Кутырева Юлия
Поисково-познавательная деятельность в старшей группе «Живая природа»
▼ Скачать + Заказать документы
ЖИВАЯ ПРИРОДА
РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ КАК ЖИВЫЕОРГАНИЗМЫ: ДЫХАНИЕ, ПИТАНИЕ, РАЗВИТИЕ, РАЗМНОЖЕНИЕ И ПОТРЕБНОСТИ
Может ли растение дышать?
ЦЕЛЬ. Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.
МАТЕРИАЛ. Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.
ХОД ИГРЫ. Взрослый спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процесс е дыхания у человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубоч-ки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, еже-дневно в течение недели наблюдают за листьями. Через неделю делают вывод: листочки дышат. сво-ей нижней стороной, потому что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.
Публикация «Поисково-познавательная деятельность в старшей группе „Живая природа“» размещена в разделах
Есть ли у растений органы дыхания?
ЦЕЛЬ. Определить, что все части растения участвуют в дыхании
МАТЕРИАЛ. Прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.
Взрослый предлагает узнать, проходит ли воздух через листья внутрь растения. Высказываются предположения о том, как обнаружить воздух: дети рассматривают срез стебля через лупу (есть от-верстия, погружают стебель в воду (наблюдают выделение пузырьков из стебля). Взрослый с детьми проводит опыт «Сквозь лист в следующей последовательности: а) наливают в бутылку во-ды, оставив ее незаполненной на 2-3 см; 15) вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля по-грузился в воду; плотно замазывают пластилином отверстие бутылки, как пробкой; в) здесь же про-делывают отверстие для соломинки и вставляют ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепля-ют соломинку пластилином; г) встав перед зеркалом, отсасывают из бутылки воздух. Из погружен-ного в воду конца стебля начинают выходить пузырьки воздуха. Дети делают вывод о том, что воз-дух через лист проходит в стебель, так как видно выделение пузырьков воздуха вводу.
Нужен ли корешкам воздух?
ЦЕЛЬ. Выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.
МАТЕРИАЛ. Емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное : масло, два одинаковых растения в горшочках
ХОД ИГРЫ. Дети выясняют, почему одно растение растет лучше другого. Рассматривают, определяют, что в одном горшке почва плотная, в другом - рыхлая. Почему плотная почва - хуже? Доказывают, погружая одинаковые комочки в воду (хуже проходит вода, мало воздуха, так как из плотной земли меньше выделяется пузырьков воздуха). Уточняют, нужен ли воздух корешкам: для этого три одинаковых проростка фасоли
помещают в прозрачные емкости с водой. В одну емкость с помощью пульверизатора нагнетают воздух корешкам, вторую оставляют без изменения, в третью, а поверхность воды наливают тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха к корням. Наблюдают за изменением проростков (хорошо растет в первой емкости, хуже во второй, третьей - растение гиб-нет, делают выводы о необходимости воздуха для корешков, зарисовывают результат.
Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха.
Что выделяет растение?
ЦЕЛЬ. Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.
МАТЕРИАЛ. Большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички.
ХОД ИГРЫ. Взрослый предлагает детям выяснить, почему в лесу так приятно дышится. Дети предполагают, что растения выделяют кислород для дыхания человека. Предположение доказывают опытом: помещают внутрь высокой прозрачной емкости. с герметичной крышкой горшочек с расте-нием (или черенок). Ставят в теплое, светлое место (если растение дает кислород, в банке его долж-но стать больше). Через 1-2 суток взрослый ставить перед детьми вопрос, как узнать, накопился ли в банке кислород (кислород горит). Наблюдают за яркой вспышкой пламени лучинки, внесенной в емкость разу после снятия крышки. Сделать вывод с использованием модели зависимости животных и человека от растений (растения нужны животным и человеку для дыхания).
Во всех ли листьях есть питание?
ЦЕЛЬ. Установить наличие в листьях питания для растений.
МАТЕРИАЛ. Кипяток, лист бегонии (обратная сторона окрашена в бордовый цвет, емкость белого цвета.
ХОД ИГРЫ. Взрослый предлагает выяснить, есть ли питание в листьях, окрашенных не в зеленый цвет (у бегонии обратная сторона листа окрашена в бордовый цвет. Дети предполагают, что в этом листе нет питания. Взрослый предлагает детям поместить лист в кипящую воду, через 5-7 минут рассмотреть его, зарисовать результат. Лист становится зеленым, а вода изменяет окраску. Делают ввод, что питание в листе есть.
