Сусанна Алябьева
Подгрупповое логопедическое занятие «Волшебный песок»
▼ Скачать + Заказать документы
Подгрупповое логопедическое занятие «Волшебный песок»
(автоматизация звука [Л]. Буква Л)
в подготовительной группе
с использованием методики sand-play
(песочная игротерапия)
Алябьева С. С.
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад № 3 «Солнышко»
Цель: автоматизация звука [Л] в речи.
Коррекционно-образовательные задачи:
Публикация «Подгрупповое логопедическое занятие „Волшебный песок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
• Повторение артикуляторного и акустического образа звука [л], начертания буквы Л.
• Автоматизация изолированного звука [л], в словах и предложениях с ним, в связной речи с помощью мнемотаблицы;
• Совершенствование навыка звуко-слогового анализа слов;
• Профилактика нарушений письменной речи.
Коррекционно-развивающие задачи:
• Развитие общих речевых навыков;
• Развитие словаря, грамматического строя речи;
• Развитие зрительного внимания и восприятия;
• Развитие речевого слуха и фонематического восприятия;
• Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики, тактильных ощущений;
• Развитие творческого мышления и воображения.
Коррекционно-воспитательные задачи:
• Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед : Ребята, сегодня вас ждет интересное и необычное занятие. А необычное оно потому, что в гости к нам пришла собачка. Зовут ее Лола. Когда она узнала, что тема нашего сегодняшнего занятия –ее самый любимый звук [Л], оставила все свои дела и прибежала к нам. Она хочет побольше узнать о своем любимом звуке. А еще она подготовила для вас интересные задания.
2. Характеристика звука [Л]
Логопед : Расскажем Лоле о ее любимом звуке? Давайте посмотрим на Звуковичка звука [Л].
Какого цвета у него костюмчик (Синий). Правильно. А какие звуки мы обозначаем синим цветом? (согласные твердые). Посмотрите, на костюмчике Звуковичка еще нарисован звоночек. Что это значит (звук звонкий). Молодцы! Спасибо Звуковичку за помощь. Теперь Лола знает, что звук [Л]- согласный, твердый и звонкий.
3. Артикуляция звука [Л].
Логопед : А теперь, давайте расскажем и покажем Лоле, как правильно произносится этот звук (ответы детей по схеме)
Губы и зубы приоткрыты, язык упирается в верхние зубы. А воздушная струя теплая или холодная? Давайте проверим: поднесите ладошку ко рту и произнесите звук [Л] (дети отвечают, что воздушная струя теплая). Именно поэтому на схеме и нарисовано солнышко. Давайте почувствуем, как работает наш голосок. Положите свою ладонь на горло и еще раз произнесите звук [Л]. Почувствовали, как вибрирует ваше горло? Это значит, что ваши голосовые связки работают. Поэтому на схеме они нарисованы открытыми.
А на что похож звук [Л]?
Дети: на гудок парохода.
4. Артикуляционная гимнастика для звука [Л]
Логопед : Молодцы! Давайте выполним с вами артикуляционную гимнастику для звука [Л], а потом погудим, как пароходики.
А выполнить некоторые упражнения нам поможет наш помощник - песок.
Упражнение «Заборчик»
Улыбается щенок,
Зубки напоказ.
Я бы точно так же смог,
Вот, смотри. Сейчас.
«Лопатка»
Устала собачка и дышит устало.
И даже за кошкою бегать не стала.
Широкий язык отдохнет, полежит-
И снова собачка за кошкой бежит
«Качели»
Выше дуба, выше ели
На качелях мы взлетели.
А скажите, вы б сумели
Язычком «качать качели»?
«Месим тесто»
Логопед : Ребята, при выполнении этого упражнения, мы будем использовать песок.
«Месим тесто»
Когда верхняя губа «пошлепывает» язык-хлопаем ладошками по песку, когда «режем» тесто ножами (кусаем язык зубами) - бьем ребрами руки по песку, когда раскатываем тесто скалкой (протягиваем язык через зубы) - пальцами, в виде расчески, водим по песку.
