Юлия Фрейлина
Пояснительная записка к рабочей программе «Детство» в соответствии ФГОС (старшая группа 5–6 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по развитию детей старшей группы разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учётом содержания и требований ООП ДОУ.
Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей старшего дошкольного возраста. Направлена на формирование общей и сенсорной культуры, развитие физических, интеллектуальных и социально-личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепления здоровья детей.
Публикация «Пояснительная записка к рабочей программе „Детство“ в соответствии ФГОС (старшая группа 5–6 лет)» размещена в разделах
Учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Закон «Об образовании РФ»;
2. "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" 2.4.1.3049-13
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования от 30 августа 2013 №1014;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной об общеобразовательной программы дошкольного образования»;
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы - создать каждому ребенку группы возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Основой для создания таких условий станут:
развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей через социально-коммуникативное развитие;
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и в соответствующих возрасту видах деятельности;
создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Задачи:
охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие через физическое развитие, социально-коммуникативную развитие;
обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период старшего возраста независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) через художественно-эстетическую развитие, социально-коммуникативную развитие, речевое развитие и познавательное развитие;
обеспечить преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром через социально-коммуникативное, познавательное и художественно-эстетическое развитие;
объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества через социально-коммуникативное и познавательное развитие;
формировать культуру личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности через познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие;
обеспечить вариативность и разнообразие содержание программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей через социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое и речевое развитие, проектной деятельности;
обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей через работу с семьёй, проектную деятельность.
ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ
Принципами программы :
полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество с семьёй;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учёт этнокультурной ситуации развития детей.
взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
Ребёнок 5—6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.
В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения — формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ.
1. Региональный компонент.
Главная цель регионального компонента формирование начал этнокультурных ценностей: ознакомление особенностями природы родного края; правильного отношения к природе, к себе и другим народностям Ставропольского края и Северного Кавказа, к вещам и материалам местного происхождения.
Задачи регионального компонента.
Формировать способность сочетать знание родной культуры со знанием и пониманием культур других народов.
Готовить ребенка к самостоятельной трудовой жизни и приобщать к традициям народа Северного Кавказа.
Прививать трудовые навыки, передавать нравственные нормы, знания об окружающей среде и способы существования в ней.
Формировать знания дошкольников о жизни жителей Ставропольского края в художественной деятельности, социализации, художественной литературе, коммуникации.
Национально-региональный компонент введен до 40% содержания и реализуется во все образовательные области, через проектную деятельность.
2. Проектная деятельность:
Проект «Ставропольская осень».
Цель проекта: расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.
Задачи:
углубить представления об изменениях в природе осенью;
развивать умение наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
привлечь внимание к окружающим природным объектам;
развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм;
воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
Проект «Новогодняя игрушка».
Цель проекта: Формировать у детей естественно – научные представления о предметах окружающего мира.
Приобщать детей к прошлому и настоящему своей культуры.
Развивать связную речь детей, мышление, творческие способности.
Способствовать более тесному детско-родительскому контакту.
Задачи:
Поддерживать у детей интерес к самостоятельной поисковой – исследовательской деятельности.
Подводить детей к пониманию того, что новогодние игрушки – результат творческой деятельности человека.
Формировать представления детей о многообразии новогодних игрушек.
Знакомить детей с традициями празднования Нового года и обычаями в других культурах.
Понимать общее и различное в традициях народов.
Проект «День земли»
Цель проекта:
Формирование у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи проекта:
Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное поведение в природе.
Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе своего края.
Проект «Великая победа».
Цель проекта: Осуществление нравственно-патриотического воспитания детей на основе изучения истории своей семьи и своей страны.
Задачи проекта:
познакомить детей с историей Великой Отечественной войны;
познакомить с памятниками героям войны;
изучить военные песни и стихи, прочитать рассказы;
сформировать интерес к истории своей семьи;
раскрыть понятие Родины, привить любовь к Отечеству и близким людям
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
К шести годам ребенок проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремится к проявлению творческой инициативы. Может самостоятельно поставить цель, обдумать путь к её достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели.
Понимает эмоциональные состояния взрослых и других детей, выраженные в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи, проявляет готовность помочь, сочувствие.
Способен находить общие черты в настроении людей, музыки, природы, картины, скульптурного изображения. Высказывает свое мнение о причинах того или иного эмоционального состояния людей, понимает некоторые образные средства, которые используются для передачи настроения в изобразительном искусстве, музыке, в художественной литературе.