Некрасова Галина
Подвижные игры с музыкальным сопровождением как элемент игровой технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка по теме:
Подвижные игры с музыкальным сопровождением, как элемент игровой технологии.
Выступление на семинаре
Автор-разработчик: Г. В. Некрасова
воспитатель
ГБДОУ комбинированного вида №102
20мая2014 года
Публикация «Подвижные игры с музыкальным сопровождением как элемент игровой технологии» размещена в разделах
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Подвижные игры для детей
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Большая роль в воспитании здорового ребёнка принадлежит организации его двигательной деятельности, обеспечению возможности реализовать его естественную потребность в движении. Подвижные игры – это один из любимых видов двигательной деятельности дошкольников. Сегодня мне хочется рассказать про подвижные игры с музыкальным сопровождением. Включая в подвижную игру соответствующую музыку – интересный приём, обеспечивающий образность, эмоциональность, формирование умения координировать и согласовывать движения с темпом и ритмом музыки, чёткий сигнал к началу действия.
Подвижная игра- средство активного обогащения личности, поскольку обеспечивает ребенка деятельностью, развивающей его неограниченные возможности и таланты. Игры создавая атмосферу радости, делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы
В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Следовательно, подвижные игры - действенное средство разностороннего развития.
Игра тесна связана со всеми сторонами воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Поэтому, игровые технологии, как современные образовательные технологии, активно применяются в дошкольной практике.
Цель игровой технологии в образовательном процессе - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-либо специальным навыкам, а дать возможность ребёнку «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Подвижные игры с музыкальным сопровождением являются жизненной потребностью для развития детей дошкольного возраста. С помощью подвижных игр решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные, оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития моторики детей, формирования их нравственных качеств, навыков жизни в коллективе.
Выполнение игровых действий доставляет ребенку большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью подвижных игр он овладевает новыми, более сложными движениями. Многократное повторение этих движений развивает внимание, волю, координацию, ловкость. Подвижные игры с музыкальным сопровождением - коллективные игры, поэтому у детей вырабатываются умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих. Совместные действия детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приобретают опыт играть дружно, уступая и помогая друг другу.
Подвижные игры с музыкальным сопровождением помогают ребенку преодолеть робость и застенчивость. Использование музыки во время проведения подвижных игр является одним из активных средств общения ребенка с музыкой,при этом одновременно решаются задания и физического и музыкального воспитания. Игры с музыкальным сопровождением содействуют развитию музыкальной памяти детей и повышают их музыкальную культуру В игре, подражая действиям взрослых и товарищей, ребенок естественно и непринужденно выполняет любые, самые разнообразные движения. Ребенок с удовольствием выполняет движения и действия, связанные с творческими заданиями- воплощением различных образов. Звучащие музыкальные образы вызывают у детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения.
Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем, благодаря чему улучшается обмен веществ в организме и происходит тренировка практически всех функций систем и органов.
Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и дисциплинированности, умения действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря – это жизненно необходимые качества, которые как воспитатель, так и родитель может воспитывать при помощи подвижных игр. Особенно интересно использование игр на праздниках, на досуге
Существуют десятки методик дошкольного развития детей. Я опираюсь на методические разработки Сергея и Екатерины Железновых, которые стали популярными не только в России, но и далеко за ее пределами. Особенно ярко проявляется чувство радости у детей, когда я провожу игры под музыку, она воздействует на эмоции детей, вызывает большую заинтересованность и проходят значительно оживленнее. Музыка поднимает настроение ребенка, побуждает его двигаться более энергично, красиво соответствии с характером и формой музыкального произведения. В основе лежат простые песенки, побуждающие ребенка совершать те или иные действия. Например: Ножками потопали
Зашагали ножками
Топ-топ, топ-топ
А сейчас все ножки стоп.
Особенно любят дети песни, в которых требуется изобразить мишку, зайку, птичку. По мере взросления задания усложняются: сделать фонарики, покружиться.
Ученые установили, что восприятие, мышление, принятие решений возможны только благодаря взаимодействию левого и правого полушарий мозга человека. И, что, именно музыкально - ритмическая деятельность положительно влияет на это взаимодействие - ускоряет обмен информацией между левым и правым полушариями мозга ребенка.