5. Закрепление изолированного звука [Л]
Логопед : Вы большие молодцы! Помните, мы говорили, что звук [Л] похож на гудок парохода? Возьмите у себя на столе фигурки пароходиков и представьте, что песок-это море и наш пароход «плывет» от одного берега к другому. При этом озвучиваем гудок парохода сначала тихо: «ЛЛЛ…», затем громче: «ЛЛЛ…».
6. Игра «Выбери задание»
Логопед : Лола предлагает нам поиграть в такую игру: каждый из вас, по одному, подходит к чаше с песком и ищет в ней шарик с номером задания. Какой номерок вы вытяните, то задание мы и будем выполнять.
(дети вытягиваю шарики с номерками из чаши с песком)
Задание № 1
«Подарок для Лолы»
Логопед : Ребята, собачка Лола очень любит получать подарки, в названии которых есть звук [Л]. Давайте рассмотрим картинки и выберем, какие подарки мы положим в корзинку Лоле, а каким она рада не будет.
Но, ребята, вы должны не просто выбрать слово со звуком [Л], но и определить место звука в слове: в начале, в середине или в конце слова он находится.
Слова: ландыш, велосипед, пенал, мороженое, машина.
Задание № 2
Логоритмика Е. Железновой «Я хочу построить дом»
Логопед : Ребята, а сейчас мы споем и станцуем Лоле нашу любимую песенку «Я хочу построить дом»
Я хочу построить дом,
Чтоб окошко было в нем,
Чтоб у дома дверь была,
Рядом чтоб сосна росла,
Чтоб вокруг забор стоял,
Пес ворота охранял,
Чтоб на травке жил жучок,
Бегал быстрый паучок.
Солнце было, дождик шел,
Чтоб тюльпан в саду расцвел,
Чтоб флажок на доме был,
А за домом ёжик жил.
Молодцы! Лоле очень понравилось. Рассаживайтесь за свои столы.
Задание № 3 «Буква Л»
Логопед : Ребята, давайте по этой схеме расскажем Лоле, какие отличия существуют между звуком и буквой? Рассмотрим с вами эту схему (ответы детей по схеме)
Логопед : У каждого из вас на столе лежат листочки с заданием. Попробуйте соединить карандашом по точкам печатную букву Л (выполняют)
Логопед : Теперь подвиньте к себе подносы с песком и, своим указательным пальцем, напечатайте букву Л на песке.
Задание № 4 «Заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы»
Логопед : Ребята, я сейчас вам прочту короткое стихотворение. Послушайте его внимательно.
Положил Алешка
Желуди в лукошко.
Желуди со шляпками
Для белочки с бельчатами.
Логопед : О ком и о чем это стихотворение? А теперь, мы попробуем запомнить это стихотворение с помощью картинок. (Логопед вывешивает картинки на магнитную доску.)
Логопед : еще раз я вам прочту стихотворение, но уже с помощью таблицы (повторение)
Логопед : Давайте попробуем хором повторить стихотворение. При этом, вы смотрите на картинки, которые вам в этом помогут. Не забывайте, что мы правильно произносим звук [Л] во всех словах нашего стихотворения (повторение хором, опираясь на схему).
Запомнили, в какой последовательности были расположены картинки? Теперь я их убираю. Посмотрите, у каждого на столе лежат точно такие же маленькие картинки, Попробуйте выложить их в том порядке, в котором мы с вами заучивали стихотворение, а затем, рассказать его, опираясь на свою схему.
(дети выкладывают и рассказывают)
7. Подведение итогов занятия.
Логопед : Молодцы, ребята! Наше занятие подходит к концу. Напомните, о каком звуке мы сегодня говорили? Какую букву печатали на бумаге и песке? Какие задания понравились больше? (ответы детей)
Логопед : Молодцы! На память о нашем сегодняшнем занятии, Лола дарит вам эти пароходы. Спасибо вам. До свидания!