Ирина Aлексеева
Подвижные игры как средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из главных условий развития физических качеств ребенка в дошкольном возрасте являются подвижные игры. В данной статье рассмотрены основные этапы игры, одна из целей которой – развитие ловкости у детей. Приведены результаты эксперимента с использованием диагностических методик, проведенного с детьми старшего дошкольного возрастав условиях ДОУ.
Ключевые слова: ловкость; подвижная игра; развитие ловкости; дети дошкольного возраста.
Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
По определению П. Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Развивающий эффект подвижных игр заключается в том, что увлекательное сдержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Таким образом, подвижные игры представляют собой важное средство решения задач физического воспитания дошкольников.
Подвижные игры классифицируются по разным параметрам:
по возрасту (игры для детей младшего дошкольного возраста, среднего дошкольного возраста, старшего дошкольного возраста);
по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью);
по видам движений (игры с бегом, с метанием, с прыжками, с лазанием и т. д.); - по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).
Важными характеристиками подвижной игры являются:
цель игры;
содержание игры;
правила игры;
игровые роли.
Любая игра начинается с ее разучивания. Воспитатель объясняет детям игровую цель, правила игры, содержание игры (ход игры, распределяет игровые роли. Разучивание игры с детьми младшего дошкольного возраста отличается от разучивания игры с детьми старшего дошкольного возраста тем, что проводится на основе сюжетного рассказа с использованием большего количества атрибутов для игры. Оно основано на эмоциональных образах героев игры, которые позволяют вызвать у ребенка непосредственный интерес. В процессе разучивания используется эффект подражания ребенка движениям
взрослых.
Следующим этапом развития игры является ее повторение, закрепление. На данном этапе используются упражнение в основных движениях, тренировка движений. Высшим уровнем развития игры считается усложнение правил, условий игры, ее целей, а также основных игровых движений. Игры с усложнением правил, целей и движений используются в основном в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются быстрота реакции, умение действовать по сигналу, а также такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Именно в игре у дошкольников развивается ловкость, которая свидетельствует о завершении этапа овладения ребенком движениями.
При выполнении любого упражнения в той или иной степени проявляются все двигательные качества, но преимущественное значение приобретает какое-нибудь одно из них. Например, при беге на короткие дистанции важна быстрота, при беге на длинную дистанцию – выносливость, а при прыжках в длину и в высоту с разбега – сила в сочетании с быстротой и ловкостью.
Ловкость -это способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться, быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
Показателем ловкости является координационность движений. Здесь учитываются время, необходимое для овладения сложными движениями, и степень готовности, которая достигается в данном движении после занятий физическими упражнениями и играми.
Для того чтобы выявить уровень развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста, нами были проведены исследования с использованием диагностических методик «Ловкость в челночном беге» (автор Е. В. Вавилова, «Бег на 10 метров между предметами» (автор Н. А. Ноткина, «Полоса препятствий» (авторы Е. С. Грядкина, Н. А. Ноткина). Данные методики позволили выявить уровни развития ловкости на основе анализа, сравнения результатов. В эксперименте приняли участие всего 50 детей (25 детей в контрольной группе и 25 в экспериментальной группе).
По результатам исследований в начале эксперимента получены следующие результаты: в экспериментальной группе 52 % (13) детей имеют низкий уровень развития ловкости, 44 % (11 чел.) - средний уровень. У одного ребенка (4 %) уровень развития ловкости развито в высокой степени. В контрольной группе 44 % (11) детей показали низкий уровень, 48 % (12 чел.) - средний, 8 % (2 чел.) - высокий уровень развития ловкости.
Таким образом, в процессе диагностики дети старшего дошкольного возраста продемонстрировали недостаточный уровень развития ловкости. Это позволяет сделать вывод о необходимости проведения с детьми старшего дошкольного возраста дальнейшей продуктивной работы, которая бы способствовала развитию ловкости. Считаем, что это возможно благодаря использованию в процессе экспериментальной работы подвижных игр.
Для достижения поставленной цели нами в условиях ДОУ была организована экспериментальная работа, в которой приняли участие дети старшего дошкольного возраста (экспериментальная группа). В свободное от занятий время с детьми проводилась специальная дополнительная работа по развитию ловкости согласно составленному плану с использованием подвижных игр.
Дополнительные занятия были организованы во второй половине дня три раза в неделю по 35 минут. Они включали подвижные игры, направленные на воспитание ловкости. Кроме того, в первую половину дня проводили утреннюю гимнастику ежедневно продолжительностью 15 минут; физкультурные занятия - 2 раза в зале и одно на площадке с оздоровительной направленностью продолжительностью 30 минут; гимнастику после дневного сна - 15 минут. Занятия по физической культуре в контрольной группе проводились по традиционной программе воспитания и обучения в детском саду.
Игры с детьми организовывались ежедневно. До обеда на улице играли в такие игры, как «Ловись, рыбка!», «Цыплята», «Два медведя», «Лиса, где ты?», «Народный мяч», «Воздушная тревога!» и т. п., после сна в помещении группы - в игры «Запрещённое движение», «Корзина с фруктами», «Тропинка», «Молния», «На одном дыхании», «Школа мяча», «Удержи верёвочку» и т. д.
После формирующей работы, мы приступили к следующему этапу исследовательской работы-повторному проведению диагностики уровня развития ловкости в экспериментальной и контрольной группах.
Такая работа имела свою результативность, так как на контрольном этапе исследования у детей экспериментальной группы констатировали динамику развития ловкости (на 44 %, для сравнения в контрольной группе динамику развития ловкости выявили незначительную (4 %).
Таким образом, подвижные игры являются одним из главных условий развития физических качеств ребенка в дошкольном возрасте, но важно использовать игры не только для совершенствования двигательных навыков, но и для воспитания всех сторон личности ребенка.
Список литературы
1. Крусева, Т. О. Справочник инструктора по физической культуре в детских дошкольных учреждениях / Т. О. Крусева. - Ростов-на-Дону, 2008. – 253 с.
2. Лесгафт, П. Ф. Психология нравственного и физического воспитания. Из бранных психологических трудов / П. Ф. Лесгафт. - Москва, 1998. – 139с.
3. Пензулаева, Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения с детьми 6-7 лет /Л. И. Пензулаева. - Москва, 2013. – 112 с.
4. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Я. Степаненкова. - Москва, 2006. – 368 с.
5. Тимофеева, Е. А. Подвижные игры с детьми старшего дошкольного возраста: пособие для воспитателя детского сада / Е. А. Тимофеева. - Москва: Просвещение, 2008. – 96 с.