Давлетшина Айгуль Радисовна
Конспект НОД «Покормите птиц зимой»
ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД «МИЛЯШ» с. БОЛЬШЕУСТЬИКИНСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МЕЧЕТЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ДЕТСКИЙ САД «ТЮЛЬПАН» Д. ТЕЛЯШЕВО
Проект
«Покормите птиц зимой»
Автор:
воспитатель
Давлетшина А. Р.
д. Теляшево
2021
Проект
«Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой, бросьте горстку крошек,
И пускай снуют порой стайки у окошек.
Бросьте горсточку зерна, много им не надо.
Публикация «Конспект НОД „Покормите птиц зимой“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
И зима не так страшна будет для крылатых.
Им не дайте в лютый час гибнуть от болезней,
И весна одарит вас праздничной их песней.
А. Яшин
Тип проекта: информационно-творческий
Вид проекта: групповой
Продолжительность: краткосрочный
Возраст участников: 3 - 7 лет
В реализации проекта приняла участие
Разновозрастная группа
Тип проекта: информационно-творческий
Актуальность:
Зима – очень интересное и красивое время года
Гуляя вокруг детского сада, мы с ребятами заметили, что в один прекрасный день на нашей рябине вдруг не стало ягодок. Ребят заинтересовал этот вопрос. Они очень удивились, что птицы склевали все ягоды. Беседуя с детьми, я поняла, что ребята не знают названий большинства зимующих птиц, затрудняются ответить, чем же питаются птицы в зимний период и как человек может им помочь.
Цель: расширение знаний детей о зимующих птицах.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о зимующих птицах и необходимости помощи им в пропитании зимой.
2. Пополнить развивающую среду группы материалами для успешной реализации проекта.
3. Привлечь детей и родителей к оказанию посильной помощи птицам в зимний период.
Продукт проектной деятельности:
- выставка творческих работ «Зимующие птицы»
- кормушки для птиц, развешанные на территории детского сада
- создание иллюстрированной книги «Рассказы о зимующих птицах»
Циклограмма деятельности детей в рамках реализации проекта.
Понедельник.
Знакомимся с зимующими птицами.
1. Беседы с детьми о зимующих птицах.
2. Рассматривание альбомов «Птицы», «Зима».
3. Чтение произведений о птицах. (Приложение 2)
4. Рассматривание книг и журналов с изображением птиц.
5. Наблюдение за птицами во время прогулок.
Вторник.
Поиграй-ка.
1. Дидактические игры «Зимующие и перелётные птицы», «Птицы прилетели», «Назови ласково», «Четвёртый лишний», «Кого не увидишь на кормушке». (Приложение 1)
2. Подвижные игры «Найдите зимующих птиц», «Кот и воробьи»
3. Настольные игры: «Чей дом», «Разрезные картинки», лото «Птицы».
4. Отгадывание загадок о зимующих птицах. (Приложение 3)
Среда.
Столовая для птиц.
1. Изготовление и развешивание на участках кормушек для птиц.
2. Наблюдение за птицами во время прогулок.
Четверг.
Творческая деятельность.
• Аппликация «Красногрудая птичка - снегирь»
• Лепка «Птицы на кормушке»
• Рисование «Зимующие птицы»
• Пластилинография «Снегири»
Пятница.
1. Кормим птиц.
2. Наблюдаем за птицами, прилетевшими к кормушке.
3. Составление мини-рассказов о птицах.
Циклограмма деятельности по реализации проекта «Покормите птиц зимой!»
День недели Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Виды деятельности
Беседы с детьми о зимующих птицах.
Дидактические игры «Зимующие и перелётные птицы», «Птицы прилетели», «Назови ласково», «Четвёртый лишний», «Кого не увидишь на кормушке». Изготовление и развешивание на участках кормушек для птиц. - Раскрашивание: «Птицы зимой».
- Лепка: «Птички прилетели»
Кормим птиц.
Рассматривание альбомов «Птицы», «Зима».
