Давлетшина Айгуль Радисовна
Конспект НОД «Покормите птиц зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД «МИЛЯШ» с. БОЛЬШЕУСТЬИКИНСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МЕЧЕТЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ДЕТСКИЙ САД «ТЮЛЬПАН» Д. ТЕЛЯШЕВО
Проект
«Покормите птиц зимой»
Автор:
воспитатель
Давлетшина А. Р.
д. Теляшево
2021
Проект
«Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой, бросьте горстку крошек,
И пускай снуют порой стайки у окошек.
Бросьте горсточку зерна, много им не надо.
Публикация «Конспект НОД „Покормите птиц зимой“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
И зима не так страшна будет для крылатых.
Им не дайте в лютый час гибнуть от болезней,
И весна одарит вас праздничной их песней.
А. Яшин
Тип проекта: информационно-творческий
Вид проекта: групповой
Продолжительность: краткосрочный
Возраст участников: 3 - 7 лет
В реализации проекта приняла участие
Разновозрастная группа
Тип проекта: информационно-творческий
Актуальность:
Зима – очень интересное и красивое время года
Гуляя вокруг детского сада, мы с ребятами заметили, что в один прекрасный день на нашей рябине вдруг не стало ягодок. Ребят заинтересовал этот вопрос. Они очень удивились, что птицы склевали все ягоды. Беседуя с детьми, я поняла, что ребята не знают названий большинства зимующих птиц, затрудняются ответить, чем же питаются птицы в зимний период и как человек может им помочь.
Цель: расширение знаний детей о зимующих птицах.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о зимующих птицах и необходимости помощи им в пропитании зимой.
2. Пополнить развивающую среду группы материалами для успешной реализации проекта.
3. Привлечь детей и родителей к оказанию посильной помощи птицам в зимний период.
Продукт проектной деятельности:
- выставка творческих работ «Зимующие птицы»
- кормушки для птиц, развешанные на территории детского сада
- создание иллюстрированной книги «Рассказы о зимующих птицах»
Циклограмма деятельности детей в рамках реализации проекта.
Понедельник.
Знакомимся с зимующими птицами.
1. Беседы с детьми о зимующих птицах.
2. Рассматривание альбомов «Птицы», «Зима».
3. Чтение произведений о птицах. (Приложение 2)
4. Рассматривание книг и журналов с изображением птиц.
5. Наблюдение за птицами во время прогулок.
Вторник.
Поиграй-ка.
1. Дидактические игры «Зимующие и перелётные птицы», «Птицы прилетели», «Назови ласково», «Четвёртый лишний», «Кого не увидишь на кормушке». (Приложение 1)
2. Подвижные игры «Найдите зимующих птиц», «Кот и воробьи»
3. Настольные игры: «Чей дом», «Разрезные картинки», лото «Птицы».
4. Отгадывание загадок о зимующих птицах. (Приложение 3)
Среда.
Столовая для птиц.
1. Изготовление и развешивание на участках кормушек для птиц.
2. Наблюдение за птицами во время прогулок.
Четверг.
Творческая деятельность.
• Аппликация «Красногрудая птичка - снегирь»
• Лепка «Птицы на кормушке»
• Рисование «Зимующие птицы»
• Пластилинография «Снегири»
Пятница.
1. Кормим птиц.
2. Наблюдаем за птицами, прилетевшими к кормушке.
3. Составление мини-рассказов о птицах.
Циклограмма деятельности по реализации проекта «Покормите птиц зимой!»
День недели Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Виды деятельности
Беседы с детьми о зимующих птицах.
Дидактические игры «Зимующие и перелётные птицы», «Птицы прилетели», «Назови ласково», «Четвёртый лишний», «Кого не увидишь на кормушке». Изготовление и развешивание на участках кормушек для птиц. - Раскрашивание: «Птицы зимой».
- Лепка: «Птички прилетели»
Кормим птиц.
Рассматривание альбомов «Птицы», «Зима».
