Папки-передвижки

Показатели речевой готовности к школе

Темаева Ирина Викторовна
Показатели речевой готовности к школе
▼ Скачать + Заказать документы

Значение речевого развития при подготовке к школе

Речевое развитие ребенка играет наиважнейшую роль как в его комплексном развитии, так и при подготовке к школе. В дошкольный период речь активно формируется, выполняя 2 основные функции – коммуникативную и интеллектуальную.

Публикация «Показатели речевой готовности к школе» размещена в разделах

Примерно в возрасте 5-6 лет, которые предшествуют началу обучающего процесса, ребенку предстоит сделать существенный скачок в овладении родным языком. Он должен усвоить понятийное значение слов, его словарный запас должен быть достаточно обширным (порядка 3500 слов, он должен ясно излагать свои мысли и желания, используя ту лексику, которая есть в его арсенале.

К тому моменту, когда настанет пора идти в школу и принять на себя новую социальную роль, ребенок в какой-то степени должен стать ответственной и сознательной личностью. Именно недостаточное речевое развитие часто становится основной причиной неуспеваемости учеников первых классов.

Развитие речи не только демонстрирует общее развитие ребенка, но и уровень коммуникативных навыков, а также логического мышления. В связи с этим становится понятно, что речевая готовность ребенка к школе – это обязательное условие его успеваемости по всем предметам.

«От звука к букве». С буквой важно знакомить, если ребёнок уже умеет произносить звук (и, которые она обозначает. Поэтому знакомство начинают с гласных, так как ребёнок научается произносить их прежде всего.

При знакомстве важно показывать букву, при этом не называть ее алфавитное название типа бэ, эр, эс, чтобы в дальнейшем у ребёнка не было трудностей с овладением чтением и он не начал читать вместо САМ - ЭСАЭМ.

Важно рассмотреть букву, посчитать элементы, из которых она состоит или отметить ее особенности.

На первых этапах ребёнок может печатать букву с неточностями, иногда зеркально. Это естественный процесс, ребёнок только овладевает данным умением, также, как когда-то учился ходить, делать первые шаги.

Что такое речевая готовность к школе?

Чтобы ребенок не испытывал проблем с чтением и обучением письму, у него должны быть сформированы определенные компоненты речи, о которых далее пойдет речь.

1. Умение слушать и слышать других

Если ребенок не умеет слушать и понимать услышанное, то у него возникнут серьезные проблемы в понимании учебного материала, который рассказывает учитель в устной форме. В этом возрасте крайне важно, чтобы ребенок мог понимать и действовать по той инструкции, которую он получает от преподавателя.

2. Сформированность звуковой стороны речи

Сформированность фонетической стороны речи предусматривает:

• умение четко и внятно произносить все звуки речи;

• возможность изменения интонации и темпа с учетом смыслового содержания;

• умение говорить шепотом, тихо или громко (в зависимости от ситуации).

Выраженные проблемы в звуковой стороне речи обязательно скажутся на успеваемости ребенка в школе. Дети пишут так, как говорят, поэтому на письме могут появиться такие проблемы, как пропуски или замены букв.

3. Умение различать звуки речи на слух

4. Функции языкового анализа и синтеза

Ребенок должен не только уметь различать все звуки в слове, но и определять их последовательность. Формами звукового анализа являются:

Помимо звукового анализа и синтеза, важно понимание слогового и синтаксического анализа и синтеза.

Слоговый анализ представляет собой умение делить слова на слоги, определить их количество в нем. Ребенок должен уметь составлять слова из представленных ему слогов.

Синтаксический анализ представляет собой определение количества и последовательности слов в предложении. Синтез – это умение составлять предложение из представленных слов.

5. Словарный запас

Готовность ребенка к школе определяется, в частности, его словарным запасом. Как правило, запас слов должен составлять порядка 3500-4000 слов. При этом ребенок должен не просто знать и употреблять эти слова, а понимать их значение.

В школе ребенку придется отвечать на вопросы учителя, пересказывать тексты, излагать изученный им материал. Он должен уметь составлять рассказ по картинке, писать сочинения на заданную тему и т. д.

• Умеют связно, последовательно, а также четко и точно формулировать основную мысль высказывания. Использовать языковые средства, соответствующие виду высказывания.

• Владеют навыком полного и краткого пересказа, составления описательного рассказа, рассказа по картине, по серии картин, из личного опыта. При помощи составляют план рассказа, и придерживаться его.

• Владеют нормами речевого этикета : использовать принятые нормы вежливого речевого обращения (обращаться в соответствии с возрастом собеседника, внимательно его слушать, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).

Все перечисленные навыки и умения формируются не только через непосредственно образовательную деятельность, но и через создание развивающей речевой среды :

• Приучать детей - будущих школьников - проявлять инициативу с целью получения новых знаний.

• Совершенствовать речь как средство общения.

• Выяснять, что дети хотели бы увидеть, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем) предпочитают слушать и т. п.

• Опираясь на опыт детей, и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками.

• Уточнять высказывания детей, помогать им, более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

• Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

• Помогать осваивать формы речевого этикета.

• Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях.

Речевая готовность ребенка к школе во многом определяет, насколько быстро и эффективно он сможет адаптироваться к новым для себя реалиям школьной жизни. Именно речь является главным инструментом общения, познания, без нее невозможна коммуникация с другими сверстниками и преподавателями.

Ребенку очень важно иметь такой уровень развития речи, который бы позволил ему успешно освоить школьную программу. От этого напрямую зависит успех ребенка в освоении школьных дисциплин и его социализация.

Успеваемость будет зависеть от того, насколько хорошо были сформированы определенные предпосылки в дошкольном возрасте :

• развитый физический слух;

• нормальное физического развитие будущего школьника;

• развитая общая и мелкая моторика;

• нормальная работа центральной нервной системы;

• любознательность, тяга к знаниям, познавательная активность;

• правильные представления об окружающем мире (понимание времени, пространства, умение считать);

готовность ребенка обучаться в коллективе, коммуницировать со своими сверстниками и т. д.

Все эти предпосылки формируются задолго до обучения в школе, где он будет получать новые знания и навыки, необходимые для полноценного обучения. При этом сама готовность ребенка к школе не завершается в первом классе, т. к. она подразумевает не только определенный запас представлений и знаний, но и развитие обобщающей деятельности мышления.

Публикации по теме:

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Пособие-макет для развития мотивационной готовности «Играем в школу» (подготовительная к школе группа)Пособие-макет для развития мотивационной готовности «Играем в школу» (подготовительная к школе группа) Совсем скоро, дети моей группы пойдут в школу. Ведущим критерием психологической готовности к обучению в школе является мотивационная готовность.

Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности»Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности» Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности» Слайд №1-2 «Как никто.

Консультация для родителей «Показатели готовности ребенка к чтению» Чтение - это не просто механическое складывание букв в слова, в слов в предложения. Чем больше, к моменту освоения чтения у ребенка накопилось.

Показатели по достижению целей проекта «Детство страна возможностей»Показатели по достижению целей проекта «Детство страна возможностей» Показатели по достижению целей Проекта. В ходе интересных и увлекательных занятий мы использовали следующие методы и приёмы: - беседа;.

Показатели по достижению целей проекта «Я расскажу вам о войне»Показатели по достижению целей проекта «Я расскажу вам о войне» Познавательные беседы: «Нет в России семьи такой, где не памятен был герой!», «День Победы», «Что такое война», «Родной город в годы.

Показатели по достижению целей проекта «Мудрые и добрые сказки народов мира»Показатели по достижению целей проекта «Мудрые и добрые сказки народов мира» Познавательные беседы: «Сказки - добрые друзья», «Чему нас учат сказки», «Мои любимые сказки», «Мой любимый сказочный герой», «Расскажи.

Показатели по достижению целей проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Показатели по достижению целей проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Из опыта работы по реализации и достижению целей Проекта, мы отметили, что наши воспитанники проявляют большой интерес к произведениям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Показатели речевой готовности к школе
Опубликовано: 25 мая 2024 в 22:16
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Показатели речевой готовности к школе» (включая файлы) размещена пользователем Темаева Ирина Викторовна (УИ 3424584) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД