Оксана Чеботарева
Помощь несовершеннолетним в преодолении подростковых трудностей
▼ Скачать + Заказать документы
Помощь несовершеннолетним в преодолении подростковых трудностей
Известно, что подростковый возраст является в развитии личности сложным и определяющим одновременно. В это время молодые люди должны справиться с гораздо большим количеством задач развития, чем в любой другой период их последующей жизни: достичь признания среди сверстников, завязать дружеские и партнерские взаимоотношения, определить перспективу будущей профессии, создать собственную шкалу ценностей как основу собственного поведения, подготовить свой уход из родительского дома. Неумение справиться с какой-либо из задач может привести к нарушениям адаптации и социализации, проявлениям отклоняющегося поведения, любым негативным зависимостям.
Публикация «Помощь несовершеннолетним в преодолении подростковых трудностей» размещена в разделах
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция август 2018
Семья – основа первичной социализации личности. К сожалению, в решении многих проблем современному подростку мало чем может помочь семья. Социальные неурядицы, внутренние конфликты, отсутствие необходимых для родителей знаний, отрицание и другие способы психологической защиты, неверное распределение ролей в семье, неумение контролировать стрессы, решать проблемы, неадекватное обустройство жизни, асоциальность, а у кого-то необходимость простого физического выживания порождают нестабильность в семье – растет число разводов, нервных срывов, алкоголизма не только у отцов, но и у матерей. Поскольку родители заняты своими проблемами, семья, даже внешне благополучная, зачастую не выполняет своего главного предназначения – обеспечения психологической безопасности своим членам и полноценного эмоционального общения, появилось такое явление нашего общества, как «социальное сиротство».
Какие же наиболее актуальные проблемы возникают у современных подростков задолго до выхода из школы?
Педагогические проблемы наиболее часто связаны с социально-педагогической запущенностью детей, испытавших семейное неблагополучие. У детей, как правило, бедный словарный запас, сниженное притязание в сфере образования, отсутствие, либо неопределенность жизненных и профессиональных перспектив, конфликтность с педагогами и сверстниками, неуспеваемость в школе, у большинства ребят развиваются чувство тревоги и неуверенности в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру, появляется чувство незащищенности.
Следующей серьёзной проблемой, как показывает практика, является желание как можно раньше все попробовать и испытать. В моде – поверхностность, экстрим, жажда развлечений. Удовольствие подросток стремится получить не от труда, глубины и содержательности во всех сферах жизнедеятельности, а от быстрой смены различных новых острых ощущений. В итоге возникает экзистенциальный голод, раннее разочарование в жизни, в друзьях, в любви… Г. Дюпон обнаружил в развитии эмоционально-аффективной стороны душевной жизни некоторые общевозрастные закономерности. Если же опережать эти этапы эмоционального развития, то может развиться в подростковом возрасте рассогласование личных и общественно одобряемых ценностей, результатом которого будет асоциальная или антисоциальная реакция негативизма, а также невозможность перехода к высшим стадиям развития эмоций: позиции человека, ответственного за свою судьбу, чувства целостности, гармонии и сбалансированности мира. Незнание закономерностей эмоционального развития приводит к тому, что подростки стремятся к острым ощущениям, как бы беря эмоции «в долг» из ресурсов своего будущего, «взламывают сейф», а потом в душе – пустота, эмоциональный голод от обычных дел и событий и ощущение потери смысла жизни.
Для поступающих в наше отделение подростков характерна нарушенная социализация, имеющая широкий спектр проявлений: от неумения вести себя за столом и неспособности адаптироваться в незнакомой среде и новым обстоятельствам до различных проявлений деструктивного поведения.
По словам К. Д. Ушинского, лучший фактор воспитания – жизнь, полная разнообразной деятельности. Организация разнообразной деятельности воспитанников на базе отделения социальной реабилитации СРЦ сл. Б. Мартыновка чрезвычайно важна для каждого подростка, так как в досуговых занятиях они с большей легкостью, чем в учебных, достигают успеха и общественного признания. Внеурочная деятельность становится источником развития воспитанников, школой их нравственного и эмоционального просвещения. «Кудесники», «Кофейное зернышко», «Фантазия соленого теста», театральная студия «Балаганчик», «Этика – азбука добра», «Золотая игла», «Лестница успеха», «Тепло родного очага», «Спорт любить – здоровым быть» - вот неполный перечень коррекционно-реабилитационных программ, по которым работают с несовершеннолетними наши педагоги.
Ребенок – не объект воздействий взрослого, не «сырьё» для чего бы то ни было, ребёнок – субъект, автор, активно работающий над развитием самого себя, своей личности и сам несущий ответственность за себя. Формирование социальной активности является важной целью воспитания.
Традиционными стали такие формы общения, как совместное проведение праздничных мероприятий, поздравление именинников, выезды за пределы нашего района. Например, в этом году дети посетили несколько музеев в г. Таганрог, прошлой осенью были в станице Старочеркасской. Также проводятся экскурсии воспитанников на предприятия, в местные музеи и места боевой славы. Воспитанники посещают и спортивные секции в школе и Центре дополнительного образования детей, выступают с концертными номерами на районных мероприятиях. Часто в гости к ребятам приходят активисты молодежного движения «Другой формат» : дети вместе смотрят фильмы, обсуждают волнующие проблемы, играют в футбол или волейбол. Общение со взрослыми и сверстниками, происходящее в неформальной обстановке, позволяет всем его участникам обогатить свой жизненный опыт, создает подросткам условия для практического применения полученных в ходе воспитательных мероприятий знаний и умений, внося весомый вклад в формирование их социальной компетентности.
