Вероника Ежова
Помощь в адаптации к условиям специализированного ДОУ детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Помощь в адаптации к условиям специализированного ДОУ детей с ОВЗ
Ежова В. А., учитель-дефектолог МБДОУ КВ №6 ЗАТО Северск
В условиях интеграции ДОУ компенсирующего вида принимает детей с различными ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития, умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра, нарушениями поведения и др.) Преобладающую численность представляют дошкольники с ЗПР, имеющие в большинстве случаев полиморфную клиническую симптоматику. Это выражается, как правило, в незрелости сложных форм поведения и недостатках целенаправленной деятельности на фоне энцефалопатических расстройств, повышенной истощаемости и нарушенной работоспособности. Задержки в развитии ребенка имеют разную этиологию, которая связана как с биологическими так и с неблагоприятными социальными факторами. По данным нейрофизиологических исследований у большинства детей предшкольного возраста, испытывающих трудности в обучении, развитие мозговых структур и связей между ними отстает от условной возрастной нормы. По этим причинам каждому из детей с отставанием в развитии трудно не только адаптироваться в среде здоровых сверстников, но и включаться в специально организованную для него в коррекционной группе коллективную деятельность, особенно, если это новые или непривычные условия.
Публикация «Помощь в адаптации к условиям специализированного ДОУ детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Наиболее сложными мыслительными операциями для ребенка с задержкой психического являются: возможность выделения, осознания и принятия цели действия; планирование своей деятельности по времени и содержанию. Такие дети не умеют корректировать свои действия в процессе их выполнения, у них нарушен психический тонус. Как показывает практика, дети с ЗПР выявляются среди общего контингента дошкольников в различное время. Это обусловлено индивидуальными особенностями в развитии каждого ребенка с задержкой развития, а так же согласованностью в работе психолого-медико-педагогических служб и готовностью семьи признать факторы нарушенного развития. Поэтому очень важно своевременно и квалифицированно обследовать ребенка с проблемами обучения и воспитания и определить образовательный маршрут для таких детей сначала на диагностический период пребывания в специализированном ДОУ. В случае необходимости длительного коррекционного воздействия для ребенка с временной задержкой в развитии время его пребывания в детском саду компенсирующего вида увеличивается до двух и более лет (до достижения им школьного возраста).
Для самого ребенка и его родителей значимым периодом является время адаптации к условиям ДОУ КВ. В это время семья вынуждена пересмотреть свои педагогические установки и принять единые требования и подходы к воспитанию своего ребенка. Они прежде всего должны быть ориентированы на Правила специализированного образовательного учреждения. Во время адаптации ребенок начинает привыкать к общему для всех распорядку дня, специально разработанным режимным моментам (для каждой возрастной группы) и личностно-ориентированным на него психолого-педагогическим условиям. К ним относятся: индивидуальное знакомство с воспитанником и его семьей, педагогические наблюдения во всех режимных моментах (включая контакты со взрослыми, общение с детьми и игру в одиночестве, изучение медицинской документации на ребенка.
В адаптационный период по итогам наблюдения за детьми проводятся консультации семьи и родительские собрания ДОУ и группы, на которых родителей знакомят с первыми общими результатами первичной работы. Разрабатываются памятки по актуальным вопросам, педагогом-психологом проводится серия занятий по обучению родителей отдельным методам и приемам воспитания и развития ребенка с ЗПР. Выявленные в период адаптации индивидуальные особенности в развитии каждого ребенка в отдельности фиксируются в тетради взаимосвязи специалистов и воспитателей. На основе совместно выработанных решений по сопровождению ребенка с ЗПР на ПМП-консилиуме составляется его индивидуальный план развития, с которым конфиденциально знакомят родителей. Последующее время пребывания ребенка с ограниченными возможностями в ДОУ и оказание ему необходимых услуг подчиняются Программным требованиям дошкольного образования и ФГОС.
Для самих дошкольников создаются различные игровые ситуации в которых выявляются общие представления ребенка о себе и окружающей действительности ( темы: «Я и моя семья», «Мой дом», «Наш детский сад», «Времена года» и т. д.). Параллельно проводится организационная работа по сплочению детского коллектива: отрабатываются навыки самообслуживания, проходят подгрупповые занятия по лексическим темам, дошкольникам предлагается прослушивание сказок и инсценирование их фрагментов. Необходимо обучать детей используя наиболее доступные продуктивные виды деятельности - моделирование, конструирование, лепку и рисование; дидактические игры и упражнения на развитие высших психических функций. Акцентированное внимание уделяется играм и упражнениям на развитие общей и мелкой моторики с проговариванием простых чистоговорок.
Особую роль играет сам педагог, призванный создавать и поддерживать доброжелательный микроклимат в группе детей и их родителей, что способствует успешному завершению любой ситуации (освоения какого-либо навыка, диалог и т. п.). Многие дети испытывают затруднения не только в самоорганизации, но и в полноценном речевом общении, поэтому в отдельных случаях на этапе адаптации преобладает жестовая речь. Чтобы помочь ребенку и его семье педагоги ведут целенаправленную работу по созданию приемлемых условий развития для дошкольников, включая работу по самообразованию и профилактики стрессов среди персонала. Используя вышеперечисленные приемы детям, в зависимости от сложности материала, дается полная инструкция или дробное пошаговое описание совместной деятельности. При этом следует контролировать и направлять эмоционально-волевые проявления дошкольников. Для регистрации общего эмоционального состояния детей в период адаптации к ДОУ КВ возможно использование следующей схемы "Сравнительные признаки некоторых эмоциональных состояний" (автор В. А. Ежова).
При соответствующей педагогической подготовке всех участников образовательного процесса знание характеристик внешних форм поведения ребенка, членов его семьи и педагогов на этапе адаптации помогает компенсировать временное недопонимание и выработать грамотный подход к взаимодействию взрослых на благо развития ребенка с ограниченными возможностями.
Литература:
1. Борякова Н. Ю., Касицина М. А. «Коррекционно – педагогическая работа в детском соду для детей с ЗПР», Методическое пособие. М. 2008г.
2. Марковская, И. Ф. Задержка психического развития: (клинико-нейропсихологическая диагностика) / И. Ф. Марковская. – М. : Компенс-центр, 1993.
3. Стребелева Е. А. «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии». Книга для педагога – дефектолога. М. 2004г.