Оксана Анисимова
«Подводные камни процесса формирования письменной речи». Консультация для родителей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей подготовительной группы
Хороший, ясный выговор, такой,
чтобы каждый из звуков бал слышен,
и чуткое ухо в различии этих звуков –
вот главное основание правописания.
К. Д. Ушинский
Для нас, взрослых, письмо – это что-то целое и связное. Прежде чем говорить о помощи, давайте, попробуем разобраться, что такое письменная речь : как формируется, что управляет процессами письма, куда собираются все ниточки, по которым идет команда делать то или другое?
Темочки:
- Камни. Знакомство с камнями
- Консультации для родителей
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Письменная речь—это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звуко-буквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.
Полноценное усвоение письма и письменной речи тесно связано с уровнем развития устной речи. В период овладения устной речью у ребенка-дошкольника происходят неосознанная обработка язы кового материала, накопление звуковых и морфологических обоб щений, которые создают готовность к овладению письмом в школь ном возрасте. При недоразвитии речи, как правило, возникают нарушения письма различной тяжести.
Письмо - сложный навык и вид графомоторной деятельности,которая в полном объеме не доступна дошкольнику. Техника письма требует согласованной работы различных анализаторов:
- речеслухового, помогающего произвести отбор нужного звука;
- речедвигательного, помогающего осуществлять проговаривание;
-двигательного, с помощью которого осуществляются мелкие движения мышц кисти и всей руки;
- зрительного, участвующего в подборе соответствующих графем (букв).
Несформированности каких – либо из указанных функций может вызвать нарушения письма.
Речеслуховой анализатор
Известно, что человек обладает тремя видами слуха: физическим для различения шума дождя, жужжания пчелы, шума ветра и т. д. ; музыкальным, погружающим в мир мелодий, и речевым для понимания сказанного, отличия одного звука от другого (гласный от согласного, твердый от мягкого, звонкий от глухого, определение разницы между словами дочка – точка, угол – уголь и т. л. Необходимо упомянуть и о способности человека к распознанию звуков речи – это фонематический слух. В ходе специального обучения ребенок учиться звуковому анализу и синтезу слов – фонематическому восприятию.
Ребенок 6 лет может:
- повторять слоговые цепочки разной степени сложности (па – ба - па, по – па ба па и др.)
- отбирать картинки на заданный звук;
- выделять первый, последний звуки в словах;
-синтезировать звуки речи в целое слова (м- и – р).
Рекомендации по развитию фонематического слуха и восприятия детей.
1. Опора на тактильные ощущения при анализе звуков: предложите ребенку положить руку на горло, закрыть уши. При произнесении звонкого звука рука на горле должна ощущать вибрацию, дрожание голосовых связок.
2. Систематическое повторение слоговых цепочек: да – та – да, та-та-да.
3. Использование графических обозначений звуков: звонкий. глухой.
4. Определение места звука в слове: подчеркни, подчеркни, назови, придумай (начало, середина, конец)
- А - Арбуз, мАк, рукА.
5. Звукобуквенный анализ слов
6. Придумывание слова по заданной схеме.
Двигательный анализатор
При поступлении ребенка в школу важен показатель развития мелкой моторики. При его недоразвитии в тетрадях тетей наблюдаются:
- дрожащие линии,
- колебание наклона и высоты букв,
- быстрое наступление мышечного утомления;
- небрежное выполнение письменных работ
Родителям предлогается освоить упражнения по развитию мелкой моторики рук детей в семье.
1. Пальчиковые упражнения
Ручку пальчиками взяли
И кружок нарисовали.
Раз кружок, два кружок –
Сосчитай - ка их, дружок
2. Упражнения на межполушарное взаимодействие «Кулак – ребро – ладонь» (выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе 8-10 раз).
3. Массаж руки
Чистая водичка (Выполнять моющее движения)
Умоет Саше личико. (поглаживают щеки)
Анечке – ладошки, (интенсивно потирают ладошки)
А пальчики – Антошке. (массируют поочередно каждый пальчик, «снимают перчатки»).
4. Выкладывание букв из подручного материала, перебирание крупы.
Речедвигательный анализатор
Если у ребенка имеются нарушения звукопроизношения, они могу отразиться на письме. Ребенок с нарушением звукопроизношения, опираясь на свое дефектное произношение, фиксирует его на письме : «Как говорю, так и пишу».
Недостатки произношения отражаются на письме лишь в том случае, когда они сопровождаются нарушением слуховой дифференциацией, несформированностью фонематических представлений.
В ряде случаев ошибки на письме сохраняются у детей и после того, как нарушение звуков в устной речи устранены. Причина при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков.
Рекомендации по развитию речедвигательного анализатора
1. Контроль, над правильным произношением звуков.
2. Закрепление произношения звуков в словах, предложениях, стихах, скороговорках.
Звуки Т - Д
«Толст тот, кто ест торт.»
«Дарья дарит Дине дыни».
Звуки Ж – З
«Идет козел с козой, а коза идет с косой».
«У ежа – ежата, у ужа – ужата».
Звуки Л – Р
«Съел Слава сало, а сало было мало.»
«Три сороки-тараторки тараторили на горке».
Зрительный анализатор
Виды ошибок при недоразвитии зрительного анализатора:
- смешение букв по оптическому сходству (п -т, о-а, и-у, б-д)
- зеркальность
- трудность удержания строки.
Рекомендации при формировании зрительного анализатора и синтеза.
• Назвать предметы по их контурам
• Назвать и дорисовать предметы
• Показать правильно написанную букву
• Запомнить картинки, чего не стало, что изменилось
Чтобы помочь детям преодолеть перечисленные трудности, взрослые должны своевременно оказать им помощь, а для этого нужно терпение, систематические занятия.
Не забывайте хвалить ребенка и больше играйте с ним.
Литература: Логопед 2009г. №4с. 114