Следует остановиться на такой очень важной и волнующей проблеме, как снижение учебной мотивации. Казалось бы, проблема для школьников не новая, ведь за последнее время появилось множество инноваций в содержании образования, широко используются программы развивающего обучения, личностно-ориентированные подходы, тем не менее, учеба уже в начальной школе обременительна и неинтересна многим детям: они не в состоянии проявить силу воли для концентрирования на выполнении учебной задачи. Эти учащиеся воспринимают учебу формально, без удовольствия, что приводит к исчезновению основного компонента учебной мотивации – познавательной активности. Снижение познавательной активности проявляется и в рейтинге любимых телепередач, и в отсутствии тяги к чтению книг. С целью приобщения подростков к чтению, обогащения их внутреннего мира ежемесячно организовываются экскурсии в детскую библиотеку, которые проводятся в различных формах. Например, ко дню рождения поэта состоялся костюмированный бал по сказкам А. С. Пушкина.
Различная деятельность с познавательной направленностью может помочь компенсировать домашний дефицит познавательных ценностей. Особенно удачно, если в детском коллективе есть старший ребенок, уже увлеченный каким-либо видом полезной деятельности. Значимость общения со старшим ребенком может оказаться условием «запуска» у младшего познавательных мотивов.
Обнаружив у воспитанника ослабленную учебную мотивацию – отрицательную, противоречивую или нейтральную, мы строим работу по трем основным направлениям: формирование активной позиции школьника, положительного отношения к обучению, познавательного интереса. Приемами словесного внушения систематически, в единстве педагогического коллектива «выращиваем» у ребенка чувство должного, важного отношения к школе и учению. Одним из приемов активизации познавательной деятельности, используемых в нашем учреждении, является организация ситуации личного выбора задачи, упражнения, а также степени сложности задачи. Например, ребенку даются три конверта с надписями: «Легкая задача», «Интересная задача» и «Трудная задача». Применяем прием выбора партнера для совместной познавательной деятельности, внедряем различные варианты взаимоконтроля, взаимопомощи.
В целях формирования у несовершеннолетних положительного отношения к учению мы, прежде всего, заботимся о создании общей положительной атмосферы в отделении, исключая все оттенки отрицательного подкрепления: упреки, выговор, иронию, насмешку, угрозы, снижая тем самым страх ребенка перед риском ошибиться, забыть, неверно ответить; совместно с учителями создаем ситуацию успеха в учебной деятельности, благодаря которому формируется чувство удовлетворенности, уверенности в себе, высокой самооценки и радости от учебы. Стараемся целенаправленно эмоционально стимулировать детей во время выполнения домашнего задания за счет перемены видов работ, занимательности, личной эмоциональности, возбуждать интеллектуальные эмоции новизны, удивления, сомнения, достижения, формируя у ребят внутренний оптимистический настрой, вливая уверенность, давая установку на достижение, преодоление трудностей. Для повышения учебной мотивации мы используем различные упражнения, игры с элементами рисования и свободного общения, основанные на известных психотренинговых методиках. Эти занятия понемногу повышают у воспитанников мотивацию к учёбе, снимают напряженность и одновременно вселяют чувство ответственности за свою жизнь.
В конце каждой четверти мы проводим анализ её итогов, обсуждаем отметки, сравнивая успехи каждого ребенка со своими же отметками в предыдущей четверти, совместно выявляем причины получения этих оценок и определяем пути дальнейшего личностного развития. Если у воспитанника в прошлой четверти было «2» по предмету, а в этой четверти он получил «3», то этот ребенок заслужил похвалу, так как продвинулся вперед. Успех рождает новый успех, мотивирует на новые достижения, лишая детей комплексов неполноценности.
В нашем отделении мы уделяем большое внимание поиску резервов успешного обучения воспитанников через развитие познавательных мотивов и интересов каждого ребенка, поскольку неуспехи в учебной деятельности обусловливают психологический дискомфорт школьников, ведут к педагогической запущенности и поискам новой предпочитаемой среды общения, иной референтной группы.
Таким образом, подростки остро нуждаются в психолого-педагогической поддержке, которая направлена на выявление, определение и разрешение проблем ребенка с целью обеспечения и защиты его прав на полноценное развитие и образование. Особое внимание в ходе организации жизнедеятельности отделения социальной реабилитации уделяется созданию условий для формирования субъект-субъектных отношений между всеми участниками воспитательного процесса. Дети и взрослые живут в атмосфере доброжелательности, взаимопонимания, внутреннего единства детско-взрослого коллектива. В повседневной жизни создается школа человеческих отношений для наших воспитанников, обучаясь в которой, они приобретают новый, положительный, социальный опыт, помогающий уменьшить риск отклоняющегося и зависимого поведения.
Воспитатель отделения
социальной реабилитации
ГБУСОН РО «СРЦ сл. Б. Мартыновка»
Чеботарева О. А.