Подвижные игры «Найдите зимующих птиц», «Кот и воробьи» Наблюдение за птицами во время прогулок. - Аппликация «Красногрудая птичка - снегирь»
- Лепка «Птицы на кормушке» Наблюдаем за птицами, прилетевшими к кормушке.
Чтение произведений о птицах и рассматривание книг и журналов с изображением птиц.
Настольные игры: «Чей дом», «Разрезные картинки», лото «Птицы».
- Рисование «Зимующие птицы»
- Пластилинография «Снегири» Составление мини-рассказов о птицах.
Наблюдение за птицами во время прогулок Отгадывание загадок о зимующих птицах.
Приложение 1.
Игры.
Игра «Птицы прилетели».
Цель игры: закрепить и уточнить знания детьми названий зимующих птиц и перелётных.
Ход игры:
Дети выбирают каждый по одной карточке.
Воспитатель: Дети, давайте закроем глаза и превратимся в стайку птиц. Открывают глаза птички. Как только вы услышите музыку, летите, порхайте пока звучит музыка. Как только музыка закончится, вам нужно образовать два кружочка: один кружочек-перелётные птицы, второй – зимующие. Каждая стая должна внимательно проверить, нет ли чужих птиц в их рядах.
Игра повторяется несколько раз с обменом карточек.
Дидактическая игра «Назови ласково»
Цель: упражнять детей в составлении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Материалы: Маска воробья.
Ход игры:
Воспитатель, надев маску воробья: Давайте знакомиться. Я – воробей Чик. У меня много друзей – маленьких воробушков.
- Когда мы вырастем, у нас будут большие крылья, а пока у нас маленькие — …? (Крылышки).
- Когда воробьишко вырастет, у него буде красивый большой клюв. А сейчас у меня маленький? (клювик).
- Как только я стану взрослым воробьём, у меня будут большие и зоркие глаза, а сейчас у меня маленькие…? (Глазки).
- У взрослого воробья большиеперья на крыльях и хвосте, а у меня - маленькие — …? (Перышки)
- Когда я стану большим, у меня будет голова, а сейчас у меня…? (Головушка, головка).
- Как только я стану большим воробьём, у меня будет большой хвост, а пока у меня маленький …? (хвостик)
Дидактическая игра
«Зимующие и перелётные птицы»
Цель: закрепить знание детей о зимующих и перелётных птицах.
Материалы: карточки с изображением птиц.
Инструкция: Перемешайте изображения птиц.
Поднимайте поочерёдно по одной карточке с птицами. Если это перелётная птица- дети машут ручками (как крыльями птицы, если зимующая кладут ручки на колени.
Дидактическая игра
«Четвёртый лишний»
Цель: Закрепить у детей знания названий и внешнего вида зимующих птиц.
Материалы: мольберт, магниты, карточки с изображением зимующих и перелётных птиц.
Ход игры:
Воспитатель на мольберте закрепляет с помощью магнитов 3 карточки с изображением зимующих птиц и одну с изображением перелётных птиц. Задача детей найти изображение перелётной птицы.
Воспитатель уточняет у детей названия перелётных и зимующих птиц, как они их узнали.
Приложение 2.
Читаем с детьми о птицах.
Покормите птиц
Александр Яшин
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Мороз
Елены Благининой
Морозы жестокие в этом году,
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за жучку: в её конуре
Такой же морозище, как во дворе,
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробушек, галок, синиц.
Ведь очень уж холодно в воздухе им,
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить, и тогда
Им будет легко пережить холода.
Птицы моей деревни
Каждое утро, когда Данил идет в детский сад, он слышит, как на деревьях галдят птицы. Их очень много – целая стая.
Сейчас зима. Только дорожки, по которым ходят люди, почищены. Целые дни Данил проводит в детском саду, только в субботу и воскресенье он может погулять во дворе своего дома или на улице. Многим не нравится зима за то, что дни серые и темные, часто идет снег, и мороз щиплется. А Данил любит зиму. И не только за новогодние праздники. Зимой можно покататься на санках, на лыжах, поиграть в снежки, слепить снеговика или снежную крепость.