С водой и без воды
ЦЕЛЬ. Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития (вода, свет, тепло).
МАТЕРИАЛ. Два одинаковых растение (бальзамин, вода.
ХОД ИГРЫ. Взрослый предлагает выяснить, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода); что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость и т. д.). Результаты наблюдения за состоянием растений в зависимости от полива зарисовывают в течение одной неде-ли. Составлять модель зависимости растения от воды. Дети делают вывод, что растения без воды жить не могут.
На свету и в темноте
ЦЕЛЬ. Определить факторы внешней среды; необходимые для роста и развития растения.
МАТЕРИАЛ. Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.
ХОД ИГРЫ. Взрослый предлагает выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона. Зарисовывают ре-зультат опыта через 7-10 дней (лук под колпаком стал светлым). Убирают колпак. Через 7-10 дней вновь зарисовывают результат (лук снова позеленел значит в нем образовалось питание).
В тепле и в холоде
ЦЕЛЬ. Выделить благоприятные условия для роста и развития растений.
МАТЕРИАЛ. Зимние или весенние ветки деревьев, корневище мать-и-мачехи вместе с частью поч-вы, цветы с клумб с частью почвы (осенью); модель зависимости растений от тепла.
ХОД ИГРЫ. Взрослый спрашивает, почему на веточках на улице нет листьев на улице холодно, деревья «спят»)
ХОД ИГРЫ. Предлагает внести ветки в помещение. Дети наблюдают за изменением Почек (почки увеличиваются в размepе, лопаются, появлением листочков, их ростом, сравнивают с ветками на улице (ветки без листьев, зарисовывают, строят модель зависимости растений от тепла (для жизни и роста растениям нужно тепло). Взрослый предлагает выяснить, как скорее увидеть первые весен-ние цветы (внести их в помещение, чтобы им стало тепло). Дети выкапывают корневище мать-и-мачехи с частью Почвы, переносят в помещение, наблюдают за временем появления цветов в помещении и снаружи (в помещении цветы появляются через 4-5 дней, на улице - через одну - две недели). Оформляют результаты наблюдения в виде модели зависимости растений от тепла (холодно - растения растут медленно, тепло – растут быстро).
Кому лучше?
ЦЕЛЬ. Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.
МАТЕРИАЛ. Два одинаковых черенка, емкость с водой, горшок с почвой, предметы ухода за рас-тениями.
ХОД ИГРЫ. Взрослый предлагает определить, могут ли растения долго жить без почвы (не могут); где они лучше растут – в воде или в почве. Дети помещают черенки герани в разные емкости – с водой, землей. Наблюдают за ними до появления первого нового листочка. Оформляют результаты опыта в дневнике наблюдений и в виде модели зависимости растения от почвы (у растения в почве первый лист появляется быстрее, растение лучше набирает силу; в воде растение слабее).
Как быстрее?
ЦЕЛЬ. Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.
МАТЕРИАЛ. Веточки березы или тополя (весной, вода с минеральными удобрениями и без них.
ХОД ИГРЫ. Взрослый предлагает детям определить, нужно ли растениям удобрение, и выбрать разный уход за растениями: одно - поливать обычной водой, другое водой с удобрениями. Дети по-мечают емкости разными символами. Наблюдают до появления первых листочков, следят за ростом (в удобренной почве растение более сильное, растет быстрее). Результаты оформляют в виде модели зависимости растений от богатства почвы (в богатой, удобряемой почве растения крепче, лучше растет).
Где лучше расти?
ЦЕЛЬ. у становить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений выделить почвы, разные по составу.
МАТЕРИАЛ. Черенки традесканции, чернозем, глина с песком
ХОД ИГРЫ. Взрослый выбирает почву для посадки растений (чернозем, смесь песка с глиной). Де-ти сажают два
одинаковых черенка традесканции в разную почву. Наблюдают за ростом черенков при одинаковом yxоде, в течение 2-3 недель (в глине растение не растет, в черноземе - растению хорошо). Пересаживают черенок из песчано-глинистой смеси в чернозем. Через две недели отмечают результат опыта (у растений отличается хороший рост, оформляют его в виде дневника и модели зависимости растения от почвы.
