Ольга Белова
Полифункциональные дидактические игры по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Наша задача дать ребенку для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений, а также обучить его перцептивным действиям – осматриванию, выслушиванию, ощупыванию, опробыванию и др. Взрослые должны помочь ребенку увидеть красоту и многообразие окружающего мира, а также научиться воспринимать сенсорные впечатления более осознанно – запоминать, дифференцировать, называть, использовать знания о свойствах предметов и явлений в различных ситуациях.
Публикация «Полифункциональные дидактические игры по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Средняя группа
- Темочки
Познание начинается с восприятия предметов и явлений окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения – только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.
Сенсорные эталоны-это общепринятые образцы свойств и качеств предметов. Самыми эффективными средствами развития сенсорных эталонов являются дидактические игры. Дидактическая игра является ценным средством воспитания сенсорной активности детей, помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор. Игры cпособствуют формированию личности.
На втором-третьем году жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными.
Дидактические игры, направленные на сенсорное воспитание, помогают развивать у детей представления о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, а также вкусе, запахе и т. п. Дидактические игры дают ребёнку возможность проявить творческую активность, пробуждают интерес к занятиям, влияют на эмоциональное состояние ребёнка, на его здоровье, расширяют его кругозор, развивают находчивость, смекалку. Эти игры развивают у ребенка воображение, память, внимание, речь, наблюдательность, мелкую моторику.
Ниже перечислены некоторые из сенсорных пособий, которые использую в своей работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Данные пособия многофункциональны и могут использоваться в реализации пяти образовательных областей. С помощью этих пособий и тренажеров у детей развивается мышление, восприятие, память, внимание, мелкая моторика рук, формируется представление о форме, цвете, величине, количестве. Основная цель создания всех пособий — способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику рук.
Игра «Покорми мышат».
Цели и задачи:
- развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, зрительно-моторной координации ;
- закрепление понятий основных цветов, понятий «много -один»;
- развитие концентрации внимания, усидчивости, аккуратности;
- предупреждение утомления и повышение работоспособности ;
- активизация внимания, повышение способности к восприятию учебного материала.
Полифункциональность этой игры обусловливается наличием разноцветных палочек, которые можно использовать в некоторых вариантах игр:
1) «Покорми мышат»
2) «Построй домик для мышат»
3) «Построй дорожку к мышатам».
Данная игра также развивает конструктивные способности.
Материал: пластмассовые баночки с крышками разных цветов, деревянные цветные палочки для мороженного, глазки для декора, усы, зубки и ушки мыши из кожи.
Игра «Разноцветные пробки».
Цель: развитие мелкой моторики рук; снятия эмоционально-психологического напряжения, умение концентрировать внимание; умение находить и сопоставлять цвета с предметами, развитие логического мышления. Так же вариантом игры может быть использован вариант игры на формирование элементарных математических представлений: попросить ребенка назвать, пробок какого цвета мало, а какого цвета много.
Материал: цветные пробки от детского питания, распечатанные ламинированные картинки.
Игра «Посади букашку на цветок».
Цель: развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников, а также фантазии, воображения; закрепления цветов, оттенков цветов, пространственных отношений, сохранять хорошее настроение и положительное отношение детей к заданию.
Материал: распечатанные ламинированные картинки.
Игра «Узор для цветка».
Цель: учить детей составлять декоративные композиции, располагать элементы, подбирая по цвету – на основе разнообразных силуэтов в стиле определенного промысла. Развивать чувство симметрии. Наблюдательность.
Игра «Трафареты».
Цель: формирование у детей умение рисовать геометрические фигуры по шаблону и раскрашивать их.
Варианты игр: «Подбери фигуру», «Спрячем мышку от кошки», «Нарисуем фигуру», «Закрасим фигуры». В этой игре так же происходит знакомство с формой.
Материал: жесткие губки для посуды разных цветов, картинки мышат, бумага.
Игра на формирование зрительного и слухового восприятия «Разноцветные трубочки».
Цель: развивать зрительное и слуховое восприятие, развивать мелкую моторику пальцев, развивать зрительное восприятие цвета.
Материал: разноцветные трубочки для коктейля, веревочки.
Игра на развитие тактильных ощущений-«Погладим ежика».
Цель: развивать чувствительность пальцев рук, умение классифицировать поверхности по различным признакам (гладкий, шершавый, мягкий, жесткий).
Материал: цветной картон, пуговицы, меховая ткань, мишура, арбузные семечки, губка для посуды.
Интересная игра «Консервируем овощи и варим компоты».
Цель: познакомить с понятиями «консервирование», «компот», «суп», повторить с детьми названия овощей, фруктов и ягод закрепить умение делить их на группы, развивать у детей мелкую моторику и координацию движений пальцев рук, воспитывать познавательный интерес и усидчивость. Развивать словарный запас, память, речь.
Варианты игр:
1) «Собери овощи, фрукты и ягоды по банкам»
2) «Собери урожай одного цвета»
3) «Свари компот из разных ягод»
4) «Свари суп в банке»
Материал: распечатанные ламинированные картинки.
Пособие «Пальчиковый бассейн» или «Сенсорная коробочка» "Купая" пальчики в таких "бассейнах", ребенок тренирует двигательные мышцы пальцев рук, улучшает их динамику. Данное упражнение способствует развитию тактильных ощущений и вызывает радость от найденной игрушки.
Цели и задачи: Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственное мышление, навыки сортировки и классификации, усидчивость, терпение, координацию движений и многое другое.
Варианты игр:
1) «Найди игрушки»
2) «Собери разноцветные камушки»
3) «Сделай узор из камней»
4) «Свари макароны»
5) «Нарисуй что хочешь»
Материал: пластмассовая коробка, манная крупа, макароны звездочки, макароны спирали, разноцветные камушки, игрушки из киндер-сюрприза, игрушечная ложка, кастрюлька.
Игра «Времена года»
Цели: знать времена года и называть их в определенной последовательности; находить, соответствующие данному времени года картинки; оживлять композицию фигурными карточками; развивать зрительную память, внимание, речь; любить природу в разное время года.
Материал: распечатанные ламинированные картинки, прищепки.
Особенно интересна форма игр в виде ЛЭПбуков.
В нем много различных дидактических игр и заданий на развитие мелкой моторики. Все яркое и красочное, ведь малыши это любят! ЛЭПбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. В моем ЛЭПбуке представлены некоторые игры на представление разных свойств предметов: игра «Построй матрешек»-закрепление свойства величины, игра «Собери яблоски» и «Поставь машину в гараж»-свойства цвета, «Сложи палочки так, чтобы получилась фигура»-свойства формы. На развитие тактильных качеств и мелкой моторики рук представлены игры «Сплети паутину» и «Поменяй ствол дереву».
Родителям я настоятельно рекомендовала дома играть с детьми в игры из подручных средств: изготовить пальчиковые бассейны из легкодоступных круп, окрашивать с детьми воду в различные цвета с помощью пищевых красителей, сравнивать одежду по величине родителей и детей, играть в музыкальные игры : медленно или быстро хлопать в ладоши, трогать с закрытыми глазами разные на ощупь вещи (игра «Чудесный мешочек», угадывать во время еды различные продукты на вкусовые ощущения, игра на внимание с игрушками «Что изменилось» и многие другие.
Привлекая внимание детей к сенсорной дидактической игре, можно заметить, что у детей появляется такие качества, как интерес и любознательность. У детей вырабатываются целеустремленность, активность, планомерность действий, сдержанность, организованность, достижение результата вызывает чувство радости и хорошего настроения. Эта радость является залогом успешного развития детей и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.