Подвижные игры «Найдите зимующих птиц», «Кот и воробьи» Наблюдение за птицами во время прогулок. - Аппликация «Красногрудая птичка - снегирь»
- Лепка «Птицы на кормушке» Наблюдаем за птицами, прилетевшими к кормушке.
Чтение произведений о птицах и рассматривание книг и журналов с изображением птиц.
Настольные игры: «Чей дом», «Разрезные картинки», лото «Птицы».
- Рисование «Зимующие птицы»
- Пластилинография «Снегири» Составление мини-рассказов о птицах.
Наблюдение за птицами во время прогулок Отгадывание загадок о зимующих птицах.
Приложение 1.
Игры.
Игра «Птицы прилетели».
Цель игры: закрепить и уточнить знания детьми названий зимующих птиц и перелётных.
Ход игры:
Дети выбирают каждый по одной карточке.
Воспитатель: Дети, давайте закроем глаза и превратимся в стайку птиц. Открывают глаза птички. Как только вы услышите музыку, летите, порхайте пока звучит музыка. Как только музыка закончится, вам нужно образовать два кружочка: один кружочек-перелётные птицы, второй – зимующие. Каждая стая должна внимательно проверить, нет ли чужих птиц в их рядах.
Игра повторяется несколько раз с обменом карточек.
Дидактическая игра «Назови ласково»
Цель: упражнять детей в составлении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Материалы: Маска воробья.
Ход игры:
Воспитатель, надев маску воробья: Давайте знакомиться. Я – воробей Чик. У меня много друзей – маленьких воробушков.
- Когда мы вырастем, у нас будут большие крылья, а пока у нас маленькие — …? (Крылышки).
- Когда воробьишко вырастет, у него буде красивый большой клюв. А сейчас у меня маленький? (клювик).
- Как только я стану взрослым воробьём, у меня будут большие и зоркие глаза, а сейчас у меня маленькие…? (Глазки).
- У взрослого воробья большиеперья на крыльях и хвосте, а у меня - маленькие — …? (Перышки)
- Когда я стану большим, у меня будет голова, а сейчас у меня…? (Головушка, головка).
- Как только я стану большим воробьём, у меня будет большой хвост, а пока у меня маленький …? (хвостик)
Дидактическая игра
«Зимующие и перелётные птицы»
Цель: закрепить знание детей о зимующих и перелётных птицах.
Материалы: карточки с изображением птиц.
Инструкция: Перемешайте изображения птиц.
Поднимайте поочерёдно по одной карточке с птицами. Если это перелётная птица- дети машут ручками (как крыльями птицы, если зимующая кладут ручки на колени.
Дидактическая игра
«Четвёртый лишний»
Цель: Закрепить у детей знания названий и внешнего вида зимующих птиц.
Материалы: мольберт, магниты, карточки с изображением зимующих и перелётных птиц.
Ход игры:
Воспитатель на мольберте закрепляет с помощью магнитов 3 карточки с изображением зимующих птиц и одну с изображением перелётных птиц. Задача детей найти изображение перелётной птицы.
Воспитатель уточняет у детей названия перелётных и зимующих птиц, как они их узнали.
Приложение 2.
Читаем с детьми о птицах.
Покормите птиц
Александр Яшин
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Мороз
Елены Благининой
Морозы жестокие в этом году,
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за жучку: в её конуре
Такой же морозище, как во дворе,
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробушек, галок, синиц.
Ведь очень уж холодно в воздухе им,
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить, и тогда
Им будет легко пережить холода.
Птицы моей деревни
Каждое утро, когда Данил идет в детский сад, он слышит, как на деревьях галдят птицы. Их очень много – целая стая.
Сейчас зима. Только дорожки, по которым ходят люди, почищены. Целые дни Данил проводит в детском саду, только в субботу и воскресенье он может погулять во дворе своего дома или на улице. Многим не нравится зима за то, что дни серые и темные, часто идет снег, и мороз щиплется. А Данил любит зиму. И не только за новогодние праздники. Зимой можно покататься на санках, на лыжах, поиграть в снежки, слепить снеговика или снежную крепость.
