Надежда Деренг
Подпрограмма по работе с одарёнными детьми «Юный олимпиец»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОДПРОГРАММА индивидуального сопровождения физического развития дошкольников, по работе с одарёнными детьми - "ЮНЫЙ ОЛИМПИЕЦ" (в рамках программы «Одарённые дети»). Составители: старший воспитатель высшей квалификационной категории - Минкина Виолета Игоревна; инструктор по физкультуре – Деренг Надежда Викторовна.
1. Пояснительная записка.
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача каждого дошкольного учреждения. Быть в движении – значит укреплять здоровье.
Публикация «Подпрограмма по работе с одарёнными детьми „Юный олимпиец“» размещена в разделах
- Олимпиада, олимпийские игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
Программа «ЮНЫЙ ОЛИМПИЕЦ» физкультурно-спортивной направленности, составлена на основе «Основной общеобразовательной программы МКДОУ «Детский сад № 36» ИГОСК, с учётом примерной общеобразовательной программы «Детство». Принципиальное отличие программы достигается за счет усложнения содержания игровой и двигательной деятельности, ориентации на двигательную инициативность и соревновательность, активизации лидерских способностей, обогащение физкультурно-оздоровительной среды, осуществление физкультурно-образовательной деятельности с учетом двигательных потребностей одарённого ребёнка.
Программа «ЮНЫЙ ОЛИМПИЕЦ» рассчитана на детей 5-7 лет и предполагает повышение физических возможностей ребенка, увеличение его двигательной активности, развитие психомоторных способностей.
Актуальность -
Лёгкая атлетика, один из основных и наиболее массовых видов спорта, объединяющий ходьбу и бег на различные дистанции, прыжки в длину и высоту, а также различные виды метания. Основой легкой атлетики являются естественные движения человека. Занятия легкой атлетикой способствуют всестороннему физическому развитию, укреплению здоровья детей.
Благодаря занятиям легкой атлетикой ребенок совершенствует двигательные навыки ходьбы, бега, прыжков, преодоления препятствий и т. д., необходимых ему в повседневной жизни. Развивает ловкость, быстроту, силу и выносливость, точность и красоту движений, реализует двигательный потенциал.
Цель Программы:совершенствование двигательной деятельности детей на основе формирования потребности в движениях, содействие гармоничному физическому развитию, обеспечить возможность самореализации одарённой личности в физическом развитии.
Задачи:
Задачи оздоровительного направления:
• формировать правильное отношение детей к занятиям спортом и физической культурой;
• формировать жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья;
• создавать условия для проявления положительных эмоций.
Задачи образовательного направления:
• на основе определения уровня физической подготовленности и состояния здоровья применять индивидуальный подход в физическом развитии и выявлении двигательных интересов каждого ребенка;
• обогащать двигательный опыт дошкольников новыми двигательными действиями;
• содействовать развитию двигательных способностей.
Задачи воспитательного направления:
• формировать устойчивый интерес к занятиям физкультурой и спортом, желание использовать полученные двигательные навыки в самостоятельной деятельности;
• формировать адекватную самооценку личности, нравственное самосознание, мировоззрение, коллективизм, развивать целеустремленность, уверенность, выдержку, самообладание.
• создавать условия для самореализации, участвуя в спортивных мероприятиях ДОУ и города.
2. Новизна Программы.
Программа представляет собой стройную гибкую систему, которая позволит научить ребенка чувствовать свое тело и владеть им, получая от этого удовольствие и радость.
Программа «ЮНЫЙ ОЛИМПИЕЦ» может быть представлены как целостная теоретико-методологическая система, основанная на личностно – деятельностном подходе, направленная на гармоническое развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста.
В программе предусматривается охрана жизни и укрепления здоровья ребенка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, профилактике негативных эмоций, воспитание положительных нравственно-волевых качеств
Использование на занятиях игр-эстафет и командных игр, так же производит большой положительный эффект. Так как данные игры характеризуются совместной деятельностью команд, направленной на достижение общих целей, подчинением личных интересов интересам своей команды, а так же, тем, что от действий каждого игрока зависит победа всей команды. Вследствие этого, дети учатся согласовывать свои действия с действиями своих товарищей, адекватно реагировать на свои победы и победы своих соперников.
Кроме того, характер данной программы обеспечивает реализацию одного из направлений Национальнойобразовательной инициативы «Наша новая школа» - выявление, развитие и поддержка спортивно одаренных детей.
3. Содержание Программы.
Программа «ЮНЫЙ ОЛИМПИЕЦ» адресована воспитателям дошкольных учреждений и инструкторам по физической культуре.
Программа предполагает учёт индивидуальных способностей каждого ребёнка, его возможностей и интересов.
Дети, имеющие психомоторную одаренность, проявляют большую потребность в движениях. Они отличаются достаточно высокими показателями физической подготовленности. У них отмечаются наиболее высокие темпы роста показателей, характеризующих быстроту движений, время двигательной реакции, скорость однократных движений. Они достаточно хорошо приспособлены к скоростно-силовым динамическим действиям, без особых трудностей овладевают новыми, все более сложным по координации, движениями, добиваются определенной точности воспроизведения пространственных, временных и силовых параметров движений. Поэтому на занятиях детям предлагаются наиболее сложные варианты двигательных заданий, направленных на совершенствование двигательных навыков и развития физических качеств.
Данные двигательные задания заключены в:
• ритмической гимнастике;
• силовых упражнениях;
• упражнения на развитие гибкости;
• в развитие основных видов движений.
Ритмическая гимнастика
Ритмическая гимнастика — традиционный вид гимнастики оздоровительно-развивающей направленности, основанный на подчинении двигательных действий задающему ритм и темп музыкальному сопровождению.
Одной из главных особенностей гимнастики являются многократные повторения каждого движения, их сочетаний в связках, сериях и целом потоке — что определяют их аэробный характер, стимулирующий работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем и обеспечивающий нагрузку опорно-двигательного аппарата.
Основу занятий ритмической гимнастки составляют комплексы физических и танцевальных упражнений различной направленности, различные по своему характеру, выполняемые в согласовании и взаимосвязи с музыкой, передавая ее ритм, темп и характер с помощью движений.
Цель гимнастики – развитие координационных способностей, выразительности движений, чувства ритма, активизация музыкального восприятия через движения. Кроме того, во время ритмической гимнастки идет одновременное развитие физических качеств и формирование базы эстетических движений тела и его звеньев.
Упражнения ритмической гимнастикой обеспечивают решение следующих взаимосвязанных задач:
• повышение интереса к занятиям физическими упражнениями через игровую деятельность;
• создание разнообразной базы движений и жестов;
• формирование выразительности движений;
• развитие двигательного воображения и творческой фантазии;
• развитие музыкального слуха и чувства ритма ребенка.
Упражнения ритмической гимнастикой используются в вводной части занятия, в качестве двигательной разминки в течение 7-8минут. Один комплекс рассчитан на 4-5 занятий.
Силовые упражнения
Сила – степень напряжения мышц при их сокращении.
Развитие силы мышц достигается благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком и др.); использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы (прыжки, преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях).
Преимущественное внимание уделяется мышцам-разгибателям.
В занятие включаются 5-6 упражнений силового характера.
Упражнения на развитие гибкости
Гибкость - способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении.
Гибкость зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также эластичности мышц, развивается при выполнении физических упражнений с большой амплитудой, в частности общеразвивающих.
Воспитание гибкости создает благоприятные предпосылки для совершенствования других психофизических качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости.
Одним из основных средств воспитания гибкости являются упражнения статического характера. 5-6 таких упражнений обязательно включаются в каждое занятие.
Основные виды движений
Одарённые дети имеют достаточно высокий уровень развития двигательных качеств. Задача инструктора в процессе занятий - расширить диапазон двигательных способностей дошкольников в основных видах движений, довести до автоматизма технику их выполнения, повысить показатели выполнения основных нормативов.
Разнообразие основных движений и их вариантов, включение в занятия комплексов ритмической гимнастики, силовых упражнений и упражнений на развитие гибкости дает возможность развивать и совершенствовать быстроту, ловкость, силу, выносливость, гибкость, что дает положительный результат на развитие психомоторных способностей дошкольников.