Тем утром, когда мальчик шел в детский сад, молодые галки, сидя на верхушках деревьев, обсуждали, где и как можно найти еду. И, хотя, они еще совсем юные, можно сказать, птенцы, которым нет и года, теперь им уже нужно самостоятельно добывать себе пропитание, чтобы не умереть с голоду в зимнее время.
Хорошо, что рядом – школа, куда птицы часто прилетают в поисках чего-нибудь из еды. Сердобольные люди подкармливают птиц. С утра деревянная кормушка для синиц и воробьев, висящая на дереве, до краев наполнена хлебом. Но есть хочется не только синицам. И галки сгоняют их, выхватывая кусочки хлеба из кормушки.
Вот так и движется очередь, пока все зернышки в кормушке не кончатся, и птицы не наедятся. А галкам, воронам и голубям остается только сидеть рядышком и наблюдать за ними, надеясь, что и им что-нибудь все же перепадет.
Вечером, перед тем, как забрать Данила из сада, Мама положила на снег у кормушки кусочки хлеба. Но ни галки, ни вороны, ни голуби не нашли и не склевали его. Данил, идя с мамой домой, видел, как черные птицы кружат над школой. «Это они так прогуливаются перед сном», – подумал мальчик. Мама рассказала ему о хлебе, который положила для птиц у кормушки на снег.
– Ведь большие птицы так же, как и маленькие, хотят есть, – сказала она. – И не всегда им удается где-нибудь раздобыть себе еду.
На следующий день, уходя утром в детский сад, Данил специально заглянул под кормушку, на землю, где мама вчера клала хлеб. Теперь там уже ничего не лежало. «Значит, – понял мальчик, – птицы нашли и съели мамин хлеб».
С того дня Данил, так же, как и его мама, зимой подкармливает птиц хлебом, семечками, крупой. Он заботится о них, понимая, что птицам очень трудно пережить холодную зиму.
Воробей на часах
Толстой Лев Николаевич
В саду на дорожке прыгали молодые воробушки.
А старый воробей уселся высоко на ветке дерева и зорко глядит, не покажется ли где хищная птица.
Летит по задворкам ястреб-разбойник. Он лютый враг мелкой пташки. Летит ястреб тихо, без шума.
Но старый воробей заметил злодея и следит за ним.
Ястреб ближе и ближе.
Зачирикал громко и тревожно воробей, и все воробьята разом скрылись в кусты.
Все смолкло.
Только воробей-часовой сидит на ветке. Не шевелится, глаз с ястреба не спускает.
Заметил ястреб старого воробья, взмахнул крыльями, расправил когти и стрелой спустился вниз.
А воробей камнем упал в кусты.
Ястреб ни с чем и остался.
Озирается он вокруг. Зло взяло хищника. Огнем горят его желтые глаза.
Встрепенулся разбойник и полетел дальше. Опять уселся воробей на той же ветке. Сидит и весело чирикает.
С шумом высыпали из кустов воробьята, прыгают по дорожке.
Сказка о зимующих и перелётных птицах
Надежда Николаева
Отцвело, отзвенело птичьими голосами красное лето. Наступила осень. Козявки, букашечки подальше спрятались от холодов. Птенцы выросли и птицы собрались на совет. Как дальше жить?
Доктор лесной – дятел сказал: «У меня клюв крепкий да язык длинный – откуда угодно погубителей деревьев короедов вытащу. Без моего присмотра деревьям нельзя ни зимой, ни летом».
Сова сказала: «Я тоже не могу лететь в тёплые края. Мышей летом много развелось, а если зимой их не уничтожать, то они летом все грибочки и ягодки съедят».
Голубь сказал: «Я хочу остаться, так как привык к людям. На крышах домов тепло и там мои гнёзда. Не хочу бросать свой дом».
Воробей подумал: «Чик-чирик, прыг-скок. Мы воробьи шустрые, быстрые. Люди вешают зимой кормушки, кормят нас и других птиц. Думаю, голода мы испытывать не будем.
Эти птицы стали зимующими.
Остальные птицы – цапля, лебедь, чайка, журавль, утка улетели потому что вода зимой в реках и озёрах замерзает, а они водоплавающие.
