Елена Ситникова
Показатели развития физических качеств детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место в общей системе образования. Это объясняется тем, что именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребёнка, формируются двигательные навыки и физические качества, тренируются физиологические функции организма, что способствует гармоничному развитию личности.
Публикация «Показатели развития физических качеств детей дошкольного возраста» размещена в разделах
У детей физические качества проявляются через двигательные навыки и умения, а они в свою очередь обусловлены достаточным уровнем их развития. Таким образом, определяя уровень физической подготовленности дошкольников можно проанализировать физическое состояние детей.
При проведении диагностики необходимо отследить развитие всех основных физических качеств : гибкость, выносливость, сила, ловкость, быстрота, скоростно-силовые качества и координационные способности.
Можно использовать различные диагностические тесты в виде контрольных заданий, предлагаемых детям в игровой или соревновательной форме.
Тесты для определения скоростных качеств
1. Бег на 10 м с хода (тест позволяет оценить скоростные качества ребенка и его реакцию). Ребенок по команде «на старт» подходит к черте и занимает удобную позу. После взмаха флажком ребенок делает разбег. В момент пересечения линии старта инструктор включает секундомер и выключает его тогда, когда ребенок добегает до линии финиша.
2. Бег на 30 м со старта (тестируются скоростные качества).
Задание проводится на беговой дорожке (длина не менее 40 м, ширина 3 м)
По команде воспитателя «внимание» ребенок подходит к линии старта и принимает стартовую позу. Затем следует команда «марш» - взмах флажком (он должен даваться сбоку от ребенка). В это время воспитатель, стоящий на линии финиша, включает секундомер.
Тесты для определения скоростно-силовых качеств
1. Прыжок в длину с места. Ребенок встает у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая интенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние.
2. Прыжок вверх с места. Ребенок подпрыгивает вверх, стараясь достать предмет, находящийся выше поднятой руки. Например, воспитатель держит флажок над головой ребенка. Результат определяется с помощью натянутой сантиметровой ленты, прикрепленной к поясу ребенку.
3. Прыжок в длину с разбега (тест позволяет оценить скоростно-силовые
качества и ловкость).Ребенок разбегается, при этом его корпус слегка наклонён вперед, руки согнуты в локтях. Приземляться нужно на две полусогнутые ноги с перекатом в пятки на носок. Важно сохранить при этом равновесие.
4. Бросок набивного мяча весом 1 кг способом из-за головы двумя руками стоя (тестируются уровень физического развития детей, их ориентировочные реакции и координационные способности). Ребенок встает у контрольной линии, берет мяч и бросает его как можно дальше, при этом одна нога впереди, другая сзади.
5. Бросок теннисного мяча удобной рукой (тест позволяет определить скоростную реакцию ребенка). Метание мяча производится любой рукой, способом «из-за спины через плечо».
Тесты для определения ловкости и координационных способностей.
1. Челночный бег 3 раза по 10 м (определяется способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки).
2. Статическое равновесие (тест выявляет и тренирует координационные возможности детей.
Ребенок встает в стойку - носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги – и пытается при этом сохранить равновесие. Ребенок выполняет задание с открытыми глазами.
3. Подбрасывание и ловля меча (тест на ловкость и координацию). Ребенок принимает исходное положение (ноги на ширине плеч) и двумя руками подбрасывает вверх мяч диаметром 15-20 см как можно большее количество раз. Ребенку предлагается сделать 2 попытки. Фиксируется лучший результат.
4. Отбивание мяча от пола (тестируются ловкость, скорость реакции, устойчивость позы).Ребенок стоит в исходном положении (ноги на ширине плеч) и одной рукой отбивает мяч от пола максимальное количество раз (руки можно чередовать). При выполнении задания не разрешается сходить с места.
5. Прыжки через скакалку (тестируются ловкость, гибкость, выносливость). Принимается исходное положение: ноги вместе, руки внизу, в руках скакалка. Затем ребенок прыгает вперед через скакалку. Воспитатель считает количество прыжков.
6. Гибкость (тест характеризует подвижность всех звеньев опорно-двигательногоаппарата, эластичность мышц и связок). Ребенок становится на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметке). Задание: наклониться вниз, стараясь не сгибать колени (при необходимости их может придерживать один из воспитателей).
Тесты для определения выносливости.
1. Бег на выносливость 1000м (определяется функциональная устойчивость нервных центров, координирующих функциональную активность двигательного аппарата). Тест проводится с небольшой подгруппой (5-7 человек, сформированной с учетом уровня ДА детей. Участвуют два воспитателя и медсестра, которая следит за самочувствием детей. Дорожка может быть расположена вокруг дошкольного учреждения.
Воспитатель по физической культуре бежит впереди колонны в среднем темпе 1-2 круга, дети бегут за ним, затем дети бегут самостоятельно, стараясь не менять темпа. Тест считается правильно выполненным, если ребенок пробежал всю дистанцию без остановок.
Тесты для определения силы и силовой выносливости.
1. Подъем из положения лежа на спине (тест для определения силовой выносливости). Ребенок лежит на гимнастическом мате на спине, скрестив руки на груди. По команде «начали» ребенок поднимается, не сгибая колен (воспитатель слегка придерживает колени, сидя на мате рядом с ним, садится и вновь ложится.
Во время тестирования важно учитывать:
- индивидуальные возможности ребёнка;
- особенности проведения тестов, которые должны выявлять даже самые незначительные отклонения в двигательном развитие ребёнка.
Проводить диагностику рекомендуется два раза в год (сентябрь, май) с младшего дошкольного возраста. Перед выполнением контрольных заданий следует провести небольшую разминку с детьми. Тестирование должно проводиться в стандартных одинаковых условиях, что снизит возможность ошибки в результатах и позволит получить более объективную информацию за исследуемый период.
Наилучшие результаты, полученные в процессе тестирования, заносятся в протокол тестирования. В протокол записываются результаты на начало и конец года всей группы, по которым видна физическая подготовленность всех детей. Также результаты записываются в индивидуальную карту физической подготовленности ребёнка. По индивидуальной карте прослеживается физическое развитие ребёнка с 3 до 7 лет и корректно сообщается родителям каждого ребёнка, подводится итог в конце каждого года. Результаты тестирования никогда не сравниваем между детьми.
Следует отметить большой интерес у старших дошкольников к выполнению вышеперечисленных тестовых испытаний.