Екатерина Шушпанова
Полифункциональное дидактическое пособие «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Данное пособие разработано для воспитанников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель создания лэпбука по теме «Моя семья»: расширять и систематизировать представления о семье, как о людях, которые живут вместе, развитие чувство гордости за свою семью и желание заботиться о близких в семье.
Коррекционно – развивающие задачи:
- Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщении знаний о семье и семейном окружении;
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Игры, дидактические пособия
- Социальные навыки. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2023
- Развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях;
- Обучать грамотному изъяснению, вежливому общению, умению учитывать интересы окружающих;
- Совершенствовать навыки ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них полно или кратко;
- Совершенствовать мелкую моторику;
- Развивать высшие психические функции.
Содержание лэпбука подобрано с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
В лэпбуке представлены как традиционные игры с речевым материалом, так и необычные формы подачи знакомого материала, в виде различных игр, ребусов, «гармошек», липучек и прищепок, фонарика.
Лэпбук изготовлен из двух пластиковых папок с резинкой, склеенных между собой, в виде домика. На внешней стороне лэпбук оформлен в виде дома с семьей, которая в нем проживает, с одной из сторон расположено генеалогическое древо с предметными картинками с изображением членов семьи, составление семейного древа позволяет детям обобщить представление о себе как о члене семьи: большой, дружной, крепкой; укрепить формирование понятия о родственных связях внутри семьи.
Внутри пособия находятся множество кармашков с различным познавательным и игровым материалом. Кармашки крепятся на липучках, что позволяет мобильно изменять содержание и расположение игр в пособии.
Работа с лэпбуком может быть организована как в форме подгруппового занятия, так и как средство индивидуальной работы с ребенком.
Все материалы из лэпбука ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. Лэпбук помогает изучить и закрепить пройденный материал.
На первой странице представлен речевой материал в виде стихотворений о семье. Работа со стихотворения в логопедической группе выстраивается с целью: развития звукопроизношения и фонематического слуха, работы над просордической стороной речи и темпо- ритмическимой окраской, обогащению словаря, формированию правильного употребления лексико – грамматических форм, развитию ВПФ.
В другом кармашке представлены загадки и предметные картинки – отгадки. Работу с загадкой использую как средство активизации словаря дошкольников, развития наглядно – образного мышления.
На этой странице представлены пословицы и поговорки о доме, семье, гостях. Основной задачей работы с народным фольклором - учить детей пониманию пословиц и поговорок. Использование в речи пословиц и поговорок учит детей лаконично, точно и выразительно передавать свои мысли и чувства, творчески использовать слово, формирует умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику, интонационно окрашивать речь.
Ребусы о семье. Ребусы называют гимнастикой ума. В отличие от простой загадки, основанной на словесном описании, ребус не только расширяет словарный запас, но и развивает логическое, образное мышление, учит строить ассоциативные цепочки находить связи между предметами, тренирует зрительную память, внимание. Помогут подготовить детей к школе и заложиь прочный фундамент обучения грамоте.
Вторая страница представлена подборкой сюжетных картинок о семье для составления предложений и рассказов по теме. Позволяет решать задачи развития связной речи дошкольников с ОВЗ.
Ребенку предлагается рассмотреть иллюстрацию, педагог задает наводящие вопросы по картинке (Кто изображен на картинке? Что он делает? Чем занят? Какие предметы еще изображены на картинке, затем педагог совместно с ребенком составляет рассказ. Потом предлагается повторить рассказ самому ребенку.
Здесь же представлены предметные картинки «Профессии в моей семье», к ним дана карточка - опора по составлению рассказа о профессии членов семьи. Что позволяет применить метод моделирования при составлении связного рассказа ребенком.
Ребенок выбирает из представленных карточек профессию одного из членов семьи, и составляет рассказ, опираясь на карточку с заданиями, где с помощью маркера отмечает основные особенности данной профессии.
На следующей странице расположены кармашки с этапами развития человека от малыша до взрослого и старика. Картинки сложены «гармошкой», которые ребенок может раскрывать по мере рассмотрения или закрывать в обратной порядке. Этот наглядный материал позволяет построить беседу взрослого и ребенка в форме диалога, который помогает выделить особенности разных возрастных этапов человека, продолжить формировать представления об их роли в жизни общества.
Ниже расположен кармашек «Разрезные картинки». Задачи, которые могут успешно решаться с помощью этого задания: учить собирать картинку из отдельных разрезных частей с опорой на образец, развивать мелкую моторику; развивать мышление ребенка, формировать навык сравнения отдельных частей картинки, определения их местонахождения; упражнять в умении рассказывать о содержании собранной картинки.
На четвертой странице пособия представлены с одной стороны занимательные игры для детей «Помоги бабушке подобрать заплатку», «Собери с мамой бутерброд», «Помоги папе припарковать автомобиль». А с другой стороны эти игры богатый логопедический материал для работы над звукопроизношением, с лексико – грамматической стороной речи, формированием связной речи.
Так в игре «Собери с мамой бутерброд» можно решить целый комплекс коррекционно – развивающих задач:
Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже (например: Я положу 2 огурца и пять кусочков рыбы.)
Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже (пример: бутерброд какой? Вкусный, аппетитный, свежий, ароматный.)
Закрепление употребления предложных конструкций (Положим ломтик сыра на кусочек хлеба, между двумя кусочками колбасы положим листик салата).
Игра «Помоги бабушке подобрать заплатку» позволяет учить ребенка анализировать, выделять часть и соединять из частей целое. Цель игры: развиваем логическое мышление и зрительное восприятие дошкольника.
Игра «Помоги папе припарковать автомобиль» учит ребенка читать схему, ориентировать на листе задании (месте для парковки, находить разные варианты решения задачи. Выполнение задания сопровождается обязательными речевыми комментариями ребенка, ответами его на активизирующие вопросы взрослого.
Здесь же расположена игра «Подарки». Цель игры: сделай приятное близкому и родному тебе человеку, подбери подарок каждому члену твоей семьи, упакуй его в красивую праздничную коробку. Наряду с развитие мелкой моторики, игра способствует развитию зрительного восприятия, внимания.
Элементы «крыши» тоже задействованы, на них располагаются игры «Собери пары» и «Игры с фонариком».
В игре «Собери пары» имеются носочки и цветные прищепки. Носочки отличаются цветом носка, пятки, орнаментом, резинкой. Задача ребенка подобрать пары одинаковых носочков и подвесить их «сушиться» на резиночке, т. е. помочь маме или бабушке. Закрепляются употребление предлогов в речи, согласование числительных с именем существительным. Развиваются комбинаторные способности дошкольников, тренируется зрительное восприятие, мелкая моторика.
«Игры с фонариком» помогают расширять и активизировать словарь детей, развивать грамматический строй речи, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, усидчивость. Элементы неожиданности при игре стимулирует положительные эмоции и повышает познавательный интерес детей. Карточки для игры представлены по темам «Что лежит в чемодане?», «Подарок», «Что висит в шкафу?», «Что в стиральной машине?», «Что лежит в холодильнике?», «Что стоит в гараже?», «Из чего коктейль», «Что лежит на тарелке».
Внешняя привлекательность лэпбука позволяет проводить обучение интересно. Игровой и речевой материал привлекают ребенка, и он еще не раз возвращается к папке, чтобы поиграть, незаметно повторяя изученный ранее материал. Процесс работы с лэпбуком объединяет логопеда, детей и родителей и вносит много положительных моментов в процесс обучения.