Тем утром, когда мальчик шел в детский сад, молодые галки, сидя на верхушках деревьев, обсуждали, где и как можно найти еду. И, хотя, они еще совсем юные, можно сказать, птенцы, которым нет и года, теперь им уже нужно самостоятельно добывать себе пропитание, чтобы не умереть с голоду в зимнее время.
Хорошо, что рядом – школа, куда птицы часто прилетают в поисках чего-нибудь из еды. Сердобольные люди подкармливают птиц. С утра деревянная кормушка для синиц и воробьев, висящая на дереве, до краев наполнена хлебом. Но есть хочется не только синицам. И галки сгоняют их, выхватывая кусочки хлеба из кормушки.
Вот так и движется очередь, пока все зернышки в кормушке не кончатся, и птицы не наедятся. А галкам, воронам и голубям остается только сидеть рядышком и наблюдать за ними, надеясь, что и им что-нибудь все же перепадет.
Вечером, перед тем, как забрать Данила из сада, Мама положила на снег у кормушки кусочки хлеба. Но ни галки, ни вороны, ни голуби не нашли и не склевали его. Данил, идя с мамой домой, видел, как черные птицы кружат над школой. «Это они так прогуливаются перед сном», – подумал мальчик. Мама рассказала ему о хлебе, который положила для птиц у кормушки на снег.
– Ведь большие птицы так же, как и маленькие, хотят есть, – сказала она. – И не всегда им удается где-нибудь раздобыть себе еду.
На следующий день, уходя утром в детский сад, Данил специально заглянул под кормушку, на землю, где мама вчера клала хлеб. Теперь там уже ничего не лежало. «Значит, – понял мальчик, – птицы нашли и съели мамин хлеб».
С того дня Данил, так же, как и его мама, зимой подкармливает птиц хлебом, семечками, крупой. Он заботится о них, понимая, что птицам очень трудно пережить холодную зиму.
Воробей на часах
Толстой Лев Николаевич
В саду на дорожке прыгали молодые воробушки.
А старый воробей уселся высоко на ветке дерева и зорко глядит, не покажется ли где хищная птица.
Летит по задворкам ястреб-разбойник. Он лютый враг мелкой пташки. Летит ястреб тихо, без шума.
Но старый воробей заметил злодея и следит за ним.
Ястреб ближе и ближе.
Зачирикал громко и тревожно воробей, и все воробьята разом скрылись в кусты.
Все смолкло.
Только воробей-часовой сидит на ветке. Не шевелится, глаз с ястреба не спускает.
Заметил ястреб старого воробья, взмахнул крыльями, расправил когти и стрелой спустился вниз.
А воробей камнем упал в кусты.
Ястреб ни с чем и остался.
Озирается он вокруг. Зло взяло хищника. Огнем горят его желтые глаза.
Встрепенулся разбойник и полетел дальше. Опять уселся воробей на той же ветке. Сидит и весело чирикает.
С шумом высыпали из кустов воробьята, прыгают по дорожке.
Сказка о зимующих и перелётных птицах
Надежда Николаева
Отцвело, отзвенело птичьими голосами красное лето. Наступила осень. Козявки, букашечки подальше спрятались от холодов. Птенцы выросли и птицы собрались на совет. Как дальше жить?
Доктор лесной – дятел сказал: «У меня клюв крепкий да язык длинный – откуда угодно погубителей деревьев короедов вытащу. Без моего присмотра деревьям нельзя ни зимой, ни летом».
Сова сказала: «Я тоже не могу лететь в тёплые края. Мышей летом много развелось, а если зимой их не уничтожать, то они летом все грибочки и ягодки съедят».
Голубь сказал: «Я хочу остаться, так как привык к людям. На крышах домов тепло и там мои гнёзда. Не хочу бросать свой дом».
Воробей подумал: «Чик-чирик, прыг-скок. Мы воробьи шустрые, быстрые. Люди вешают зимой кормушки, кормят нас и других птиц. Думаю, голода мы испытывать не будем.
Эти птицы стали зимующими.
Остальные птицы – цапля, лебедь, чайка, журавль, утка улетели потому что вода зимой в реках и озёрах замерзает, а они водоплавающие.