Особенностью авторской методики Сергея и Екатерины Железновых является то, что любые движения предлагаемых ими игровых методик «накладываются» на музыку и сочетаются с музыкальной деятельностью. Именно музыка определяет темп и ритм движений, чередование фраз и разделов, подсказывает детям игровой образ и выполняемые действия.
Музыка здесь - не самоцель, а средство для дошкольного развития ребенка, залог его будущего всестороннего развития, залог его успешной адаптации в любом коллективе, залог счастливой жизни.
Уважаемые коллеги, я предлагаю вашему вниманию несколько подвижных игр для детей от 1,5 года до 4 лет из альбома Сергея и Екатерины Железновых «Музыка с мамой» и приглашаю вас к участию в них.
ПОДВИЖНАЯ ИГРА «У ЖИРАФОВ»
Перед игрой попросите ребёнка рассказать о том, как выглядят жираф, слон, зебра, кошка. Покажите картинки с этими животными, отмечая их характерные внешние признаки: у жирафа - пятна, у слона - складки, у котёнка - шёрстка
ми у зебры - полоски. Подкрепите слова жестами, которые будут использоваться в игре.
Под музыку песни «У жирафов» исполняется подвижная игра :
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
(Поглаживаем себя).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(Проводим ребрами ладони по телу, рисуя полосочки).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).
ПОДВИЖНАЯ ИГРА «АВТОБУС»
Перед игрой предложите детям «поиграть в автобус» : возьмите руль – бубен или кольцо от пирамиды. Напевая песенку - крутим «руль». На возглас «Громко все гудим» - нажимаем на сигнал (ритмично стучим по центру бубна или кольца пирамиды). Подкрепите слова жестами, которые будут использоваться в игре.
Под музыку песни «Автобус» исполняется подвижная игра :
Вот мы в автобусе сидим,
И сидим, и сидим.
(Покачиваемся на стульчике).
И из окошечка глядим
Всё глядим!
(Смыкаем пальцы рук «окошечком», смотрим в него, поворачиваясь в одну и в другую стороны).
Глядим назад, глядим вперёд
Вот так вот, вот так вот
(Повороты - «скручивания» в одну и в другую сторону, смотрим из-под ладони).
Ну что ж автобус не везёт
Не везёт?
(Пожимаем плечами).
Колёса закружились
Вот так вот, вот так вот
Вперёд мы покатились
Вот так вот!
(Выполняем круговые движения руками впереди от себя).
А щётки по стеклу шуршат
Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик
Все капельки смести хотят
Вжик-вжик-вжик!
(Качаем согнутыми в локтях руками перед лицом, имитируя движение «дворников»).
И мы не просто так сидим
Бип-бип-бип, Бип-бип-бип,
Мы громко-громко все гудим
Бип-бип-бип!
(«Крутим руль» и бибикаем).
Пускай автобус нас трясёт
Вот так вот, вот так вот
Мы едем-едем всё вперёд
Вот так вот!
(Подпрыгиваем на стульчике).
Благодарю за внимание и за участие, желаю успехов в развивающей игровой деятельности!
При подготовке данной методической разработки использованы материалы интернет-ресурсов:
1. Педсовет. org 13-й Всероссийский интернет-педсовет. Роль подвижных игр в развитии основных движений.
2. Социальная сеть работников образования «NSPORTAL.RU». Подвижные игры как один из видов технологий сохранения и стимулирования здоровья.
3. Сайт «Социальная сеть работников образования «НАША СЕТЬ». Применение игровых технологий в ДОУ.
4. Сайт дошкольного работника «КАЛИНА». Игровые технологии
5. Информационный портал о государственных и частных детских садах. Подвижные игры в детском саду.
6. Сайт «Музыка с мамой». Раннее развитие ребенка, детские развивающие игры : музыкальные игры, пальчиковые игры, развитие речи детей дошкольного возраста. Звуковое развитие речи, методика Монтессори. Игровая гимнастика.
7. Сайт детского развлекательного центра «Перлина». Все для физического развития детей