Татьяна Архипова
Игры для развития мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Поиграем и научим
Сухомлинский В. А. писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Основной задачей логопедической группы является коррекция речи, ибо у детей с нарушением речи отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, тесно связанных с речевой функцией. В связи с этим возникает необходимость подготовки руки к письму. Письмо является сложным двигательным навыком, включающим в себя переключение с одной двигательной программы на другую и требующим особой точности, координации пальцев моторики.
Публикация «Игры для развития мелкой моторики» размещена в разделах
В нашей группе довольно насыщенная предметно – развивающая среда, где для свободного пользования находится множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики рук, вызывающих у детей интерес и желание играть с ними. Кроме традиционных застёжек, шнуровок, конструкторов и мозаик нами сделаны следующие пособия:
• верёвки капроновые плетёные – для завязывания узлов и с уже завязанными узлами – для перебирания узлов пальцами;
• «моталки» - верёвки с ручками на концах, привязанные к какому – то центру, - для выработки координации вращательных движений;
• кистевые эспандеры – для развития мышечной силы кисти;
• клавиатура старого компьютера, кнопочный телефон, «пальцеходы» - для развития дифференцированных движений пальцев рук;
• кастаньеты – для отстукивания координации движений;
• прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;
• игрушки типа копилок для попадания в прорезь мелкими предметами – пластмассовыми пульками, копейками;
• ребристые, неотточенные карандаши – для самомассажа кистей, для развития координации движений пальцев рук;
• мячи (каучуковые, колючие, с шипами);
• «сухие бассейны» - ёмкость, наполненная горохом – для самомассажа;
• ёмкости для гидромассажа, разнообразные массажёры для гидромассажа, которые способствуют развитию мелкой моторики пальцев и кистей рук,
Подготовительным этапом подготовки руки к письму являются:
1. Массаж:
• сгибание и разгибание пальцев рук;
• поглаживание пальцев рук;
• раскатывание различных предметов между ладонями;
• игры с пластилином, бусинками, бумагой и т. д.
2. Игровые упражнения:
С карандашом:
• «Послушай, как шуршит карандаш».
• «Сделай, как я».
• «Удержи карандаш».
Цель: развитие подвижности и гибкости мышц пальцев и кистей рук, ориентация.
В пространстве с мячом:
• «Сожми мяч».
• «Удержи мяч».
Цель: закрепление сгибательных и разгибательных мышц пальцев и кистей рук, хватательных движений, согласованных действий обеих рук.
Игра «Чашки, ложки»
Цель: развитие координации движений рук, ручной умелости при пересыпании сыпучих веществ.
В своей работе широко используем игры со счётными палочками, а также с удовольствием и большим желанием дети обрывают бумагу, вырезают силуэты предметов, букв.
Особую роль в подготовке руки к письму мы отводим простым, увлекательным играм – заданиям:
«РАСКРАСКИ» :
раскраски по лексическим темам;
раскраски «Наоборот»;
дорисовывание деталей;
раскраски с кодированием цвета;
дорисовывание половинки рисунка.
«обведение контура» : обведение внутреннего, внешнего контура.
«ШТРИХОВКИ» :
штриховки вертикальные, наклонные, горизонтальные;
штриховки с дорисовыванием;
штриховки по лексическим темам.
«РИСУНКИ ПО КЛЕТОЧКАМ» :
продолжи строку до конца;
продолжи орнамент;
рисунки по клеточкам по лексическим темам;
зеркальное срисовывание по клеточкам по лексическим темам;
дорисовать по клеточкам второй половинки рисунка;
графические диктанты;
кодирование букв.
«РАБОТА НАД ОБРАЗОМ БУКВЫ» :
раскрашивание крупно нарисованной буквы;
раскрашивание зашумлённого контура буквы;
заштриховывание контура буквы;
рисование контура буквы по клеткам с образца;
поиск буквы в ряду похожих;
зачёркивание неправильных образцов – перевёрнутых зеркальных букв;
складывание из счётных палочек;
дорисовывание недостающих частей буквы;
превращение одной буквы в другую;
дорисовывание половинок букв, имеющих вертикальную или горизонтальную ось симметрии;
наложение контуров букв и цифр с заданием, например, раскрасить только буквы или только гласные (согласные).
Такие игры приносят детям радость, исключены скука и переутомление. Упражнения способствует формированию тонких движений пальцев рук, которые благотворно влияют на улучшение речи ребёнка, что является залогом успеха в подготовке руки к письму и в дальнейшем обучении ребёнка в школе.