Ольга Ушакова
Консультация для воспитателей по обучению детей развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста является одной из основных задач детского сада.
Многие дети, придя в школу, испытывают затруднения у доски, понимая материал, не могут пересказать его,не могут подобрать подходящее слово неправильно строят предложение, говорят невнятно.
Публикация «Консультация для воспитателей по обучению детей развитию речи» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Очень важно научить будущего школьника выражать свои мысли грамотно, последовательно, точно, выделяя главное в своём рассказе, т. е. говорить связно.
Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок, сможет давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно, полно, и аргументировано излагать свои мысли, воспроизводить содержание текстов из учебников, писать сочинения.
Связная речь является основным показателем умственного развития дошкольника, средством общения со сверстниками и взрослыми, необходимым условием успешного обучения в школе.
Главным принципом в работе по развитию связной речи дошкольников является взаимосвязь речевых задач:
- обогащение и активизация словаря
- формирование грамматического строя речи
- воспитание звуковой культуры речи.
При формировании речевых навыков у детей нужно развивать творческие и мыслительные способности, расширять знания об окружающем мире, развивать у детей желание творить.
Развитие связной речи невозможно отделить от какой-либо деятельности. Поэтому мы осуществляем её не только на основных занятиях, но и в повседневном общении с детьми, при чтении художественной литературы, в дидактических играх, играх-драматизациях.
Учёными выделяются два основных фактора, которые помогают процессу развития связной речи у детей.
Первый, по мнению С. Л. Рубинштейна, Л. В. Эльконина - это наглядность. Второй, по мнению Л. С. Выгодского, - создание внутреннего плана высказывания.
По словам Л. С. Выгодского, когда ребёнок овладевает речью, он идет от части к целому: от слова к соединению двух или трёх слов, далее -к простой фразе, затем к предложениям. Конечным результатом является связный текст, состоящий из развёрнутых предложений.
В качестве основного показателя связности речи выделяют умение детей структурно выстраивать текст и использовать различные способы связей между фразами и частями высказываний, умение видеть структуру текста, его основные части, их взаимосвязь.
Таким образом, приобретая эти умения, дошкольник начинает овладевать текстом как определённой моделью.
Основным средством для обучения детей этим умениям выступают: наглядные модели и графические схемы, которые способствуют развитию внимания, мышления, наблюдательности, активизации опыта детей.
Приё м наглядного моделирования хорошо использовать в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
- пересказ
- составление рассказов по картине и серии картин
- описательный рассказ
- творческий рассказ
Детям бывает трудно построить связный рассказ, даже просто пересказать текст, хотя пересказ считается самым простым из видов связного высказывания. Они отвлекаются на незначительные детали, могут перепутать последовательность развития событий. Задача взрослых - научить детей выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия.
В этом очень помогают модельно - графические схемы, они дают возможность выделить наиболее существенные стороны объекта и отвлечься от несущественных.
Работа с графическими схемами и наглядными моделями проводилась ещё со средней группы: при обыгрывании художественных произведений, при пересказе текстов детям предлагались схематические изображения основных событий и персонажей.
Работа по использованию графических схем и моделей ведё тся по этапам:
1. Ознакомление с моделями:
-Наглядно-предметная модель
-Предметно-схематическая
-Схематическая
2. Умение осознавать художественный образ
3. Формирование представлений о структуре текста (обучение «чтению моделей»)
4. Самостоятельное составление рассказов с опорой на модель.
В ходе использования приёма наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом представления информации - моделью.
В качестве моделей могут быть использованы:
-геометрические фигуры
-силуэты, контуры предметов
-условные обозначения действий
-контрастная рамка и др.
Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребёнка.
Работа по развитию навыка пересказа ведё тся по этапам:
Учить детей умению выделять основные персонажи и обозначать их графическими заместителями.
Формировать умение передавать события при помощи схем - заместителей
Передавать последовательность эпизодов, правильно располагая схемы - заместители.
Графические схемы выступают в роли плана, которого дети придерживаются при пересказе. Более трудным для детей является составление рассказов по картине и серии картин. От детей требуется : умение выделять основные действующие объекты, проследить их взаимосвязь, додумать причины возникновения событий, умение объединить фрагменты в единый сюжет. В качестве модельных схем можно использовать картинки - фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины.
Когда дети освоят навык построения связного высказывания в пересказе и рассказе по картинам, можно добавить элементы творчества - предложить ребёнку придумать начало и конец рассказа, добавить персонажам новые качества и т. д.
Предварительное составление схем описания оказывает большую помощь в развитии умений составлять описательные рассказы о предметах.
Основу описательного рассказа составляют конкретные знания ребёнка о предмете. Элементами модели рассказа являются качественные и внешние характеристики объекта:
величина
цвет
форма
детали
материал
как используются
чем нравится и т. д.
Наиболее сложным для детей являются творческие рассказы. Но и здесь наглядные модели оказывают незаменимую помощь.
Ребенку предлагают модель рассказа, а он должен элементы модели наделить своими качествами, составить связное высказывание. Последовательность работы по обучению творческому рассказыванию такая:
Ребенку дается персонаж и предлагается придумать ситуацию, которая могла бы с ним произойти.
Конкретные персонажи заменяются силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в продумывании их характера, внешнего вида.
Ребенку просто задается тема рассказа.
Ребенок сам выбирает тему и героев своего рассказа
Предлагая детям помощь в виде символов-схем, не нужно опасаться, что такая помощь сделает их мыслительные процессы «ленивыми», а речь «заштампованной». Наоборот, это будет способствовать усвоению ребенком различных структур языка.
Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети научатся планировать свою речь.