Ольга Ерохина
Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста в условиях семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста в условиях семьи.
Ерохина О. В.
АНО ДО «Планета детства «Лада»
ДС № 204 «Колокольчик»
Первые педагоги – родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте. Именно в первые 5-6 лет жизни формируются базисные слои психики и личности, существенно влияющие на динамику последующего развития. Ни один другой возраст не знает таких головокружительных темпов развития.
Публикация «Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста в условиях семьи» размещена в разделах
Иногда для иллюстрации этих темпов используют образное сравнение, утверждая, например, что примерно половину пути интеллектуального развития человек проделывает к 4 годам. Не менее поразительны темпы развития и других сторон личности: ребёнок проходит путь от способности к общению до потребности в общении и инициативного общения, выделяет себя из среды и осознаёт своё физическое и психическое «Я», проходит период «кризиса 3-летних» и 6-7 годам начинает осмысливать собственные переживания и ориентироваться в них. Изменяясь под влиянием среды, ребёнок меняет своё отношение к ней: стремление к удовлетворению органических потребностей всё более перерастает в диктуемую содержательными и эмоциональными мотивами деятельность. Это возраст, в котором адаптация преобладает над индивидуальностью, но и предполагает её как необходимое условие. Даже в младенчестве, когда среда создаёт условия для развёртывания врождённых программ, дети неодинаковы: уже в это время могут быть выявлены некоторые различия в реагировании и поведении мальчиков и девочек. Ребёнок развивается не просто как индивид, а как индивид определённого пола, поэтому неотъемлемая часть общего развития дошкольников – процесс гендерной социализации, включающий формирование психических половых различий и полоролевой дифференциации.
Гендерная социализация ребёнка непосредственно связана с окружающими его взрослыми. Исходя из своих представлений о качествах, характерных и желательных для мужчин и женщин, родители стисулируют детей к проявлению полоролевых черт.
До недавнего времени мало внимания обращалось на то, что не только влияние взрослых, но и общение со сверстниками своего и противоположного пола играет важную роль в половой социализации. Оценка сверстниками физических особенностей и поведения, а также реакция на них оказывают чрезвычайно сильное, а подчас и решающее влияние на оценку ребёнком себя как представителя пола. Группа сверстников, в целом более осведомлённая, чем каждый отдельный ребёнок, помогает своим членам постичь множество необходимых, но замалчиваемых взрослыми сведений, связанных с полом. Поэтому изоляция ребёнка от сверстников может значительно затормозить психосексуальное развитие.
Дошкольники задают вопросы о происхождении детей, физических половых различиях, об органах и функциях ребёнка другого пола. В этом сказывается их собственная половая идентификация, их стремление разобраться и утвердиться в своей половой принадлежности.
Пятилетние дети имеют неполные и неточные представления о репрудакционном процессе. Почти все они знают, что ребёнок появляется из материнского живота, но роль отца для них смутна и неопределённа.
В младенчестве родители или постоянно заменяющие их лица составляют основную среду обитания ребёнка, от которой зависит развитие его психики и даже жизнь: существуют наблюдения, что дети, лишённые эмоционального контакта со взрослыми, могут при отсутствии соматических заболеваний в возрасте 4-5 лет погибнуть при явлениях маразма.
Наибольший интерес вызывает не столько раздельное понимание миссии отцовства и материнства, сколько роль семьи, в которой эти миссии обретают конкретное выражение.
Отношение к половому воспитанию и просвещению дошкольников очень неоднозначно. В большинстве отечественных публикаций основное внимание сосредоточено на необходимости привития гигиенических навыков.
Разумеется, говоря о половом воспитании, невозможно не обратить внимание на режимно-гигиеническую сторону вопроса. Значение его усиливается тем, что, воспитывая детей в гораздо более благоприятных условиях, чем росли они сами, родители не всегда могут соблюсти необходимую меру в уходе за ребёнком.
Навыки опрятности должны быть дифференцированы по полу. На 2-3-м году ребёнок изучает своё тело при любом обнажении, например, при купании. Дружелюбное, спокойное, без тревоги и гнева отвлечение, необходимые разъяснения при вопросах ребёнка предупреждают избыточную фиксацию на этом.
Несмотря на полезность режимно-гигиенических советов, они никоим образом не исчерпывают полового воспитания. Принципиальное значение имеет естественное и спокойное отношение взрослых к телу и телесным отправлениям, Оно вне зависимости от декларируемых и осознаваемых родителями намерений определяет нюансы их поведения, как воспитывающие ребёнка влияния.
Возраст появления «острых» вопросов, их форма и сопутствующие им обстоятельства могут варьироваться. Отношение же взрослых к ним, как правило, настороженное и негативное. Необходимые сведения о поле ребёнка должен получать по мере проявления к ним интереса. Родители не должны подавлять детскую любознательность, на какие стороны жизни она ни обращалась бы. В семье должна быть атмосфера не только готовности ответить на любые вопросы ребёнка, но и заметить их, помочь в формировании. Отрицательные реакции взрослых отталкивают ребёнка, лишают его возможности обратиться с этими вопросами к родителям в будущем и прямо толкают его в объятия «уличных просветителей», способствуя тем самым как раз тому, чего так опасаются противники бесед с детьми о поле, а именно – восприятию циничных и пошлых установок. Ответы должны быть информацией не только о фактах и процессах, но и об их значении в человеческой жизни.
Нередко приходится слышать от взрослых, что он (ребёнок) ещё маленький. Действительно, ребёнок часто не понимает, но всегда стремится и пытается понять. Воспринимая даже не очень для него ясное – те или иные образы ситуаций и поведения, ребёнок накапливает необходимый опыт. Держать ребёнка «под колпаком» нельзя, да и не нужно.
Половое воспитание дошкольников разворачивается в возрасте максимальной восприимчивости детей, формируя у них отношения к миру и полу вообще, в том числе и своему полу, в период становления половой идентичности и поло-ролевого поведения. Таким образом, оно прямо связано с формированием личности, подготавливает ребёнка к разрешению и преодолению предстоящих противоречий и трудностей развития, в конечно итоге гармонизируя взаимоотношения общечеловеческого и полового в структуре развивающейся личности.
Список использованной литературы
1. А. М. Щетинина, О. И. Иванова. Полоролевое развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. М, 2010.
2. Н. А. Баранникова. О мальчишках и девчонках, а также их родителях. Методическое пособие. М., 2012.
3. Н. Е. Татаринцева. Полоролевое воспитание дошкольников : практические материалы. Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2012.
4. Т. В. Иванова. Мальчики и девочки: дифференцированный подход к воспитанию детей. ИТД «Корифей», 2008.