Закира Джарликаганова
Поисково-исследовательская деятельность в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
. Поисково-исследовательская деятельность в первой младшей группе
«Малыш играет в кубики, куличики, мяч…» — говорим мы, видя ребёнка за занятием. Однако играть в полном значении этого слова дети начинают к трём годам. В раннем возрасте ребёнок исследует предметы, совершает с их помощью простые действия. Тем самым он познаёт окружающий мир. И каждое крохотное открытие приводит его в восторг. Наша задача - педагогов: предоставить младшим дошкольникам возможность безопасных и разнообразных исследований.
Публикация «Поисково-исследовательская деятельность в первой младшей группе» размещена в разделах
Часто родители и мы, педагоги, принимают за шалости то, что для малыша было процессом получения новых знаний.
Поломал машинку — изучил, из каких частей она состоит.
Разлил воду на стол — наблюдал за текучестью жидкости.
Лизнул мыло — проверял вкус ароматного вещества.
Стучал молоточком по игрушке и разбил в итоге — извлекал звук или исследовал прочность предмета.
Развёл в песочнице грязь — экспериментировал с водой и песком.
Дети легко находят обьекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир-это одна большая лаборатория.
Для реализации поисково-исследовательской деятельности, я в группе создала предметно-развивающую среду, обеспечивающая возможность, проведения опытов, наблюдений, экспериментов.
Уголки экспериментирования – это база для специфической игровой деятельности ребенка. Они постоянно пополняются новыми материалами, необходимыми для работы в разных возрастных группах в соответствии с возрастом детей и их интересами.
Разработала перспективное планирование по поисково-исследовательской деятельности с детьми. Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу и получить результат, здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность.
.Занятия по познавательно-исследовательской деятельности провожу в занимательной форме, даю ребятам возможность участвовать в опытах. Непроизвольная память сохраняет эмоционально пережитый опыт: дети запомнят наблюдения за природными явлениями, превращения веществ, личное участие в исследованиях.
В начале занятия вовлекаю детей в игровую ситуацию, тогда опыты и эксперименты будут восприниматься как часть волшебной истории. К малышам в гости могут приходить герои-животные или сказочные персонажи. Как вариант, в уголке экспериментирования может «жить» постоянный хозяин (мудрый филин, весёлый профессор, Незнайка). Дети с ним здороваются и играют, а он предлагает им новые интересные опыты.
Предлагаю конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности : «Грибочки для Мишки»
Цель: Формировать знания о свойствах сухого и влажного песка.
Задачи: Познакомить детей со свойствами песка: песок – сыпучий, сухой, сырой; лепится, когда влажный и меняет цвет от воды. Совершенствовать связную речь, обогатить словарный запас детей словами: влажный, сыпучий, сухой. Развивать фантазию, творческие способности; воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности.
Материалы и оборудование: игрушка – мишка, песочница (размер 50 /70 см, формочки (по количеству детей, леечки с водой, сеялки (по количеству детей, совки, одноразовые тарелки, фартуки по количеству детей, влажные салфетки.
Ход занятия:
Звучит музыка. Воспитатель с детьми входит в группу.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто-то к нам пришел в гости и спрятался. Отгадайте кто это? Косолапый и большой, спит в берлоге он зимой? Правильно, медведь
Ребята, посмотрите, он очень красивый, нарядный, у Мишки сегодня день рожденья, он пришёл его с нами отметить. Давайте мы его поздравим и громко скажем: «С днём рожденья!»
Мишка очень рад. Что же он принес с собой? Песок, он хочет, чтобы мы помогли ему испечь грибочки, Поможем Мишке? (Дети подходят к песочнице, надевают фартуки).
Воспитатель:
Прежде, чем мы приступим к работе, нужно запомнить правила:
1. Во время работы не брать песок в рот
2. Не обсыпаться песком
3. Не тереть глаза грязными руками
Песка у нас много. Потрогайте его – он сухой.
(Дети трогают песок, повторяют слова «сухой». Беру песок в кулак и сыплю его в песочницу. Предлагаю детям сделать то же самое. При этом активизирую речь детей словами «сыпется», «сухой», «сыпучий»).
Воспитатель: Обратите внимание, ребята: песок сухой, он легко сыпется. Давайте его просеем.
Как сыпется песок? (Легко). Поэтому говорят, что он сыпучий.
Какой песок? (Сыпучий).
Попробуем нарисовать грибочек (пробуем рисовать – ничего не получается)
Попробуем слепить из него грибочек.
(Пробуют делать – ничего не получается).
Почему у нас ничего не получается? Потому что песок сухой, он рассыпается. Давайте увлажним песок - добавим немного воды.
(Дети берут леечки с водой, выливают воду на песок).
Воспитатель:
А теперь пока наш песок намокает, мы потренируем пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Вот помощники мои (показать пальчики)
Их сожми и разожми, (сжать, разжать)
Поверни их эдак так (повороты кистями)
Помаши слегка вот так (махаем ручками)
За работу принимайся, (потереть ладошки)
Ничего не опасайся.
Воспитатель:
Потрогайте песок. Какой он стал? (Влажный – мокрый).
Посмотрите, песок изменил свой цвет – стал темнее. (Показать сухой и мокрый)
Он сыпется? (Набираю песок в кулак и пробую высыпать).
Мы добавили в песок воды, и он стал мокрым и уже не рассыпается.
Песок липкий (Дети повторяют слова «липкий», «мокрый»).
А куда же исчезла вода? Она «забралась» в песок и устроилась между песчинками. Выпил песок воду и стал мокрый, влажный.
Пробуем сеять. Сыпется? Он стал липкий. Можно теперь лепить?
Давайте попробуем сделать грибочки для Мишки при помощи вот таких формочек.
(Дети садятся за столы, вместе лепим пирожные при помощи формочек, выкладывают из формочек на тарелки пирожные-грибочки).
Воспитатель:
А теперь вытираем руки влажными салфетками и ставим изделия в духовку.
Что мы делали сегодня? Кому помогали? Что узнали?
Воспитатель:
Вот какие красивые получились пирожные. Молодцы! Тебе нравится, Мишка? Он говорит, что ему очень-очень нравятся наши изделия, и благодарит вас. Теперь он может угостить всех лесных зверей.