Нина Александровна Кудряшова
Пояснительная записка к рабочей программе дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Направление деятельности: Познавательно – исследовательская
Название: «Волшебная доска»
Возраст детей: 6 - 7 лет
Срок реализации: 1 год
Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирование его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому другому в значительной степени способствует обучение игре в шахматы. Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но безусловно на уровне, доступном для ребенка. Л. Выготский указывал, что обучение должно идти на один шаг впереди развития, вести его за собой. Знания и умения, приобретенные ребенком к возрасту 6 лет – та база, на которой можно построить процесс начального обучения шахматной игре. Весь вопрос лишь в том, чтобы сделать его максимально наглядным, доступным, предметным, эмоционально насыщенным, интересным и желанным.
Публикация «Пояснительная записка к рабочей программе дополнительного образования» размещена в разделах
Программа составлена на основе нестандартного подхода к процессу обучения дошкольников азам игры в шахматы, предложенного Институтом теоретической педагогики и международных исследований в образовании (автор – науч. сотр. Сухин И. Г.). Методика, предложенная в данной программе, учитывает специфику обучения 5 – 7 – летних детей: в этом возрасте предметная деятельность не уступает игровой и сильно влияние наглядно – действенного мышления по сравнению с образным (следовательно, уместнее сразу показать шахматные фигуры, а шахматные «дорожки» показывать при изучении игровых возможностей конкретных фигур). Композиционно программа делится на 9 тем, представляющих собой сказку о приключениях «веселых человечков», которых Незнайка знакомит с шахматными фигурами, предлагает поиграть в увлекательные игры и т. д.
Цель:
Создание условий для формирования познавательного интереса к игре в шахматы.
Задачи:
• Знакомить детей с шахматными фигурами, их названиями, отличительными особенностями.
• Развивать у детей способность ориентироваться на плоскости (шахматной доске).
• Развивать у детей логическое мышление: способности к простейшим умозаключениям, сравнениям, обобщениям, умению предвидеть результаты своей деятельности.
• Пополнять словарный запас детей.
Содержание образовательной деятельности :
• Знакомство детей с шахматными фигурами: король, ферзь, конь, ладья, пешка, слон (внешний вид, название).
• Знакомство с шахматной доской, закрепление понятий: поля (клетки, центр – четыре поля в середине шахматной доски.
• Знакомство и осваивание хода шахматных фигур
• Создание условий для изучения возможностей шахматных фигур.
• Обогащение словарного запаса детей за счет слов шахматной терминологии.
Объем и реализация рабочей программы дополнительного образования
Рабочая программа дополнительного образования рассчитана на один год обучения для детей старшего дошкольного возраста, с проведением двух занятий в месяц во второй половине дня продолжительностью не более 30 минут в игровой форме.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы воспитанником : 17.
Планируемые результаты освоения программы
Воспитанники должны:
иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;
различать и называть шахматные фигуры;
правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;
иметь представление об элементарных правилах игры;
играть малым числом фигур;
иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;
владеть основными шахматными терминами;
правильно применять элементарные правила игры;
иметь представление о некоторых тактических приемах.