Скворцы, ласточки, кукушка и другие птицы которые питались насекомыми, тоже улетели в тёплые края и стали перелётными.
Один грач долго думал, а когда на полях снег закрыл осыпанные зёрна, тоже решил улететь, но обещал вернуться первым.
С тех пор так и повелось: одни птицы улетели в тёплые края, где вода не замерзает и много рыбы и насекомых. Некоторые птицы остаются и кормятся зимой сами. А многие птицы остались на попечение людей воспитывать доброту и чуткость к пернатым друзьям.
Приложение 3.
Загадки о зимующих птицах.
Зимующие птицы
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть зерна – и не страшна
Будет им зима.
Кормушка
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
***
В зимний день
Среди ветвей
Стол накрыт
Для гостей.
***
Сало и зёрнышки, хлеба горбушка -
Птиц угощает зимою …
***
Избушка новая,
Для всех столовая,
Зовёт обедать,
Крошек отведать.
Сорока
Трещала с самого утра:
"Пор-р-ра! Пор-р-ра!"
А что пора?
Какая с ней морока,
Когда трещит.
* * *
Эта хищница болтлива,
воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
А зовут её.
* * *
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её.
* * *
Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет.
Снегирь
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут!
* * *
От простуд он не страдает,
Не страшится злобных вьюг
И к зиме не улетает на далёкий знойный юг
Пусть покроют снега груды и пригорок,и пустырь -
Раз красавец прилетел к нам, житель севера.
* * *
Зимой на ветках яблоки! Скорей же собери!
И вдруг вспорхнули яблоки - ведь это.
* * *
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Дятел
Странный доктор есть на свете,
Он деревья лечит, дети.
- Где болит? Тук - тук!
А, нашёл. Тук - тук.
* * *
Столяр есть у нас в бору,
Целый день долбит кору.
В красной шапочке своей
Виден он среди ветвей.
* * *
Я по дереву стучу, червячка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой -
Всё равно он будет мой.
* * *
Всё время стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только их лечит.
* * *
Хоть я не молоток - по дереву стучу,
В нём каждый уголок обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный.
***
В лесу, под щебет,
Звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
"Здорово, дрозд, приятель!"
И ставит подпись.
* * *
Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном.
* * *
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.
* * *
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.
* * *
Что за кузнецы в лесу куют?
Синица
Ты с модницей этой, конечно знаком:
Вертушка, на месте никак не сидится -
Всё хвастает синим своим сюртуком
И шапочкой синей гордится.
* * *
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
Воробей
Птичка-невеличка
Ножки имеет
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок
- Получается прыжок.
* * *
Найдешь её в своём дворе,
Она на радость детворе.
Ты обижать её не смей!
Эта птичка -.
* * *
Озорной мальчишка в сером пальтишке
По двору шныряет, крошки собирает.
* * *
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
Очень странный почтальон:
Не маг и не волшебник он.
Доставит письма и газеты,
Несёт посылку на край света,
Хранить умеет все секреты.
Крылат и смел, и зорок он.
Кто же этот почтальон?
Сова
Днём спит, ночью летает,
Прохожих в лесу пугает.
* * *
Птица эта совсем непроста :
Мало ей головы и хвоста,
Мало ей клюва и мало когтей,
Мало пёрышек пёстрых на ней,
Мало ей жёлтых пугающих глаз,
Мудрость и ум - достоинство птицы.
Качество это и вам пригодится.
Мудрости символ - не просто слова.
Кто же она? Догадались?
* * *
Днём спит, ночью летает.
* * *
Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло.
* * *
Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаз пятачком?
Клёст
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.
***
У этой птички клюв кривой,
А гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт,
Кто это птичку назовёт?
***
В белых шубах ели, сосны.
Снег. Сосулек леденцы.
У кого это в морозы
Голос подали птенцы?
***
Не страшны ему метели,
Гнезда вьет зимой на ели,
Крик его отрывист, прост,
Кривоносый красный.
Свиристели
Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти — …
Ворона
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением