Гурома Виктория Алексеевна
Полипарадигмальный подход к конструированию поликультурного образовательного пространства по концепции Э. Р. Хакимова
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЛИПАРАДИГМАЛЬНЫЙ ПОДХОД К КОНСТРУРИРОВАНИЮ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА (КОНЦЕПЦИЯ Э. Р. ХАКИМОВА)
Основные тезисы
Образовательное пространство : принципы конструирования
Публикация «Полипарадигмальный подход к конструированию поликультурного образовательного пространства по концепции Э, Р, Хакимова» размещена в разделах
1. Пространственный подход - это взгляд на образовательный процесс с позиции определения образовательного пространства - «поля возможностей для образования», задающего определенные границы, внутри которых потенциально допустима реализация бесконечного множества вариантов взаимо- и самообразования - сколько детей, столько и вариантов.
2. Под культурно- образовательным пространством понимается «специально организованное, целенаправленно преобразующее размещение (в образовательном пространстве) культурного материала и способа его освоения, во многом определяющих направленность, динамику, характер, степень и глубину процессов социализации и индивидуализации самого становящегося субъекта».
3. Открытое образовательное пространство позволяет учащемуся «входить» в те его элементы, которые он считает для себя значимыми и «выходить» из теряющих для него актуальность. В открытом образовательном пространстве учащийся становиться активным творческим субъектом, а содержание пространства он наполняет жизненно важными для себя проблемами. Открытое образовательное пространство как бы «втягивает» учащегося в свой эпицентр. «Закрытое» образовательное пространство возникает в случае наполнения его ценностями какой-либо одной культуры, хотя в этом случае обеспечивается социализация учащегося в монокультурном мире, он оснащается знаниями и умениями успешной деятельности в однородном социуме.
4. Модель образовательного пространства можно представить как трехмерную Ось ОХ - количество «мест», где протекает образование и ось OY - количество ценностей, транслируемых образованием, вместе задают образовательную систему внешних возможностей для ученика. Появление оси OZ - меры открытости образования для проявления субъектности учащегося в выстраивании образовательного маршрута позволяет говорить о наличии собственно образовательного пространства в подлинном смысле - личностно-ориентированного образовательного пространства.
• Принцип расширения образовательного пространства постоянное и планомерное территориально-пространственное увеличение возможностей для образования и самообразования ученика, развития его способностей к творческой ориентировке в существенных сторонах современного ему общества и культурной среде;
• Принцип культурного обогащения образовательного пространства -целенаправленное наполнение культурными ценностями среды вхождения ученика в жизнь социума, обеспечение познания учеником этих ценностей в различных формах презентации культуры, в поведении других людей и в собственных проявлениях ученика.
• Принцип увеличения открытости образовательного пространства -увеличение возможностей ребенка в выборе содержания, способов, методов, форм и мест своего образования, в накоплении и рефлексии жизненного опыта нормотворчества и перевода внешних гуманистических ценностей культуры во внутренние ценностные отношения; признание «спонтанности развития психики» ученика как процесса, по ходу которого возникают внутренние противоречия, являющиеся его внутренними движущими причинами, позволяющими актуализировать творческий потенциал ученика, стимулировать творческое преобразование накопленного опыта.
Создание пол и культурного образовательного пространства
Применяя парадигмальную методологию опишем пол и культурный характер расширения образовательного пространства, как специально организуемого увеличения количества и разнообразия мест проявления близкой и понятной «родной» культуры в образовательном процессе, мест проявления других культур и диалоговых площадок их интеграции.
На первом - «Культуро-признающем» этапе - это расширение включения учащихся зрителями и участниками в этнокультурные и поликультурные эмоционально насыщенные события: праздники, фестивали, концерты, перформансы и др. На втором - «Культуро-взаимообогащающем» этапе - это расширение ситуаций диалога учащихся с авторитетными людьми, разделяющими ценности межкультурного взаимодействия (трансцендентная парадигма);
Поликультурный характер образовательного пространства задается культурным обогащением целенаправленным насыщением образовательного процесса общечеловеческими гуманными ценностями культуры, в том числе своей социальной группы («родной» культуры) и других культур, имеющих совпадающие гуманные ценности, но различные конкретные проявления.
Увеличение открытости образовательного пространства происходит в поликультурном образовании в два этапа : «Культуро-признающем», когда каждый ученик признается субъектом культуры, способным делать выборы в построении собственной образовательной траектории, и «Культуро-взаимообогащающем», когда за каждым учеником закрепляется возможность творчества новых образовательных процессов и практик, в которых он участвует сам и может предлагать их другим ученикам.
В трансцендентной парадигме задается следующая динамика: сначала -это включение учеников зрителями-участниками в поли культурные эмоционально насыщенные события, позже - вовлечение учеников участниками диалога с авторитетными людьми, разделяющими ценности межкультурного взаимодействия.
Направлениями обогащения образовательного пространства являются на первом этапе культурные ценности своего народа и ценности близких и далеких народов, на втором - присвоение ценностей межкультурного взаимодействия: «Диалог», «Творчество», «Развитие» и др.
Открытие образовательного пространства происходит благодаря вовлечению в орбиту школьной жизни все большего числа людей, с кем могут взаимодействовать учащиеся по своей инициативе. На начальной стадии школа сотрудничает только с представителями наиболее многочисленного на данной территории этнического меньшинства, а в дальнейшем - устанавливает регулярное сотрудничество с внешними помощниками и консультантами-представителями всех национальных меньшинств, представленных в школе.