Марина Махова
Понятие и характеристика межличностных отношений дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие и характеристика межличностных отношений дошкольников
Отношение к другим людям является основной тканью человеческой жизни. Собственно, эти связи рождают наиболее яркие переживания и поступки. Взаимоотношение к другому считается центром духовно-нравственного становления личности и во многом обусловливает нравственную ценность человека. Взаимоотношения с другими людьми начинаются и особо ярко развиваются в дошкольном возрасте, именно поэтому важно, насколько позитивно сформировываются отношения между детьми в коллективе. От этого зависит психическое здоровье ребенка [26].
Публикация «Понятие и характеристика межличностных отношений дошкольников» размещена в разделах
Межличностные отношения реализуются, проявляются и формируются в общении и совместной деятельности. Особенно велика роль общения в становлении личности ребенка. Теперь уже не приходится доказывать, что межличностное общение – это абсолютно необходимое условие жизни людей, без него невозможно полное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса и, личности в целом.
Проблеме межличностных отношений уделено достаточно большое внимание в трудах педагогов и психологов. Чрезвычайная субъективная важность взаимоотношений с другими людьми притягивала к этой действительности внимание многих исследователей. Социальная ситуация развития составляет систему отношений ребенка с другими людьми, а отношения с другими людьми считаются органически важным условием человеческого развития [23].
Отсюда следует, что главная составляющая, определяющая личность - ее отношение к людям, являющееся в одно и тоже время основой взаимоотношения с ними. Отношения человека выступают как сознательная, избирательная, основанная на опыте, психологическая связь с многообразными сторонами объективной действительности, выражающаяся в его поступках, реакциях и переживаниях, формирующаяся в деятельности.
Проблема межличностных отношений дошкольников является сегодня важной психолого-педагогической проблемой, которую необходимо решать. По словам С. Л. Рубинштейна «…первейшее из первых условий жизни человека – это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, её сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека» [18].
В психологии межличностные отношения, их содержание интерпретируются неоднозначно. Существует множество подходов к рассмотрению такого широкого феномена, как в отечественной, так и в зарубежной психологии.
А. А. Бодалев характеризует межличностные отношения «как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности. Это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и прочих диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга» [2].
В психологическом словаре А. В. Петровского и М. К. Ярошевского межличностные отношения трактуются в виде системы установок, ожиданий и ориентаций членов группы, относительно друг друга, которые обусловлены ценностями, содержанием и организацией совместной деятельности, на которых основывается общение людей [15].
По мнению В. Н. Кунициной, межличностные отношения являются субъективно переживаемым, личностно значимым, эмоционально когнитивным отражением людьми друг друга в межличностном взаимодействии.
Межличностные отношения основаны на различных видах общения, включая невербальные связи, жесты и телодвижения, устную речь определенный внешний вид, и т. д. Они характеризуются когнитивным, поведенческими и эмоциональными компонентами. Важнейшая черта, отличающая межличностные отношения от простого взаимодействия, от просто общения заключается в наличии эмоциональной основы. По своей структуре и содержанию они достаточно динамичны.
В современной науке существуют следующие подходы к осознанию межличностных отношений :
- социометрический: избирательные предпочтения детей;
- социокогнитивный: познание и оценка другого и разрешение социальных проблем;
- деятельностный: отношения как итог общения и общей деятельности детей [3].
Согласно одному из системных принципов, исследуемое явление можно описать через следующие основные параметры: пространство, время, энергия, информация. Пространство - социальное пространство, которое проявляется в общении, взаимодействии между субъектами или социальными группами. Где общение имеет наиболее приоритетное значение, поскольку именно в общении и происходит реализация отношений. Психологическое время -данная система задается самой физической реальностью, в плане психологической реальности обозначенная система проявляется в осмысленности и синхронизации субъективного опыта, сформированного в различные отрезки времени. Рассогласование и не связанность субъективного опыта лишает человека полноценности бытия. Энергия - это мотивационно-потребностные состояния, которые являются движущей силой формирования межличностных отношений. Конечно, в большей степени мы говорим о социальных потребностях: аффилиативная потребность, потребность в общении, потребность в признании и уважении. Эмоциональные состояния также относятся к стимулирующим факторам, однако, считать их типично принадлежащих к данной сфере не совсем верно. Эмоциональные процессы мы можем видеть и в проявлениях сферы познания, сферы общения, сферы восприятия и переживания психологического времени.
Также в межличностных отношениях выделяют систему статусов, которые характеризуют позицию человека в социальной общности, его положение в системе межличностных отношений и те права, обязанности, полномочия и привилегии, которые он получает благодаря своему положению [21].
