Лукьянчикова Татьяна
Пояснительная записка к рабочей программе по технологии для 2 класса
▼ Скачать + Заказать документы
2. Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Е. А. Лутцевой, Т. П. Зуевой по технологии (Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1–4 классы : пособие для учителей общеобразовательных организаций. М. : Просвещение, 2014, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по технологии для начальной ступени образования.
Публикация «Пояснительная записка к рабочей программе по технологии для 2 класса» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Реализация учебной программы обеспечивается :
1. Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. Технология. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2020 г.
2. Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. Технология. Рабочая тетрадь. 2 класс М. : Просвещение, 2020 г.
Пособия для учителя:
3. Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. Технология. Рабочие программы. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2018 г.
4. Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками.
Цель изучения предмета «Технология» – развитие социально значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка, приобретение первоначального опыта
практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.
Задачи обучения
- Стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
-развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
-развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации
совместной продуктивной деятельности;
- ознакомление с миром профессий, их социальным значением, историей возникновения и развития;
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения ин-
формации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
3. Общая характеристика предмета
В основу содержания предмета положена интеграция технологии с предметами эстетического цикла (изобразительное искусство, литературное чтение, музыка).
Основа интеграции – процесс творческой деятельности мастера, художника на всех этапах (рождение идеи, разработка замыслов, выбор материалов, инструментов и технологии реализации замысла, целостность творческого процесса, использование единых, близких, взаимодополняющих средств художественной выразительности, комбинирование художественных технологий. Интеграция опирается на целостное восприятие младшим школьником окружающего мира, демонстрируя гармонию предметного мира и природы. При этом природа рассматривается как источник вдохновения художника, источник образов и форм, отраженных в народном быту, творчестве.
Программа «Технология» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. В программу включены поисковые, пробные или тренировочные упражнения, с помощью которых учащиеся делают открытия новых знаний и умений для последующего выполнения изделий и проектов. Результатом учебной деятельности ребенка становится изменение самого ученика, его развитие. Изготовление изделий не является целью урока. Изделия (проектная работа) лишь средство для решения конкретных учебных задач. Любое изготовляемое изделие доступно для выполнения и обязательно содержит не более одного-двух новых знаний и умений, которые могут быть открыты и освоены детьми в ходе анализа изделия и последующего его изготовления.
Методическая основа предмета – организация максимально продуктивной творческой деятельности детей.
Репродуктивно осваиваются только технологические приемы и способы. Основные продуктивные методы – наблюдение, размышление, обсуждение, открытие новых знаний, опытные исследования предметной среды, перенос известного в новые ситуации. С их помощью учитель ставит каждого ребенка в позицию субъекта своего учения, т. е. делает ученика активным участником процесса познания мира. Для этого урок строится так, чтобы в первую очередь обращаться к личному опыту учащихся, а учебник использовать для дополнения этого опыта научной информацией с последующим обобщением и практическим освоением приобретенных знаний и умений. При таком подходе результатом освоения содержания курса становится не только усвоение заложенных в программе знаний, качественное выполнение практических и творческих работ, но и личностные изменения каждого ученика в его творческом, нравственном, духовном, социальном развитии.
4. Место предмета в учебном плане.
На изучение предмета во 2 классе согласно программе по технологии Е. А. Лутцевой предмет «Технология» изучается 34 ч (1ч в неделю).
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
- воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций;
- бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности человека;
- внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, общительность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, уважительное отношение к своему и чужому труду и его результатам, самооценка;
- учебная и социальная мотивация.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями учебника;
-самостоятельно объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- самостоятельно организовывать рабочее место;
-под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы;
-выполнять практическую работу по плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
-выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
-определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
-наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, сравнивать их;
-сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения;
-группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);
-анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного с помощью учителя;
-понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
-ориентироваться в материале на страницах учебника;
-находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
-делать выводы о результате совместной работы всего класса;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую – в изделия, художественные образы;
-самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
-учиться слушать и слышать учителя и одноклассников;
-совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему;
-уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
-развивать навыки сотрудничества;
-учиться выполнять предлагаемые задания в паре, в группе.
Предметные результаты
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Знать (на уровне представлений) :
-о роли и месте человека в окружающем мире;
о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
-об отражении форм и образов природы в работах мастеров художников, о разнообразных предметах рукотворного мира;
-о профессиях, знакомых детям.
Уметь:
-самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
-готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы;
-самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения – свое или высказанное другим;
-соблюдать правила гигиены труда;
-применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские).
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Знать:
-общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, картон, ткань) и их свойства;
-последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
-способы разметки по шаблону;
-способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка;
-названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон,булавки, правила безопасной работы ими.
Уметь:
-различать материалы и инструменты по их назначению;
-качественно выполнять операции и приемы по изготовлению несложных изделий:
-экономно размечать сгибанием, по шаблону;
-точно резать ножницами;
-собирать изделия с помощью клея;
-эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой;
-безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы);
-с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на технологическую карту, образец, используя шаблон.
