Наталья Ковалёва
Как помочь первокласснику избежать трудностей при овладении письмом
▼ Скачать + Заказать документы
1. Что такое письменная речь
Письменная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. В ней принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигателный, зрительный, общедвигательный. Письменная речь формируется только на основе устной и между ними существует тесная взаимосвязь.
Основное назначение письменной речи состоит в том, чтобы как можно точнее передать устную речь. Для обеспечения этого процесса в языке существует система письменных знаков /букв/, каждый из которых соответствует определенному звуку устной речи. Поэтому в процессе письма мы должны каждый слышимый /или мысленно представляемый/ звук речи обозначить нужной буквой, строго сохраняя к тому же их последовательность в слове. Если же звуки будут обозначены не теми буквами и не в должном порядке, то при чтении нельзя будет воспроизвести и узнать записанное слово.
Публикация «Как помочь первокласснику избежать трудностей при овладении письмом» размещена в разделах
2. Что необходимо для успешного овладения письмом
Каждый приходящий в школу ребёнок должен располагать всеми необходимыми для усвоения письма предпосылками :
• Различение на слух всех звуков речи: гласных, простых согласных, звонких / глухих, твердых / мягких, свистящих / шипящих, сонорных;
• Правильное произношение всех речевых звуков (шишка, а не”сыска”, рожок, а не “лошок/лосок”);
• Овладение простыми/сложными видами анализа на уровне слова, предложения, текста (например, на уровне слова: выделение звука из слова, определение места звука слове, выделение ударного гласного звука из начала и конца слова - “Аист“, определение количества слогов в слове (усвоение правила – сколько гласных в слове – столько слогов, например, в слове Аист -2 гласных – А И, значит 2 слога);
• Сформированность зрительно - пространственных представлений /умение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве, умение сравнивать их, что необходимо для прочного усвоения зрительных образов букв, в дальнейшем умение ориентироваться на листе бумаги;
• Наличие достаточно большого и упорядоченного словарного запаса при отсутствии искажений звуковой/слоговой структуры слов /“вебра” вместо “верба”, “мотолок” вместо “молоток”/;
• Достаточно развитая тонкая ручная моторика;
• Желание научиться грамотно писать, интерес к самому процессу письма – мотивация к обучению;
Известно, что физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Невмешательство (безразличие) в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии! Речевые недостатки, закрепившись в детстве, часто с большим трудом преодолеваются в последующие (школьные) годы.
В случае несформированности названных предпосылок к началу обучения грамоте, ребёнок встретится с большими трудностями при усвоении начертаний букв, при соотнесении каждой буквы с соответствующим звуком и при определении порядка следования букв при записи слова, что приведёт к появлению у него дисграфических ошибок. Детям, имеющим нарушения устной речи, труднее усваивать правила (грамматические, орфографические).
3. Почему некоторые дети испытывают трудности в овладении письмом
Если Ваш ребёнок учится в школе и у него имеются сложности в усвоении русского языка, то следует сначала внимательно разобраться в причинах этих трудностей и работать с ребёнком целенаправленно.
Например, если он заменяет на письме буквы из-за неумения различать звуки родной речи на слух, то нужно начинать с воспитания слуховой дифференциации звуков, а если причина буквенных замен кроется в неузнавании самих букв, то следует работать над развитием зрительного анализа. В случае же неумения применять грамматические правила на практике, необходимо заботиться об обогащении словарного запаса ребёнка и формировании у него грамматических систем, так как бедность словаря и непонимание родственных слов не позволяют ребёнку правильно подбирать нужные проверочные слова, например: ходить, выходить, обходить, проходить.
При наличии таких настораживающих факторов дети нуждаются в проверке на предмет сформированности у них предпосылок для овладения письмом. Родителям нужно знать о необходимости своевременной и целенаправленной помощи нуждающимся в ней детям, которая ни в коем случае не должна откладываться до старших классов школы.
4. Основные направления работы при обучении детей письму
Чтобы сократить затраты физических, умственных, нервных сил, снизить психическую перегрузку ребёнка в процессе обучения технике письма, необходимо провести значительную подготовительную работу.
Подготовку детей к обучению письму необходимо проводить в нескольких направлениях, систематически, последовательно.
Что должно быть сформировано у ребенка для успешного овладения письмом? (Основные направления профилактической работы.)
• хотеть учиться
• слышать /различать звуки речи
• говорить /правильно произносить все звуки речи
• видеть /ориентироваться в пространстве, на листе бумаги
• думать, понимать, анализировать, быть внимательным
• уметь запоминать
иметь развитую мелкую моторику пальцев рук
5. Игры, направленные на профилактику и преодоление нарушений письма
Как помочь детям преодолеть трудности при овладении письмом /предупредить их/?
Прежде всего, надо научиться уважать незнание и непонимание ребёнка, стараться найти их причины. Внимание и запоминание у 6 - 7 летних детей ещё слабое, значит, необходимо выполнять задания в форме игр (легче запомнить то, что интересно, которые помогут подготовить детей к обучению письму, и помочь исправить уже имеющиеся стойкие ошибки на письме.
Игры для подготовки пальцев и кистей рук к письму.
“Музыканты“ - движениями рук дети копируют игру на различных музыкальных инструментах.
“Курочка пьет водичку“ - локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва ритмичные наклоны рук вперёд.
“Пальчики здороваются“ - кончик большого пальца последовательно прикасается к остальным. Поочередно выполняется правой/левой рукой.
Разновидность этого упражнения: ладони обеих рук подняты пальцами вверх и обращены друг к другу, пальцы разведены. Поочередно пальцы соприкасаются, постукивая друг друга. Выполнение этого упражнения можно сочетать с проговариванием потешек:
Жили - были три пингвина: Пик, Пак, Пок.
Дружно мыли свою льдину Пик, Пак, Пок.
/можно обыграть стихи, нарисовать фломастером на подушечках пальцев забавные выражения лиц, фигурки животных/.
“Пальчики в футбол играют“ - поочередно сгибать и разгибать пальцы рук
Пальчики в футбол играют,
Все друг друга обгоняют
Каждый забивает гол
Хорошо играть в футбол!
Упражнения для умения ориентироваться на листе бумаги
Чтобы ребёнок приобрёл графический навык, он должен сознательно усвоить зрительный образ буквы, представлять себе из каких элементов она состоит и в каких пространственно - количественных отношениях эти элементы объединены в каждой отдельной букве.
Например: чтобы ребёнок научился различать верх и низ листа на бумаге, ему предлагаются задания, “ снежинки падают”, “ бабочки на лугу“
“Снежинки падают“ - дети выкладывают снежинки, сделанные из бумаги, в верхнюю часть листа, затем берут каждую снежинку и показывают, куда она падает. Свои действия ребё нок сопровождает словами: “Сверху - вниз”
“Бабочки на лугу“ - ориентируясь на показ взрослого и его словесные инструкции /указания/, а затем только словесной инструкции, дети перемещают бабочку по листу бумаги, комментируя свои действия: “снизу - вверх, сверху - вниз “
«Котята разбежались» - Запоминание слов: “вправо - правый, влево - левый, вверх - верхний, низ - нижний” - на фланелеграфе /лист цветной бумаги / расположены фигурки котят разного цвета. В начале игры все они находятся в одном месте. Ребё нок называет месторасположение котят: “в середине. ” Взрослый говорит: “ Котята разбежались… “ - и передвигает фигурки в разные направления. Ребёнок должен показать, сказать, где находится каждый котёнок, например: “ Серый котёнок сидит в правом верхнем углу, а рыжий внизу слева. “
Игру можно проводить в нескольких вариантах: “Что изменилось?"
“Запомни и назови“ (менять расположение котят, когда ребёнок отвернётся)
“Дрессированные котята“ – ребёнок-“дрессировщик“ указывает место расположения каждого котёнка, другой ребёнок укладывает фигурки в соответствии с указанием “ дрессировщика”
Формирование графических навыков
Формирование навыков письма непосредственно связано с воспитанием настойчивости, стремления добиваться наилучших результатов, воспитанием аккуратности, бережного отношения к тетради. Обучение письму невозможно без развития внимания и наблюдательности, а также таких сложных форм мыслительной деятельности учащихся, как анализ и синтез.
Успех обучения письму в значительной мере зависит от того, насколько активен ученик, сто определяется воспитанием правильного отношения детей к письменным заданиям /важно правильно сидеть при письме, правильно расположить тетрадь, держать ручку/.
Рисование (обводка) улитки, клубков ниток. Стараться обводить, не отрывая карандаш от бумаги - волны, водоросли, прыжки кузнечика, чешуйки рыбок, штриховка.
У каждого ребенка навыки формируются в разном темпе. Занятия родителям надо проводить в спокойной, доброжелательной обстановке, отмечать любые достижения ребенка. Первоклассники радуются и гордятся своими успехами, отражают уверенность в результативности своей деятельности. Успех пробуждает дальнейшее желание учиться.
Игры на развитие зрительного внимания, развития связной речи, грамматического строя
1. Кто больше подберет родственных слов к словам: корабль, машина, мороз.
2. “Расскажи, что видно в телескоп” - лучше проводить с несколькими детьми, но можно и вдвоём с ребёнком;
Материал к игре: 2 листа бумаги: нижний лист с ярким рисунком - картинкой (из сказок, мультфильмов) и верхний лист большего размера, с вырезанным посередине небольшим кругом;
Ход игры: верхний лист накладывают на нижний и не приподнимая, каждый ребёнок, по - очереди, рассматривает в “ телескоп” изображение нижнего листа (смотрит не более 1 мин.) Затем дети рассказывают, что они увидели, пытаясь воссоздать “ условность картины “.
3. “В кинотеатре“
Материал: лист картона с боковыми прорезями вертикальными по краям картона (слева и справа)
Ход игры: предлагается нарисовать по 1 картинке из сказки, мультфильма, рассказа. Листы склеиваются между собой, вставляются в прорези, передвигая постепенно полученную “ киноленту”, дети составляют свой сюжет рассказа/сказки.
Игры направленные на развитие фонематического анализа и синтеза
1. “Цепочка слов“ - как можно больше придумать слов на последний звук /кот - туман - нос/.
2. "Игры с использованием магнитной азбуки“ Измени один звук слова, объясни смысл слов: сом - сок - суп - сор - сыр - сын - сон - роса - роза - рота…
3. Кто составит больше слов из одного: Ш О К О Л А Д К А - лошадка, клад, шок, школа.
4. Вычёркивание заданных гласных/согласных букв из текстов журналов, газет “ Кто больше найдёт букв А, О, У, Э И, Ы… / Кто меньше пропустит букв.
6. Рекомендуемая литература для родителей
1) Волина В. В. “ Учимся играя” М., 1994 2) Волина В. В. “Праздник числа” М., 1994 3) Парамонова Л. Г. “Правописание шаг за шагом“ С – П., 1998 4) Парамонова Л. Г. “ Логопедия для всех “ Минск 1997 5) Лопухина И. С. “ Логопедия, речь, ритм, движение “ С – П., 1999 6) загадки, пословицы, кроссворды для детей
7. Используемая литература
1) “Логопедия” под ред. Л. С. Волковой М., 1989 2) Парамонова Л. Г. “ Правописание шаг за шагом “ Псков, 1998 3) Садовникова И. Н. “ Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников“ 4) Парамонова Л. Г. “ Логопедия для всех“ М., 1997
Желаем успехов!