Виды социальных статусов в межличностных отношениях :
1) прирожденный и приписываемый статус – приобретается человеком автоматически при рождении и не зависит от усилий и стремлений человека;
2) приписываемые, но не прирожденные статусы приобретаются благодаря стечению определенных обстоятельств, а не по личной воле индивида, например, благодаря заключению брака;
3) достигнутый статус – приобретается благодаря усилиям самого человека с помощью различных социальных групп. Достигнутые статусы разделяют на определяемые:
а) должностью;
б) ученой степенью;
в) профессиональной принадлежностью (народный артист России или заслуженный мастер спорта);
4) основные статусы – это достаточно постоянные статусы (прирожденные, приписываемые, достигаемые, личные);
5) не основные статусы, обусловленные кратковременной ситуацией.
Теоретический анализ научной литературы приводит к пониманию понятия межличностных отношений со сверстниками как особой системы субъективно переживаемых связей между детьми, проявляющихся в совместной деятельности и общении.
Необходимо отметить, что общение со сверстниками существенно меняется в течение всего определенного возрастного этапа. Так, исследователи отмечают изменения в содержании, потребностях, мотивах и средствах общения, которые могут происходить плавно и постепенно, а возможны переломные проявления и качественные сдвиги. Первый перелом внешне проявляется в резком возрастании значимости других детей в жизни ребенка.
Е. О. Смирнова выделила несколько значимых для общения детей особенностей: разнообразие коммуникативных действий в чрезвычайно широком их диапазоне; яркая эмоциональная насыщенность общения, нестандартность и нерегламентированность контактов детей при общении, а также преобладание инициативных действий над ответными [25].
Специфика общения дошкольников с ровесниками имеет множество различий по сравнению с общением с окружающими ребенка взрослыми. Контакты с ровесниками более ярко эмоционально насыщены, сопровождаются громкими голосами, резкими интонациями, смехом. В контактах с ровесниками отсутствуют общепринятые нормы и правила, которые следует соблюдать при общении со взрослым. При контактах с окружающими взрослыми, ребенок среднего дошкольного возраста умеет применять общепринятые способы поведения и коммуникации. В процессе общения с ровесниками дети старшего дошкольного возраста могут проявлять фантазию, передразнивать друг друга [20].
Инициативные высказывания преобладают над ответными при контактах детей средней группы ребенку гораздо важнее высказаться самому, чем выслушать другого, в итоге диалог с ровесником не получается, потому что каждый из детей говорит о своем, не слушает и перебивает другого. В то же время разговор с окружающими взрослыми ребенок средней группы чаще всего с удовольствием поддерживает, старается ответить на вопросы взрослого, старается внимательно выслушать, выполнить задание. Нередко взрослый разрешает спорные моменты, возникшие между детьми. Все стороны процесса общения, направленные на сверстника, разнообразнее по назначению и функциям. От взрослого ребенок средней группы ожидает оценки своих действий или высказанной информации. Общаясь с ровесниками, дошкольник пытается учить сверстника, показывая или тем или иным образом заставляя принять собственный образец поведения, деятельности и сравнивая других детей с собой; контролирует действия партнера, делая замечания. В среде ровесников ребенок демонстрирует свои способности и умения [20].
Наиболее распространенным подходом к осмыслению межличностных отношений дошкольников считается социометрический. Межличностные взаимоотношения рассматриваются при этом как избирательные предпочтения детей в группе сверстников.
В различных исследованиях (В. Р. Кисловская, Я. Л. Коломинский, А. В. Кривчук, В. С. Мухина, Т. А. Репина, и др.) было показано, что в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) быстро растет организованность детского коллектива. Некоторые дети становятся все более предпочитаемыми основной массой в группе, другие все крепче занимают состояние отверженных.
Именно содержание и подтверждение выборов, которые осуществляют дети, меняется от внешних качеств до личностных характеристик. Также выяснилось, что эмоциональное сопереживание детей и общее отношение к детскому саду во многом зависят от характера взаимоотношений ребенка со сверстниками [17].
К. Роджерс полагал, что взаимодействие с другими дает человеку возможность раскрыть, пережить или встретить свою настоящую сущность. Личность человека становиться видимой через отношения с окружающими. Отношения создают наилучшую возможность для «полной боевой готовности», чтобы быть в гармонии с самим собой, другими и окружающей средой.
