МААМ-картинки

«Подводные камни процесса формирования письменной речи». Консультация для родителей подготовительной группы

Оксана Анисимова
«Подводные камни процесса формирования письменной речи». Консультация для родителей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей подготовительной группы

Хороший, ясный выговор, такой,

чтобы каждый из звуков бал слышен,

и чуткое ухо в различии этих звуков –

вот главное основание правописания.

К. Д. Ушинский

Для нас, взрослых, письмо – это что-то целое и связное. Прежде чем говорить о помощи, давайте, попробуем разобраться, что такое письменная речь : как формируется, что управляет процессами письма, куда собираются все ниточки, по которым идет команда делать то или другое?

Темочки:

Письменная речь—это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звуко-буквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.

Полноценное усвоение письма и письменной речи тесно связано с уровнем развития устной речи. В период овладения устной речью у ребенка-дошкольника происходят неосознанная обработка язы кового материала, накопление звуковых и морфологических обоб щений, которые создают готовность к овладению письмом в школь ном возрасте. При недоразвитии речи, как правило, возникают нарушения письма различной тяжести.

Письмо - сложный навык и вид графомоторной деятельности,которая в полном объеме не доступна дошкольнику. Техника письма требует согласованной работы различных анализаторов:

- речеслухового, помогающего произвести отбор нужного звука;

- речедвигательного, помогающего осуществлять проговаривание;

-двигательного, с помощью которого осуществляются мелкие движения мышц кисти и всей руки;

- зрительного, участвующего в подборе соответствующих графем (букв).

Несформированности каких – либо из указанных функций может вызвать нарушения письма.

Речеслуховой анализатор

Известно, что человек обладает тремя видами слуха: физическим для различения шума дождя, жужжания пчелы, шума ветра и т. д. ; музыкальным, погружающим в мир мелодий, и речевым для понимания сказанного, отличия одного звука от другого (гласный от согласного, твердый от мягкого, звонкий от глухого, определение разницы между словами дочка – точка, угол – уголь и т. л. Необходимо упомянуть и о способности человека к распознанию звуков речи – это фонематический слух. В ходе специального обучения ребенок учиться звуковому анализу и синтезу слов – фонематическому восприятию.

Ребенок 6 лет может:

- повторять слоговые цепочки разной степени сложности (па – ба - па, по – па ба па и др.)

- отбирать картинки на заданный звук;

- выделять первый, последний звуки в словах;

-синтезировать звуки речи в целое слова (м- и – р).

Рекомендации по развитию фонематического слуха и восприятия детей.

1. Опора на тактильные ощущения при анализе звуков: предложите ребенку положить руку на горло, закрыть уши. При произнесении звонкого звука рука на горле должна ощущать вибрацию, дрожание голосовых связок.

2. Систематическое повторение слоговых цепочек: да – та – да, та-та-да.

3. Использование графических обозначений звуков: звонкий. глухой.

4. Определение места звука в слове: подчеркни, подчеркни, назови, придумай (начало, середина, конец)

- А - Арбуз, мАк, рукА.

5. Звукобуквенный анализ слов

6. Придумывание слова по заданной схеме.

Двигательный анализатор

При поступлении ребенка в школу важен показатель развития мелкой моторики. При его недоразвитии в тетрадях тетей наблюдаются:

- дрожащие линии,

- колебание наклона и высоты букв,

- быстрое наступление мышечного утомления;

- небрежное выполнение письменных работ

Родителям предлогается освоить упражнения по развитию мелкой моторики рук детей в семье.

1. Пальчиковые упражнения

Ручку пальчиками взяли

И кружок нарисовали.

Раз кружок, два кружок –

Сосчитай - ка их, дружок

2. Упражнения на межполушарное взаимодействие «Кулак – ребро – ладонь» (выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе 8-10 раз).

3. Массаж руки

Чистая водичка (Выполнять моющее движения)

Умоет Саше личико. (поглаживают щеки)

Анечке – ладошки, (интенсивно потирают ладошки)

А пальчики – Антошке. (массируют поочередно каждый пальчик, «снимают перчатки»).

4. Выкладывание букв из подручного материала, перебирание крупы.

Речедвигательный анализатор

Если у ребенка имеются нарушения звукопроизношения, они могу отразиться на письме. Ребенок с нарушением звукопроизношения, опираясь на свое дефектное произношение, фиксирует его на письме : «Как говорю, так и пишу».

Недостатки произношения отражаются на письме лишь в том случае, когда они сопровождаются нарушением слуховой дифференциацией, несформированностью фонематических представлений.

В ряде случаев ошибки на письме сохраняются у детей и после того, как нарушение звуков в устной речи устранены. Причина при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков.

Рекомендации по развитию речедвигательного анализатора

1. Контроль, над правильным произношением звуков.

2. Закрепление произношения звуков в словах, предложениях, стихах, скороговорках.

Звуки Т - Д

«Толст тот, кто ест торт.»

«Дарья дарит Дине дыни».

Звуки Ж – З

«Идет козел с козой, а коза идет с косой».

«У ежа – ежата, у ужа – ужата».

Звуки Л – Р

«Съел Слава сало, а сало было мало.»

«Три сороки-тараторки тараторили на горке».

Зрительный анализатор

Виды ошибок при недоразвитии зрительного анализатора:

- смешение букв по оптическому сходству (п -т, о-а, и-у, б-д)

- зеркальность

- трудность удержания строки.

Рекомендации при формировании зрительного анализатора и синтеза.

• Назвать предметы по их контурам

• Назвать и дорисовать предметы

• Показать правильно написанную букву

• Запомнить картинки, чего не стало, что изменилось

Чтобы помочь детям преодолеть перечисленные трудности, взрослые должны своевременно оказать им помощь, а для этого нужно терпение, систематические занятия.

Не забывайте хвалить ребенка и больше играйте с ним.

Литература: Логопед 2009г. №4с. 114

Публикации по теме:

Дифференциация звуков ш-с. ПрезентацияДифференциация звуков ш-с. Презентация Данная презентация предназначена для учителей- логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Презентация представляет.

Дидактическая игра для работы над ЗКР «Пирамида»Дидактическая игра для работы над ЗКР «Пирамида» Задачи: -Развивать слуховое восприятия детей -Развивать умение вслушиваться в слово -выделять звуки -учить делить слово на звуки -устанавливать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Подводные камни процесса формирования письменной речи». Консультация для родителей подготовительной группы
Опубликовано: 2 апреля 2014 в 16:32
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Подводные камни процесса формирования письменной речи». Консультация для родителей подготовительной группы» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Анисимова (УИ 113969) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 января 2025 понедельник
Черно-белые пингвины — удивительный народ!
Всероссийская акция «Серая шейка» - считаем уток вместе с детьми!
21 января 2025 вторник
Устраиваем день обнимашек в детском саду



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД