Елена Слухаева
Консультация «Подростковый возраст: что должен знать родитель»
▼ Скачать + Заказать документы
Подростковый возраст :
что должен знать родитель.
Подростковый возраст – это период онтогенеза от 10-11 до 14-15 лет.
Он является критическим, т. к. связан с «трудностями роста» : половым созреванием и «гормональными выбросами», ростом мышечной и костной ткани, диспропорцией в формировании анатомии, общей диспропорцией в физиологии и психике.
Девочки растут быстрее мальчиков. Именно поэтому девочки 5-8 классов обычно выше и крупнее мальчиков.
Публикация «Консультация „Подростковый возраст: что должен знать родитель“» размещена в разделах
«Длинноногость» обусловлена тем, что происходит рост трубчатых костей конечностей, а «угловатость» и «неуклюжесть» обусловлены диспропорцией в нарастании костей и мышечной ткани не в пользу последней. Следствием переживаний по поводу своей внешности может стать снижение самооценки, неуверенность в себе.
Именно поэтому родителям следует заранее готовить своего ребенка к «возможным проблемам».
Рассказывайте о том, что вы чувствовали и какие ситуации возникали с ровесниками у вас.
Подросток обязательно станет делиться с вами своими проблемами. Важно формировать перспективу, задавать «вектор развития» : «Если ты будешь посещать спортивный кружок, то станешь менее напряженным и быстрее превратишься в прекрасного лебедя…» Ни в коем случае нельзя позволять родителям фразы типа «Ты разбил чашку – такой неповоротливый!», «Я тебе уже сто раз объясняла - такой бестолковый, ты до сих пор не понял решение задачи!» или «Что ты пишешь, как курица лапой!»
Таким образом, физиология тесно связана с психологией.
Если у ребенка наблюдается гипертония, то это может быть связано с ростом сердца и пока еще небольшими кровеносными сосудами.
Именно поэтому важно соблюдать режим дня, дозировать как физическую, так и психоэмоциональную нагрузку. Правильное построение режима дня и его соблюдение – залог здоровья, успехов в учении.
Так, сон должен составить для младших подростков 10-11 часов, для средних и старших подростков – 8-9 часов.
Выполнять уроки следует с 18.00-19.30, начиная с «легких».
Кроме этого, распорядок дня – это способ развития произвольности. В центральной нервной системе (ЦНС) наблюдается усиление подкорковой активности, т. е. процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. В поведении подростка прослеживается эмоциональная неустойчивость, связанная с резкими перепадами настроения, а также гиперактивность, вследствие чего падает внимательность, ухудшается поведение и успеваемость. Рост ЦНС отражается на тонкой моторике, ухудшается почерк; а также на речь и, зачастую, ответы подростка превращаются в «вытягивание» из него того или иного материала (учебного).
В целом же в результате «перестройки» у пяти-и шестиклассников наблюдается временное снижение успеваемости, часто это является причиной «плохого поведения».
Именно на этом этапе развития ребенку жизненно необходимо понимание и поддержка взрослого! Это время «закрепления ценностей» и усвоения позитивного опыта в разрешении проблемных ситуаций.
Возраст 13-15 лет- это второй этап полового созревания. Подростки становятся менее раздражительны, чем младшие, они становятся независимыми от взрослых. Под влиянием гормонов растет мышечная масса, повышается работоспособность. Значительно усиливается интерес к противоположному полу. Для этого возрастного этапа мерилом успеха является внешность подростка. Отставание от своих сверстников в росте и весе болезненно воспринимается ребятами.
Эти недостатки видимы, и именно они бросаются в глаза.
Именно внешность и желание не быть отвергнутым, ведь общение со сверстниками становится ведущим, заставляет подростков по-своему решать проблемы комплекса неполноценности.
Одни заявляют о себе тем, что начинают курить, а другие находятся в перманентном конфликте со взрослыми и некоторыми сверстниками – хамят, грубят, веселят окружающих, используя тактику «сердитого внимания».
Более того, развитие «Я», потребности «в чувстве значительности», а не просто желание быть в среде сверстников и занимать определенную позицию в социуме (классе, как раз и проявляются в общении.
Если для младшего подросткового возраста характерно общение, связанное с поведением и учением, то для среднего и старшего подростка – вокруг вопросов личности, индивидуальности.
Примером этого может служить один из таких приемов, формирующих социальные барьеры, как осмеяние. Часто взрослые приписывают недостатки окружению, на самом же деле речь идет о потребности подростка в овладении конструктивными способами взаимодействия. Отсутствие позитивного опыта часто приводит к дезаптации.
В основе дезаптации лежит конфликт, а под его влиянием неадекватное реагирование на условия и требования социума в форме тех или иных отклонений в поведении (послушание или бунтарство).
Если родители подростка непостоянны в своих реакциях на его поведение и учение: то хвалят, то, наоборот, бранят и сурово наказывают, не обращая внимания, подросток становится тревожным, озлобленным – он не знает, что делать!
Проблема в том, что подростку необходим взрослый, для того, чтобы научиться быть взрослым! Развитие ответственности за действия и поступки, осознанности начинаются в семье.
Основой является четкое распределение обязанностей (уборка, мытье посуды и другое). Это необходимо решить на семейном совете. Обязанности должны иметь все. Назначьте санкции за нарушение или невыполнение и, главное, выработайте единое требование – это единственный способ повышения ответственности, а также ухода от манипуляции. И не вздумайте перекладывать воспитание на плечи бабушек и близких!
Плохое поведение – это первый признак того, что потребность в «принятии и уважении», «самовыражении» не удовлетворяется.
Слабая успеваемость – это низкая школьная мотивация, которая обусловлена неумением делать выбор и брать на себя ответственность за решения.
Период, когда ребенок становится подростком, сложен не только для него, но и для нас – тех взрослых, которые с ним взаимодействуют.
Неудивительно, что у нас тоже могут возникнуть те или иные трудности во взаимодействии с ними.
Мы с вами рассмотрели сегодня психологические особенности ранней юности. В зависимости от индивидуальных особенностей у подростков могут возникнуть специфические трудности при прохождении подросткового возраста, а наши советы помогут вам в этом.
Советы родителям.
Совет 1. Рассказывайте о том, что вы чувствовали и какие ситуации возникали с ровесниками у вас.
Совет 2. Помните, что физиология тесно связана с психологией
Совет 3. Важно соблюдать режим дня, дозировать как физическую, так и психоэмоциональную нагрузку
Совет 4. Сон должен составить для младших подростков 10-11 часов, для средних и старших подростков – 8-9 часов.
Совет 5. Выполнять уроки следует с 18.00-19.30, начиная с «легких».
Совет 6. На этом этапе развития ребенку жизненно необходимо понимание и поддержка взрослого! Это время «закрепления ценностей» и усвоения позитивного опыта в разрешении проблемных ситуаций.
Совет 7. Подростку необходим взрослый, для того, чтобы научиться быть взрослым! Развитие ответственности за действия и поступки, осознанности начинаются в семье.
Совет 8. В семье должно быть четкое распределение обязанностей (уборка, мытье посуды и другое).
Совет 9. Назначьте санкции за нарушение или невыполнение и, главное, выработайте единое требование
А главное… понимать своего ребёнка!