Наиболее важная специфическая особенность межличностных отношений - эмоциональная основа, то есть, они появляются и развиваются на основе определенных чувств, возникающих в отношении людей друг к другу. Эмоциональная основа межличностных отношений содержит все виды эмоциональных проявлений: аффекты, эмоции и чувства. Ориентация человека на внешний или внутренний мир (экстравертированность или интравертированность) считается главной характеристикой, оказывающей большое влияние на межличностные отношения.
А. П. Жавнерко выделены основные феномены социальных межличностных отношений :
1. Симпатия - предпочтительная привлекательность. Вызывает когнитивную, эмоциональную, поведенческую реакцию, эмоциональную привлекательность.
2. Аттракция – притягивание одного человека к другому, процесс предпочтения, двустороннего притяжения, обоюдной симпатии.
3. Антипатия - чувство неприязни, нерасположения или отвращения, эмоциональное отношение неприятия кого-то или чего-то.
4. Эмпатия (сопереживание, отклик одной личности на эмоции другой, которая имеет следующие уровни [5].
В различные этапы дошкольного детства содержание потребности в общении со сверстниками неодинаково. Педагоги - исследователи дошкольного детства Н. И. Ганошенко и А. Г. Рузская изучали динамику развития содержания потребности в общении со сверстниками у детей дошкольного возраста. Были выявлены следующие изменения: вдвое увеличивается количество контактов дошкольников со сверстниками, если ровесники стремятся разделить друг с другом свои переживания. В то же время, по мере взросления ребенка, стремление к чисто деловому сотрудничеству со ровесником в конкретной ситуации деятельности уменьшается [20].
Модель структуры межличностных отношений предполагает выделение трех уровней: первый (глубинный) уровень – имплицитная структура на уровне семантического слоя индивидуального сознания; второй (регуляторный) уровень – система ценностно смысловых координат субъекта в актуальный момент времени, эмоциональные и мотивационные характеристики; третий (поведенческий) уровень – межличностное взаимодействие, которое зависит от субъективных представлений и преломляется на ценностно-смысловом уровне.
Ряд ученых (А. А. Бодалев, Я. Л. Коломинский, Б. Ф. Ломов, Б. Д. Парыгин) в структуре межличностных процессов выделяют три связанных между собой компонента: поведенческий (праксический, эмоциональный (аффективный) информационный, или когнитивный (гностический). Поведенческий компонент заключает в себе непосредственное взаимодействие в ходе коллективной деятельности, общение, поступки членов коллектива, адресованные другим.
Гностический компонент заключает в себе коллективной восприятие, дающее возможность осознать детьми психологические качества другого. В этом случае межличностные отношения будут аффективным, то есть вступит в силу непосредственно эмоциональный компонент структуры межличностных процессов [18].
Система межличностных отношений включает в себя совокупность симпатий и антипатий, предпочтений и отвержений всех членов группы.
Педагог, исследователь дошкольного детства М. И. Лисина выделяет три основные категории средств общения с ровесниками: у детей 2-3 лет ведущими являются выразительные и практические операции. Начиная с 3 лет на первый план выступает речь выступает и занимает ведущее положение [9].
Особенности процесса общения детей дошкольного возраста со сверстниками проявляются в темах разговоров. Высказывания в адрес ровесника так или иначе связаны с собственным «Я» ребенка. То, о чем говорят дети, позволяет проследить, что ценят они в ровеснике и за счет чего само утверждаются в его глазах.
Разговоры младших дошкольников – о чем-либо конкретном, о том, что они видят, или о том, что у них есть. Они желают поделиться впечатлениями, завладеть вниманием окружающих с помощью имеющихся у них предметов. Такие темы сохраняются на протяжении всего дошкольного возраста. Ребята средней группы уже чаще готовы показывать ровесникам то, что они умеют делать и как это у них получается [27].
В возрасте 5-7 лет ребята много рассказывают ровесникам и взрослым о себе, о том, что им нравится или не нравится. Они делятся со сверстниками своими познаниями, предпочтениями и планами на будущее («кем я стану, когда буду взрослым»).
К 6-7 годам у дошкольников существенно изменяется отношение к ровесникам. В это время ребенок уже бывает способен к вне ситуативного общения, не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. Дети рассказывают друг другу о том, где они были, что новое узнали, что видели, дают оценки чьим-либо качествам и поступкам. В этом возрасте между ними уже может происходить процесс общения, не связанный с играми и игрушками, то есть общение в привычном для взрослых людей понимании этого слова. Дошкольники могут подолгу просто разговаривать (чего не умели делать в младшем дошкольном возрасте, не совершая при этом никаких практических действий [16].
Таким образом, межличностные отношения представляют собой систему многообразных, избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей между отдельными людьми и в группе тесного общения. Межличностные отношения — это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.