Марина Новикова
Подвижная игра как одно из средств сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижная игра как одно из средств сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
Новикова М. В.,
Воспитатель I младшей группы
МБДОУ «ДС №469»
Г. Челябинск
Добрый день, уважаемые коллеги!
Темочки:
- Подвижные игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы, как можно закрепить сенсорные эталоны у детей младшего дошкольного возраста через подвижные игры.
Младший дошкольный возраст – самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Все осваивается и познаётся впервые. Нет ещё навыков, отсутствуют представления, знания. Но велика предрасположенность к усвоению, высока обучаемость, так как имеются врождённые механизмы, служащие основой формирования психических качеств, свойственных только человеку.
Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.
Мы знаем, что сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Закрепление сенсорных эталонов происходит быстрее и качественнее, когда это осуществляется через игровую деятельность.
Игра является ведущей деятельностью в раннем и младшем дошкольном возрасте. Игра имеет преимущество перед другими видами деятельности и занимает особое положение в педагогическом процессе, так как даёт возможность детям проявить активность и самостоятельность, воображение, реализовать свои представления об окружающем. Поэтому играя, ребёнок изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, изучает растения, животных и т. д.
Одним из средств развития движений, а так же удовлетворения двигательной активности детей раннего и младшего возраста являются подвижные игры. Они привлекают малышей своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий.
Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребёнком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально - волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребёнка.
Занятия в форме подвижных игр широко применяются в группах для детей 2-3 лет. В этом случае обучение носит незапрограммированный, игровой характер. Мотивация учебной деятельности также является игровой.
Положительное влияние подвижных игр на сенсорное развитие может быть достигнуто при условии проведения их не в виде изолированной тренировки, а на разном материале и в различных сочетаниях двигательной активности.
Различный природный материал - песок, вода, цветы, камешки, шишки - также может быть использован воспитателем для закрепления знаний и умений, используя подвижную игру. Например, детям предлагают наполнить песком ведра, определённого размера.
Для уточнения цвета или размера дети должны действовать с разнообразным материалом и выполнять разные задания,требующие различия и угадывания цвета, например: «Дай все красные шарики», «Собери все зелёные кубики», или размера : «Принеси все большие кирпичики», «Убери все маленькие шарики»
Приобретённые знания и умения сенсорных эталонов в быту и на прогуле можно закреплять в подвижной игре.
Подвижные игры дадут хороший результат лишь в том случае, если воспитатели ясно представляют, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности организации этих игр на ступени раннего детства. Очень важно помнить, что подвижные игры должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость.
Вашему вниманию представлено несколько дидактических игр, изготовленных для детей 2-3 летнего возраста.
«У медведя во бору»
Оборудование: Стул, на котором будет «спать» медведь, листья жёлтого и зелёного цвета.
Цель: развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, развивать навык коллективного движения в определённом темпе.
Описание: В начале игры выбирается «медведь», который идёт «спать» подальше — в другой конец площадки. На полу раскладываются листья жёлтого и зелёного цвета, игроки произносят слова и собирают листья того цвета, которые называет воспитатель в начале игры:
У медведя во бору,
Жёлтые листья соберу.
А медведь не спит,
И на нас глядит.
Потом как зарычит.
На первые четыре строчки играющие приближаются к медведю, ритмично ступая и имитируя движения по тексту: наклоняются, и собирают только жёлтые листья.
На слова пятой строчки игроки готовятся убегать от медведя к себе в домик. После окончания слов медведь встаёт и бежит за ребятами. Кого поймали, тот становится медведем.
Указания к проведению: перед тем как начать игру, необходимо проговорить речитатив с игроками.
«Раз, два, три беги»
Оборудование: свисток, малые мячи, большие мячи
Цель: упражнять детей в умении действовать по сигналу; развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий.
Описание: Перед началом игры воспитатель раскладывает с одной стороны малые мячи, с другой стороны большие мячи. Дети сидят на стульчиках и слушают, что скажет им воспитатель. Если воспитатель говорит: «Раз, два, три, к малому мячу беги», дети бегут к малым мячам, берут их в руки и поднимают над головой, затем аккуратно кладут мячи обратно на пол, возвращаются на свои места. Если воспитатель скажет: «Раз, два, три, к большому мячу беги», дети бегут к большим мячам, берут их в руки и поднимают над головой, затем аккуратно кладут мячи обратно на пол, возвращаются на свои места
Указания к проведению: перед началом игры, объяснить играющим, что необходимо бежать только после слова «беги»
«Кролики»
Оборудование: стулья голубого, жёлтого, зелёного цвета.
Цель: Учить детей прыгать на двух ногах, продвигаясь вперёд, пролезать под ножками стульев, развивать ловкость, уверенность.
Описание: В одной стороне зала полукругом расставлены стулья разных цветов (голубой, зелёный, жёлтый, сиденьями внутрь полукруга. Это клетки кроликов. На противоположной стороне - дом сторожа. Посередине находится лужайка, на которую кроликов выпускают гулять. Дети (по 2-3) становятся сзади стульев, по указанию воспитателя они присаживаются на корточки - кролики сидят в клетках. Воспитатель - сторож подходит к клеткам и выпускает кроликов на лужок: дети один за другим проползают под стулом, а затем прыгают, продвигаясь вперёд по всей лужайке. По сигналу воспитателя "Открыты дверки только у жёлтых домиков!" кролики возвращаются на свои места, снова проползая только под жёлтыми стульями.
Указания к проведению: Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети, проползая под стульями, старались не задевать за них спинами. При повторе игры можно внести изменения, например подлезать под голубыми, либо зелёными стульями.
«Наседка и цыплята»
Цель: Учить детей Собирать мелкие предметы; приучать их действовать по сигналу, не толкать других детей, помогать им.
Описание: Дети, изображающие цыплят, вместе с наседкой находятся на площадке (полянке). Наседка в отправляется на поиски корма, она зовё т цыплят: “Ко-ко-ко-ко! Не ходите далеко, лапками гребите, шарики ищите”. цыплята вместе с ней гуляют, собирают шарики.
Указания к проведению: Роль наседки в первое время выполняет воспитатель, а затем на эту роль можно выделять детей, сначала по их желанию, а потом по назначению воспитателя.
«Найди свой цвет»
Описание: Воспитатель раздаёт детям флажки трёх - четырё х цветов: красные, синие, жёлтые, зелёные. Дети с флажками одного цвета стоят в разных местах комнаты, возле флагов определённых цветов. После слов воспитателя “Идите гулять” дети расходятся по площадке или по комнате в разные стороны. Когда воспитатель скажет: “Найди свой цвет”, дети собираются у флага соответствующего цвета.
Указания к проведению: Вместо флажков каждому ребенку можно дать квадратики, кружочки разного цвета, по которым они будут находить свой флаг. Воспитатель следит, чтобы дети отходили подальше от своих флагов, расходились бы по всей площадке, залу”
«Дай большой»
Описание: Воспитатель раскладывает на полу по кругу большие и маленькие кубики (или шарики). Дети становятся у кубиков. По сигналу воспитателя они разбегаются по всей комнате, по сигналу “Дай большой” бегут и собирают большие кубики (или шарики).
Указания к проведению: При повторении игры можно предложить малышам бегать как лошадки, высоко поднимая колени, или как мышки, тихо, на носочках. После сигнала “Дай большой” воспитатель бежит вместе с детьми, делая вид, что хочет взять кубик. Если дети быстро соберут все кубики (или шарики, воспитатель должен похвалить их.
Во время игры воспитатель следит, чтобы дети дальше убегали от кубиков (или шарики, не наталкивались друг на друга, помогали друг другу найти нужный кубик (или шарик, когда прозвучит сигнал.
«Где звенит колокольчик?»
Описание: Дети сидят или стоят по одной стороне комнаты. Воспитатель просит их отвернуться к стене и не поворачиваться. В это время няня с колокольчиком прячется от них, например за шкаф. Воспитатель предлагает детям послушать, где звенит колокольчик, и найти его. Дети поворачиваются и идут на звук, находят его, затем собираются около воспитателя. Тем временем няня переходит в другое место — и игра повторяется.
Указания к проведению: Дети не должны смотреть, куда прячется няня. Для этого воспитатель собирает их вокруг себя и отвлекает их внимание. Звонить в колокольчик надо сначала тихо, потом громче.
При многократном повторении игры, в конце года, можно поручить ребёнку прятаться и звонить в колокольчик.