Мухина Маргарита
Подход к составлению образовательного маршрута для ребенка 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Старшая группа МБДОУ «Детский сад № 196» осуществляет свою работу по образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Индивидуальный образовательный маршрут составлен на воспитанника старшей дошкольной группы Глеба В., 5,5 лет. Глеб воспитывается в условно полной семье, второй ребенок по счету. При нахождении в семье преимущественно с ребенком занимается отец, также есть старшая сестра. Большую часть времени мальчик проводит с бабушкой.
Публикация «Подход к составлению образовательного маршрута для ребенка 5–6 лет» размещена в разделах
Индивидуальный образовательный маршрут составлялся с учетом результатов мониторинга и выводов, сделанных по результатам педагогической диагностики. Для педагогической диагностики были использованы следующие методы:
• результат мониторинга образовательного процесса
• наблюдение за поведением ребенка в разных видах деятельности (общение со взрослыми и со сверстниками, игра, детский труд и самообслуживание, изобразительная и конструктивная деятельность)
• изучение продуктов деятельности ребенка
• свободная беседа с ребенком
• оценка гиперактивности ребенка (Бейкер, М. Алворд)
• критерии агрессивности ребенка (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М., 1992)
• методика «Кактус» (М. А. Панфилова)
• анкетирование родителей
Наблюдение осуществлялось повседневно, во всех образовательных ситуациях, в естественно возникающих ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него, общения ребенка с отцом и бабушкой.
По результатам мониторинга выявлено, что у Глеба имеются проблемы в речевом, художественно-эстетическом и физическом развитии. Наиболее существенные проблемы ребенок имеет в социально-коммуникативном развитии, большинство критериев имеет низкий уровень сформированности ЗУНов.
Проявление шести критериев по Бейкеру наблюдается у Глеба на протяжении длительного периода, что позволяет предположить о наличии гиперактивности у ребенка. Также был проведен тест для диагностики личности ребенка «Кактус», цель которой - выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности. Данная методика показала наличие у ребенка агрессии, а также такие черты, как импульсивность, неуверенность, стремление ребенка к одиночеству. Анкетирование по Лаврентьевой и Титаренко также выявило наличие агрессивного поведения у воспитанника. У ребенка 12 баллов по критериям агрессивности, что соответствует, по данной методике, среднему уровню агрессивности.
Анкетирование родителей с целью выявления особенностей поведения ребенка дома, взаимоотношений с близкими людьми также показало, что ребенок имеет трудности в общении с матерью, часто конфликтует с сестрой. Со слов бабушки, мать воспитанием Глеба не занимается, на протяжении пребывания ребенка в ДОУ она ни разу не выходила на контакт с воспитателями, не стремилась к взаимодействию с садом в реализации воспитательно-образовательной деятельности. Более комфортно воспитанник чувствует себя вне дома, у бабушки.
ИОМ будет осуществляться в виде групповых форм и индивидуальных занятий.
Индивидуальные занятия по развитию речи, физическому развитию будут проходить ежедневно в ходе режимных моментов и специально организованной деятельности.