3. Конструирование и моделирование
Знать:
-неподвижный и подвижный способы соединения деталей;
-отличия макета от моделей.
Уметь:
-конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку, с опорой на технологическую карту;
-определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды и предметов быта и т. п.);
-соблюдения безопасных приемов работы с материалами, инструментами;
-создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
-осуществления сотрудничества в процессе совместной работы;
-поиска нужной информации в Интернете.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: здоровьесбережения, игровые, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития критического мышления, личностно ориентированного обучения, информационно-коммуникационные, проблемно-диалогического обучения, элементы технологии групповой проектной деятельности, поэтапного формирования умственных действий и др.
6. Содержание предмета.
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания.
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека, разнообразие предметов рукотворного мира (архитектурная техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и др. разных народов России и мира).
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружаю среды). Мастера и их профессии, традиции, творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Отбор, анализ информации (из учебника и других дидактических материалов, её использование в организации работы.
Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение, сложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Результат проектной деятельности — изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам, праздники и т. п.
Выполнение доступных работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание помощи младшим, сверстникам и взрослым.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Общее понятие о материалах, их происхождении, исследование элементарных физических, механических, технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно- художественным и конструктивным свойствам, использо-вание соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов, знание и соблюдение правил их рационального и безопас-ного использования.
Общее представление о технологическом процессе : анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение не-обходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов : разметка (на глаз, по шаблону, лекалу, копированием; с помощью линейки, угольника, циркуля, обработка материала (отрывание, резание ножницами и канцелярским ножом, сгибание, складывание, сборка и соединение деталей (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое, отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.) Умение читать инструкционную и технологическую карты и изготавливать изделие с опорой на нее.
Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений, чертежа. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование.
Общее представление о мире техники (транспорт, машины и механизмы). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способов их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, модели, рисунку, простому чертежу и по заданным условиям (конструктор технологическим, функциональным, декоративно-художественным и др.).
Художественная мастерская (10 часов)
Анализ задания, организация рабочего места, планирование трудового процесса. Конструирование и моделирование изделий из природных материалов по заданным декоративно-художественным условиям. Изготовление композиции из листьев и семян растений. Цветовой круг. Цветосочетания. Изготовление аппликации с различными цветовыми сочетаниями. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов : разметка на глаз. Изготовление различных видов композиций. Светотень. Плоские и объемные формы. Изготовление рельефной композиции из бумаги. Симметрия. Изготовление композиции из симметричных бумажных деталей. Обработка материала канцелярским ножом. Правила сгибания картона Биговка. Проект «Африканская саванна» Получение объемных деталей. Изготовление изделия «Говорящий попугай». Сгибание картона по кривой линии. Изготовление изделия, имеющего кривые сгибы.
Чертежная мастерская (7 часов)
Использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Изготовление игрушки с пружинками. Использование измерений и построений для решения практических задач. Построение прямых линий и отрезков. Измерение отрезков и сторон фигур. Виды условных графических изображений: простейший чертёж. Изготовление открытки прямоугольной формы.
Знакомство с народным промыслом плетения. Изготовление аппликации с плетением. Угольник. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов : разметка с помощью угольника. Циркуль Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов : разметка с помощи циркуля. Знакомство с чертежом круглой детали. Изготовление изделия из конусов «Ракета»
Конструкторская мастерская (9 часов)
Виды и способы соединения деталей. Подвижное и неподвижное соединение. Изготовление игрушки «Черепаха» с шарнирным соединением. Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способов их сборки. Изготовление подвижной игрушки «Мышь» с шарнирным механизмом по принципу вращения. Изготовление изделия с шарнирным механизмом по принципу марионетки. Использование пропеллера в технических устройствах. Назначение винта. Изготовление мельницы. Щелевой замок. Изготовление модели самолета. Общее представление о мире техники. Военная техника : машины и механизмы. Изготовление открытки со вставками на военную тематику. Конструирование изделий из бумаги по заданным конструкторско-технологическим условиям. Макет. Развертка. Изготовление модели машины по развертке. Изготовление поздравительной открытки с использованием разметки по линейке. Разнообразие предметов рукотворного мира: архитектура. Проект «Макет города».
Рукодельная мастерская (7 часов)
Отделка изделия или его деталей: окрашивание. Изготовление картины «Одуванчик из нетканых материалов». Виды ниток. Изготовление птички из помпона. Конструирование и моделирование изделия «Подставка» из различных материалов по заданным функциональным условиям. Изготовление подставки. Строчка косого стежка. Пробное упражнение в выполнении стежка и крестика. Изготовление вышивки крестиком. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов : разметка по лекалу, копированием. Раскрой футляра, размеченного по лекалу. Сборка, отделка изделия. Проверка знаний и умений за 2класc