Задачи обучения детей 5-6 лет:
1) знакомить детей с видами спорта;
2) совершенствовать основные виды движений – бег, прыжки, метание;
3) учить детей владеть мячом, не бояться мяча;
4) создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера, терпение и выносливость;
5) учить выполнять простейшие требования безопасности на тренировках;
6) учить правильно оценивать свои возможности в соревновательной и игровой ситуации.
Задачи обучения детей 6-7 лет:
1) расширять представления детей о видах спорта;
2) добиваться выполнения нормативов по общей физической подготовке выше уровня своих сверстников;
3) совершенствовать умение детей владеть мячом;
4) способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, способствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей;
5) формировать умение достигать положительных результатов, работать в команде, ориентироваться на партнеров по игре;
6) учить распределять свои усилия, действовать рационально и целесообразно планируемому результату.
Содержание программы «ЮНЫЙ ОЛИМПИЕЦ» содержит План работы, критерии диагностики иметодические разработки.
4. План работы с одарёнными детьми по физическому развитию.
(см. План работы с одарёнными детьми, по физическому развитию, поМКДОУ «Детский сад № 36» ИГОСК на 2018 – 2019 уч. г., в приложении № 1).
5. Индивидуальное сопровождение одарённых детей по физическому развитию.
(см. Банк данных по,МКДОУ «Детский сад № 36» ИГОСКодарённых детей в художественно - эстетическом направлении, в приложении № 2).
Основной формой работы с одаренными детьми являются занятия по физической культуре.
(см. Формы работы с одарёнными детьми, в приложении № 3).
6. Методический инструментарий Программы.
Метод - система действий инструктора в процессе обучения движениям в зависимости от содержания учебного процесса, конкретных задач и условий обучения.
• Словесные методы – методы, направленные на обращение к сознанию детей, помогают осмысленно поставить перед ребенком двигательную задачу, раскрывает содержание и структуру движения (объяснения, пояснения, указания, подача команд, сигналов, вопросы, словесные инструкции и др.).
• Наглядные методы – методы, направленные насоздание зрительных представлений о движении - (наглядно-зрительные приемы, показ физических упражнений, использование наглядных пособий и др.).
• Практические методы – методы, закрепляющие на практике знания, умения и навыки основных движений (повторение упражнений без изменения и с изменениями, проведение упражнений в игровой форме, проведение упражнений в соревновательной форме и др.).
• Игровые методы – методы, активизирующие внимание, улучшающие эмоциональное состояние воспитанников. Дети забывают об усталости, продолжают заниматься с желанием и интересом. Овладевая техникой изучаемого вида легкой атлетики, воспитанники совершенствуют свою координацию.
Программой предполагается использование разнообразных методов, приёмов и здоровье сберегающих технологий. Программа опирается на следующие принципы–
- Принцип систематичности – суть принципа раскрывается в чередовании нагрузки и отдыха.
- Принцип индивидуальности – предполагает учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
- Принцип развивающей направленности – при обучении движениям учитывается «зона ближайшего развития», т. е. предлагаемые упражнения направлены не на имеющийся в данный момент у детей уровень умений и навыков, а опережает его.
- Принцип воспитывающей направленности – в процессе которого решаются воспитательные задачи (воспитание настойчивости, смелости, выдержки, нравственно-волевых качеств).
- Принцип оздоровительной направленности – специфический принцип физического воспитания – предполагает укрепление здоровья средствами физических упражнений, физические нагрузки должны быть адекватны возрасту и уровню физического развития и здоровья детей, сочетать двигательную активность с обще доступными закаливающими процедурами, включая в комплексы физических упражнений элементы дыхательной гимнастики.
- Принцип сознательности – основополагающий принцип обучения движениям. Он направлен на понимание детьми сути производимого ими того или иного движения.
- Принцип наглядности - заключается в создании у ребенка при помощи различных органов чувств, представления о движении.
- Принцип доступности – предусматривает обучение с учетом возрастных, половых особенностей и индивидуальных различий, уровня их физической подготовленности. Одним из основных различий, уровня их является преемственность и постепенность усложнения физических упражнений. Каждое новое движение следует предлагать последостаточно прочного усвоения сходного с ним, но более простого. Обучение надо вести в несколько замедленном действии.
Для реализации программы сопровождения физически одаренных детей предусмотрено создание «физкультурного уголка группы», где должны быть в наличии самые разнообразный физ. инвентарь и пособия для занятий двигательной деятельностью детей.
7. Методическое обеспечение.
Эта образовательная программа, «ЮНЫЙ ОЛИМПИЕЦ», обеспечена методическими пособиями:
• методическая литература;
• разработанные конспекты занятий, по месяцам, в соответствии с реализуемой Рабочей программой по образовательной области «Физическое развитие», разделу «Двигательная деятельность».
• картотека с подвижными играми;
• аудиозаписи для комплексов ритмической гимнастки;
• иллюстрации по видам спорта
• физкультурный инвентарь и оборудование.
8. Показатели физического развития детей в двигательной деятельности.
Особенность психомоторной одаренности в дошкольном возрасте требует специального подхода к ее диагностики. Важно выявить не физическую подготовленность детей, а действительные психомоторные способности (совокупность свойств и качеств) как важную составляющую в структуре психомоторной одаренности. На первое место здесь выступают способности в психокоординации, позволяющие ребенку экономно и полноценно использовать резервные силы организма в управлении движениями.
Так же уровень развитие психомоторных способностей определяется по следующим параметрам:
• статическая координация на ограниченной площади опоры;
• динамическая координация на ограниченной площади опоры;
• способность быстро реагировать, выполнять одиночное движение (природная быстрота реагирования);
• способность выполнять действия, требующие ориентировки тела в пространстве;
• способность воспринимать и запоминать собственные движения, воспроизводить и создавать новые (состояние психомоторной памяти);
• кондиционные способности детей, обеспечивающие физическую подготовленность;
• мотивационная готовность ребенка к двигательной активности;
• развитие гибкости;
• силовые способности.
(см. Диагностические задания, по физическому развитию старших дошкольников,
в приложении № 4).
9. Ожидаемые результаты Программы.
1. Разносторонняя и повышенная физическая подготовленность дошкольников (спортивная выносливость, ловкость, быстрота, гибкость, подвижность).
2. Сформированность начальных организационно-методических умений, необходимых для самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом, организационных навыков.
3. Умение взаимодействовать с партнерами в игровых и соревновательных ситуациях, высокоразвитые волевые и моральные качества личности.
4. Снижение показателей заболеваемости дошкольников, увеличение показателя индекса здоровья.
Реализуя данную программу, были достигнуты следующие результаты:
• Дети активно стали участвовать в конкурсном движении и спортивных мероприятиях как ДОУ, так и города, и достигают высоких результатов.
• Работа проводится совместно с родителями.
• Налажена совместная работа с инструктором по физ. воспитанию и педагогами групп.
• Оформлены «портфолио» одарённых детей, которые в будущем будут пополняться.
10. Методическая работа с родителями и педагогами МКДОУ,
по направлению Программы.
(см. Консультацию для родителей «Физическое воспитание ребенка в ДОУ и в семье».
в приложении № 5);
Список литературы.
1. Вавилова Е. Н. Учите детей бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя дет. сада – М. : Просвещение, 1983.
2. Фомина Н. А. Сюжетно-игровая ритмическая гимнастика. Методические рекоменда-ции к программе по физическому воспитанию дошкольников. – М. : Баласс, Изд. Дом РАО, 2005.
3. Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе: (Из опыта работы) / Э. И. Адашкявичене, Л. В. Карманова, Л. М. Коровина и др. : Под ред. А. В. Кенеман и др. – М. : Просвещение, 1980.
4. Хухлаева Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. – М. : Просвещение, 1984.
5. Шебеко В. Н., Ермак Н. Н., Шишкина В. А. – Физическое воспитание дошкольников. – М. :1999.
6. Яковлева Л. В., Юдина Р. А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : ВЛАДОС, 2003.
(см. Консультацию для педагогов МКДОУ, – «Взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей» в приложении № 6).