Скворцы, ласточки, кукушка и другие птицы которые питались насекомыми, тоже улетели в тёплые края и стали перелётными.
Один грач долго думал, а когда на полях снег закрыл осыпанные зёрна, тоже решил улететь, но обещал вернуться первым.
С тех пор так и повелось: одни птицы улетели в тёплые края, где вода не замерзает и много рыбы и насекомых. Некоторые птицы остаются и кормятся зимой сами. А многие птицы остались на попечение людей воспитывать доброту и чуткость к пернатым друзьям.
Приложение 3.
Загадки о зимующих птицах.
Зимующие птицы
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть зерна – и не страшна
Будет им зима.
Кормушка
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
***
В зимний день
Среди ветвей
Стол накрыт
Для гостей.
***
Сало и зёрнышки, хлеба горбушка -
Птиц угощает зимою …
***
Избушка новая,
Для всех столовая,
Зовёт обедать,
Крошек отведать.
Сорока
Трещала с самого утра:
"Пор-р-ра! Пор-р-ра!"
А что пора?
Какая с ней морока,
Когда трещит.
* * *
Эта хищница болтлива,
воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
А зовут её.
* * *
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её.
* * *
Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет.
Снегирь
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут!
* * *
От простуд он не страдает,
Не страшится злобных вьюг
И к зиме не улетает на далёкий знойный юг
Пусть покроют снега груды и пригорок,и пустырь -
Раз красавец прилетел к нам, житель севера.
* * *
Зимой на ветках яблоки! Скорей же собери!
И вдруг вспорхнули яблоки - ведь это.
* * *
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Дятел
Странный доктор есть на свете,
Он деревья лечит, дети.
- Где болит? Тук - тук!
А, нашёл. Тук - тук.
* * *
Столяр есть у нас в бору,
Целый день долбит кору.
В красной шапочке своей
Виден он среди ветвей.
* * *
Я по дереву стучу, червячка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой -
Всё равно он будет мой.
* * *
Всё время стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только их лечит.
* * *
Хоть я не молоток - по дереву стучу,
В нём каждый уголок обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный.
***
В лесу, под щебет,
Звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
"Здорово, дрозд, приятель!"
И ставит подпись.
* * *
Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном.
* * *
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.
* * *
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.
* * *
Что за кузнецы в лесу куют?
Синица
Ты с модницей этой, конечно знаком:
Вертушка, на месте никак не сидится -
Всё хвастает синим своим сюртуком
И шапочкой синей гордится.
* * *
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
Воробей
Птичка-невеличка
Ножки имеет
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок
- Получается прыжок.
* * *
Найдешь её в своём дворе,
Она на радость детворе.
Ты обижать её не смей!
Эта птичка -.
* * *
Озорной мальчишка в сером пальтишке
По двору шныряет, крошки собирает.
* * *
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
Очень странный почтальон:
Не маг и не волшебник он.
Доставит письма и газеты,
Несёт посылку на край света,
Хранить умеет все секреты.
Крылат и смел, и зорок он.
Кто же этот почтальон?
Сова
Днём спит, ночью летает,
Прохожих в лесу пугает.
* * *
Птица эта совсем непроста :
Мало ей головы и хвоста,
Мало ей клюва и мало когтей,
Мало пёрышек пёстрых на ней,
Мало ей жёлтых пугающих глаз,
Мудрость и ум - достоинство птицы.
Качество это и вам пригодится.
Мудрости символ - не просто слова.
Кто же она? Догадались?
* * *
Днём спит, ночью летает.
* * *
Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло.
* * *
Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаз пятачком?
Клёст
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.
***
У этой птички клюв кривой,
А гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт,
Кто это птичку назовёт?
***
В белых шубах ели, сосны.
Снег. Сосулек леденцы.
У кого это в морозы
Голос подали птенцы?
***
Не страшны ему метели,
Гнезда вьет зимой на ели,
Крик его отрывист, прост,
Кривоносый красный.
Свиристели
Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти — …
Ворона
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением