МААМ-картинки

Полипарадигмальный подход к конструированию поликультурного образовательного пространства по концепции Э. Р. Хакимова

Гурома Виктория Алексеевна
Полипарадигмальный подход к конструированию поликультурного образовательного пространства по концепции Э. Р. Хакимова
▼ Скачать

ПОЛИПАРАДИГМАЛЬНЫЙ ПОДХОД К КОНСТРУРИРОВАНИЮ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА (КОНЦЕПЦИЯ Э. Р. ХАКИМОВА)

Основные тезисы

Образовательное пространство : принципы конструирования

Публикация «Полипарадигмальный подход к конструированию поликультурного образовательного пространства по концепции Э, Р, Хакимова» размещена в разделах

1. Пространственный подход - это взгляд на образовательный процесс с позиции определения образовательного пространства - «поля возможностей для образования», задающего определенные границы, внутри которых потенциально допустима реализация бесконечного множества вариантов взаимо- и самообразования - сколько детей, столько и вариантов.

2. Под культурно- образовательным пространством понимается «специально организованное, целенаправленно преобразующее размещение образовательном пространстве) культурного материала и способа его освоения, во многом определяющих направленность, динамику, характер, степень и глубину процессов социализации и индивидуализации самого становящегося субъекта».

3. Открытое образовательное пространство позволяет учащемуся «входить» в те его элементы, которые он считает для себя значимыми и «выходить» из теряющих для него актуальность. В открытом образовательном пространстве учащийся становиться активным творческим субъектом, а содержание пространства он наполняет жизненно важными для себя проблемами. Открытое образовательное пространство как бы «втягивает» учащегося в свой эпицентр. «Закрытое» образовательное пространство возникает в случае наполнения его ценностями какой-либо одной культуры, хотя в этом случае обеспечивается социализация учащегося в монокультурном мире, он оснащается знаниями и умениями успешной деятельности в однородном социуме.

4. Модель образовательного пространства можно представить как трехмерную Ось ОХ - количество «мест», где протекает образование и ось OY - количество ценностей, транслируемых образованием, вместе задают образовательную систему внешних возможностей для ученика. Появление оси OZ - меры открытости образования для проявления субъектности учащегося в выстраивании образовательного маршрута позволяет говорить о наличии собственно образовательного пространства в подлинном смысле - личностно-ориентированного образовательного пространства.

• Принцип расширения образовательного пространства постоянное и планомерное территориально-пространственное увеличение возможностей для образования и самообразования ученика, развития его способностей к творческой ориентировке в существенных сторонах современного ему общества и культурной среде;

• Принцип культурного обогащения образовательного пространства -целенаправленное наполнение культурными ценностями среды вхождения ученика в жизнь социума, обеспечение познания учеником этих ценностей в различных формах презентации культуры, в поведении других людей и в собственных проявлениях ученика.

• Принцип увеличения открытости образовательного пространства -увеличение возможностей ребенка в выборе содержания, способов, методов, форм и мест своего образования, в накоплении и рефлексии жизненного опыта нормотворчества и перевода внешних гуманистических ценностей культуры во внутренние ценностные отношения; признание «спонтанности развития психики» ученика как процесса, по ходу которого возникают внутренние противоречия, являющиеся его внутренними движущими причинами, позволяющими актуализировать творческий потенциал ученика, стимулировать творческое преобразование накопленного опыта.

Создание пол и культурного образовательного пространства

Применяя парадигмальную методологию опишем пол и культурный характер расширения образовательного пространства, как специально организуемого увеличения количества и разнообразия мест проявления близкой и понятной «родной» культуры в образовательном процессе, мест проявления других культур и диалоговых площадок их интеграции.

На первом - «Культуро-признающем» этапе - это расширение включения учащихся зрителями и участниками в этнокультурные и поликультурные эмоционально насыщенные события: праздники, фестивали, концерты, перформансы и др. На втором - «Культуро-взаимообогащающем» этапе - это расширение ситуаций диалога учащихся с авторитетными людьми, разделяющими ценности межкультурного взаимодействия (трансцендентная парадигма);

Поликультурный характер образовательного пространства задается культурным обогащением целенаправленным насыщением образовательного процесса общечеловеческими гуманными ценностями культуры, в том числе своей социальной группы («родной» культуры) и других культур, имеющих совпадающие гуманные ценности, но различные конкретные проявления.

Увеличение открытости образовательного пространства происходит в поликультурном образовании в два этапа : «Культуро-признающем», когда каждый ученик признается субъектом культуры, способным делать выборы в построении собственной образовательной траектории, и «Культуро-взаимообогащающем», когда за каждым учеником закрепляется возможность творчества новых образовательных процессов и практик, в которых он участвует сам и может предлагать их другим ученикам.

В трансцендентной парадигме задается следующая динамика: сначала -это включение учеников зрителями-участниками в поли культурные эмоционально насыщенные события, позже - вовлечение учеников участниками диалога с авторитетными людьми, разделяющими ценности межкультурного взаимодействия.

Направлениями обогащения образовательного пространства являются на первом этапе культурные ценности своего народа и ценности близких и далеких народов, на втором - присвоение ценностей межкультурного взаимодействия: «Диалог», «Творчество», «Развитие» и др.

Открытие образовательного пространства происходит благодаря вовлечению в орбиту школьной жизни все большего числа людей, с кем могут взаимодействовать учащиеся по своей инициативе. На начальной стадии школа сотрудничает только с представителями наиболее многочисленного на данной территории этнического меньшинства, а в дальнейшем - устанавливает регулярное сотрудничество с внешними помощниками и консультантами-представителями всех национальных меньшинств, представленных в школе.

Публикации по теме:

«Использование разнообразных форм работы в детском саду с семьей с целью создания единого образовательного пространства» Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал. (Е. А. Мухачёва).

Конструирование в свете современной концепции дошкольного детства (подготовительная группа) Дети играют по интересам в групповой комнате: рисуют за столом (раскраски, играют в настольно – печатную игру (свободная деятельность).

Видео и фотоотчет о XIV районном диалоге-марафоне «Открытость и единство муниципального образовательного пространства»Видео и фотоотчет о XIV районном диалоге-марафоне «Открытость и единство муниципального образовательного пространства» 22 января 2020 года в МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский» прошло открытое мероприятие в рамках XVI районного диалога-марафона.

Фотоотчет «Открытость и единство муниципального образовательного пространства» ВидеоФотоотчет «Открытость и единство муниципального образовательного пространства» Видео В МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский» прошло мероприятие «В гостях у «Сказки» в рамках XII районного диалога-марафона «Открытость.

Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога»Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога» Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности.

Технология макетирования как эффективная форма организации образовательного пространства в ДОО. Сценарий мероприятияТехнология макетирования как эффективная форма организации образовательного пространства в ДОО. Сценарий мероприятия Мастер-класс «Технология макетирования как эффективная форма организации образовательного пространства в детском саду» Выходят под музыку.

План мероприятий по реализации Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у воспитанников ДОУ План мероприятий по реализации Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у воспитанников ДОУ Цель: Совершенствование.

Презентация «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в рамках образовательного пространства в современных условиях» В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего.

Воспитательный потенциал поликультурного образования в начальной школе ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Н. А. Колганова Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Полипарадигмальный подход к конструированию поликультурного образовательного пространства по концепции Э. Р. Хакимова
Опубликовано: 21 января 2024 в 16:35
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Полипарадигмальный подход к конструированию поликультурного образовательного пространства по концепции Э. Р. Хакимова» (включая файлы) размещена пользователем Гурома Виктория Алексеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД