниками своими познаниями, предпочтениями и планами на будущее («кем я стану, когда буду взрослым»).

К 6-7 годам у дошкольников существенно изменяется отношение к ровесникам. В это время ребенок уже бывает способен к вне ситуативного общения, не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. Дети рассказывают друг другу о том, где они были, что новое узнали, что видели, дают оценки чьим-либо качествам и поступкам. В этом возрасте между ними уже может происходить процесс общения, не связанный с играми и игрушками, то есть общение в привычном для взрослых людей понимании этого слова. Дошкольники могут подолгу просто разговаривать (чего не умели делать в младшем дошкольном возрасте, не совершая при этом никаких практических действий [16].

Таким образом, межличностные отношения представляют собой систему многообразных, избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей между отдельными людьми и в группе тесного общения. Межличностные отношения — это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Публикации по теме:

Сообщение на педагогическом совете «Понятие об опасностях и опыте безопасного поведения» Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление.

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть)Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть) 2 часть Как показали последние социологические исследования, проведённые среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей.

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть)Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть) 1 часть Коррекционная программа включает в себя 7 этапов: 1 – этап. Общение без слов. Главной целью первого этапа является переход.

Картотека «Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников» Картотека "Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников".У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.

Конспект занятия для старших дошкольников «Понятие точка и прямая»Конспект занятия для старших дошкольников «Понятие точка и прямая» «Понятие точка и прямая» Воспитатель в игровой форме знакомит детей с точкой, видами линий (прямой, кривой). Дети получают представление.

Консультация для воспитателей «Характеристика модели оптимального двигательного режима дошкольников» Консультация для воспитателей: «Характеристика модели оптимального двигательного режима дошкольников» Двигательный режим включает в себя.

Консультация для воспитателей «Характеристика социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и.

Стихотворения — разъяснялки для детей 4–7 лет, поясняющие им понятие народное единство Уважаемые воспитатели и педагоги начальных классов, дети должны познавать мир, как материальный и психологический, так и политический. Как.

Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений»Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений» Понятия нравственности и патриотизма тесно связаны друг с другом. Нравственность включает честность, верность, долг, уважение. Это внутреннее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Понятие и характеристика межличностных отношений дошкольников
Опубликовано: 21 февраля 2021 в 21:46
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД