МАРИНА Багаутдинова
Положительный опыт использования и развития логических игр методики «Творю, играю, размышляю»
▼ Скачать + Заказать документы
«Творю, играю, размышляю» - под таким девизом в 2015 году стартовала инновационная площадка п развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в кружковой работе детского сада №51 города Стерлитамак Республики Башкортостан.
Публикация «Положительный опыт использования и развития логических игр методики „Творю, играю, размышляю“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Мостиком, который связывает взрослого и ребенка является игра, как наиболее близкая зоне актуального развития дошкольника и как форма выражения его естественной активности. В процессе игры ребёнок не только закрепляет ранее полученные знания, но так же приобретает новые умения, навыки, развивает умственные способности и свои духовные качества.
Опираясь на вышесказанное, педагоги, занимающиеся с детьми по методическим циклам Е. Н. и Н. П. Аксеновых «Сказка, рассказанная математиком» и «Учим детей логически мыслить», определили так называемый фундамент кружковой работы по развитию речи и познавательных способностей дошкольников. Это: игра, как ведущий вид деятельности дошкольников, логика, как инструмент для активной переработки информации и знания, как возможность ребенку проявить себя.
Пособия Елены Николаевны и Наталии Павловны Аксеновых адаптированы для детей старшего дошкольного возраста и апробированы в учреждениях дополнительного образования г. Москвы, однако нашим педагогам пришлось выполнить ряд условий для успешного воплощения проекта. Во-первых, необходимо было написать программу по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, опираясь на методику Е. Н. и Н. П. Аксеновых «Игра, логика, знания». Далее нам предстояла разработка рабочих программ, это взаимопересекающиеся программы по развитию логического мышления, речи и познавательных способностей дошкольников «Творю, играю, размышляю» и «Логика в кубе или новые приключения снежариков».
Для подчеркивания национального колорита специально для детей Башкортостана было создано игровое методическое пособие для развития логического мышления «Животный мир Башкирии». Оно включает в себя, адаптированные к национальной почве игры книги «Мир чудесный и логичный» : «Продолжи фразу», «Правда-кривда», «Кто лишний», «Почему не подходит отгадка», «Отгадай животное», «Что бы это значило» и другие. Интересно отметить, что уровень заинтересованности воспитанников и их родителей был так высок, что ими было выполнено художественное оформление этой книги, включающее иллюстрации к башкирским сказкам.
Одним из значимых результатов работы инновационной площадки «Творю, играю, размышляю» стало создание игр открытого пространства «Загадки Дремучего леса» и «Логика природы». Это настольно-печатные игры, где детям предлагается помочь Ивану-царевичу добраться до замка Кощея Бессмертного, чтобы спасти Василису Премудрую. Все задания собраны воедино по темам книг Е. Н. и Н. П. Аксеновых «Мир чудесный и логичный», «Колпак - чуткие уши», «Царевна-лягушка», а также дополнены задачками на развитие логического мышления. Сопровождает детей замечательный помощник Котик-золотой лобик. Дети с удовольствием играют в предложенные игры, делятся на команды, в которых присутствует дух единства и соревновательный характер.
В 2018 году был разработан электронный образовательный ресурс - игра по развитию логического мышления «Загадки Дремучего леса», выполненный в презентации Microsoft Office PowerPoint. В группе имеется интерактивная доска и с ее помощью дети активно играют в увлекательную игру, проходя пункт за пунктом, радуясь своим успехам и исправляя свои ошибки.
Для развития творческой составляющей дошкольников мы используем интеллектуальную лестницу. Состоит она из трех ступеней.
Первая – это «Баланс сложности» - материал методически последовательно отрабатывается и усложняется.
Вторая – «Интерес воспитанников» - изучаемый материал должен соответствовать зоне актуального развития дошкольников. Переход к третьей ступени состоит из маленьких ступенек. Каждая из них — это освоение нового навыка или знания.
Третья – «Обратная связь» - дошкольникам предоставляется возможность самовыражения.