Зеленые фигурки
ЦЕЛЬ. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.
МАТЕРИАЛ. Семена кресс-салата, влажные бумажные салфетки, почва, алгоритм деятельности (Приложение, рис. 3).
ХОД ИГРЫ. Взрослый предлагает письмо-загадку с использованием незаконченного алгоритма опыта с неизвестными семенами и предлагает выяснить, что вырастет. Проводят опыт по алгоритму: пропитывают водой несколько бумажных салфеток, положенных друг на друга; раскладывают их в формочки для печенья; засыпают туда семена, распределяя по всей поверхности; салфетки увлажняют каждый день. Часть семян помещают в горшок с землей и присыпают почвой. Наблюдают за ростом кресс-салата. Сравнивают растения и оформляют отгадку в виде модели зависимости растения от факторов внешней среды: свет, вода, тепло + почва. Делают вывод: в почве растения крепче, дольше живут.
Почему цветы осенью вянут?
ЦЕЛЬ. Установить зависимость роста растений от температуры поступaемой влаги.
МАТЕРИАЛ. Горшок со взрослым растением; изогнутая стеклянная трубочка, вставленная в рези-новую трубку длиной 3 см, соответствующую диаметру стебля растения; прозрачная емкость. ХОД ИГРЫ. Взрослый предлагает детям перед поливом измерить температуру воды (вода теплая, по-лить оставшийся
61
от стебля пенек, на который предварительно надевают резиновую трубку с вставленной в нее и за-креп ленной стеклянной трубкой. Дети наблюдают за вытеканием воды из стеклянной трубки. Ох-лаждают воду с помощью снега, измеряют температуру (стала холоднее, поливают, но вода трубку не поступает. Выясняют, почему осенью цветы вянут, хотя воды много (корешки не переносят хо-лодной воды).
Лабиринт
ЦЕЛЬ. Установить, как растение ищет свет.
МАТЕРИАЛ. Картонная коробка с крышкой и перегородкам, внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном – отверстие.
ХОД ИГРЫ. В коробку помещают клубень, закрывают ее, ставят в теплое, но не жаркое место, от-верстием к источнику света. Открывают коробку после появления из отверстия ростков картофеля. Рассматривают, отмечая их направление, цвет (ростки бледные, белые, искривленные в поисках света в одну сторону). Оставив коробку открытой, продолжают в течение недели наблюдать за изменением цвета и направлением ростков (ростки теперь тянутся в разные стороны, они позеленели). Дети объясняют результат (много света – растению хорошо, оно зеленое; мало света - растению плохо).
В погоне за светом
ЦЕЛЬ. Установить, как растение ищет свет.
МАТЕРИАЛ. Два одинаковых растения (бальзамин, колеус).
ХОД ИГРЫ. Взрослый обращает внимание детей на то, что листья растений повернуты в одном на-правлении. Устанавливают растение к окну, помечая сторону горшка, символом. Обращают внима-ние на направление поверхности листьев (во все стороны). Через три дня обращают внимание, что все листья потянулись к свету. Поворачивают растение на 180 градусов. Отмечают направление ли-стьев. Продолжают наблюдение еще дня три, отмечают изменение направления листьев (они опять повернулись к свету). Результаты зарисовывают.
Что нужно для питания растениям?
ЦЕЛЬ. Установить, как растение ищет свет.
МАТЕРИАЛ. Комнатные растения с твердыми листьями (фикус, сансевьера, лейкопластырь.
ХОД ИГРЫ. Взрослый предлагает детям письмо-загадку: что будет, если на часть листа не будет падать свет (часть листа будет светлее). Предположения детей проверяются опытом: часть листа за-клеивают пластырем, растение ставят к источнику света на неделю. Через неделю пластырь снима-ют. Дети делают вывод: без света питание в растениях не образуется.
Что потом?
ЦЕЛЬ. Систематизировать знания о циклах развития всех растений.
МАТЕРИАЛ. Семена трав, овощей, цветов, предметы ухода за растениями
ХОД ИГРЫ. Взрослый предлагает письмо-загадку с семенами. Выясняет, во что превращаются се-мена. В течение лета выращивают растения, фиксируя все изменения по мере их развития. После сбора плодов сравнивают свои зарисовки, составляют общую схему для всех растений с использо-ванием символов, отражая основные этапы развития растения: семечко росток взрослое растение цветок плод.