Елена Тенсина
Поиграем в сказку
▼ Скачать + Заказать документы
Поиграем в сказку
Ребенок начинает знакомиться с детской литературой в раннем возрасте, но далеко не каждый может построить развернутое и связное высказывание, придумать собственную сказку. Особое место в жизни ребенка занимает сказка. Для развития связной речи детей дошкольного возраста можно порекомендовать следующие приемы:
Публикация «Поиграем в сказку» размещена в разделах
Пересказ небольших по объему и простых по структуре литературных текстов. Для этого могут быть использованы знакомые детям сказки : «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба». Чтобы заинтересовать ребенка, можно предложить поиграть в сказку, то есть обыграть ее с игрушками, или вместе с взрослыми исполнить по ролям. Этот прием позволяет развить выразительность речи, силу голоса, умение эмоционально передавать характер героев. В старшем возрасте можно пересказывать сказки или тексты большие по объему: «Волк и семеро козлят», «Маша и медведи», «Три поросенка», «Заюшкина избушка» и т. п. Можно использовать произведения Н. Н. Носова, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, К. И. Чуковского.
Более сложный вид развития связной речи у детей дошкольного возраста – составление рассказов. Составлять рассказы можно на любую тему, но обязательно должна быть наглядность (иллюстрации из книг, игрушки, натуральные предметы: фрукты, овощи, предметы посуды, а так же домашние животные: кошки, попугаи, рыбки, собаки). Например: при описании куклы дается следующая инструкция: «Расскажи о своей кукле: как ее зовут, какая она по величине, назови основные части тела, из чего она сделана, во что одета, что у нее на голове и т. п.». По такому плану можно предложить составить рассказ и о других игрушках. В случае, когда ребенок оказывается не способным составить даже короткий рассказ, ему предлагается образец взрослого.
Еще один вид развития связной речи у детей – это составление рассказа на основе личного опыта, то есть дети передают свои жизненные впечатления. Можно предложить ребенку составить рассказ на близкую ему тему : «Как мы играли на прогулке», «Как прошел праздник в детском саду», «Что нового я узнал на занятии» и т. п. Если ребенок затрудняется, ему можно помочь наводящими вопросами.
Самым сложным видом в развитии связной речи является творческое рассказывание, так как этот вид требует от ребенка более выского уровня сформированности мышления, творческого воображения. Важное место в этом виде рассказывания занимают детские работы по изобразительной деятельности: рисунки, поделки из пластилина, природного материала. Выполняя работу, ребенок составляет речевое описание – это и есть небольшой творческий рассказ. При формировании элементов творческого рассказывания ребенку можно предложить следующие задания. Придумывание продолжения рассказа или сказки. Например, сказка «Заюшкина избушка», предложить ребенку нарисовать домик для лисы и рассказать какой это домик, как лиса помирится с зайчиком, петушком, позовет их в гости и т. п. В сказке С. Я. Маршака: «Сказка об умном мышонке», предложить ребенку рассказать о том, с кем еще мог мышонок встретиться в лесу, как ему помогли новые герои добраться до дома. Для облегчения задания можно предложить предметные картинки животных. Также можно изменить время года, заменить персонажей, их действия.
Хочется напомнить, что ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игровая, поэтому взрослые предлагают ребенку поиграть в сказку. Можно предложить следующие виды: «Как звери шубками поменялись». Предложить ребенку рассказать что будет, если заяц и еж поменяются шубками. Как к этому отнесутся другие звери, как их примут в своей семье и т. п. «Как птицы поменялись клювами, крыльями, хвостами», «Сказка о путешествии листочка», «Если б я был котенком».
Творческие задания можно включать по знакомым литературным произведениям. Например: К. И. Чуковский «Федорино горе», предложить ребенку придумать продолжение рассказа, «Как Федора позвала гостей», «Поможем Федоре накрыть стол для гостей». По сказке «Бармалей» составить рассказ «Как звери смогли защититься от злого Бармалея» ( используя характерные для каждого животного части тела: рога, копыта, хобот и т. п.
В процессе рассказывания важно принимать любые дополнения и предложения детей. Опираясь на воображение развивается детское творчество.
Развитие связной речи является важнейшим условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок сможет давать развернутые ответы на вопросы и логично излагать собственные суждения.