Горбунова Ирина Владимировна
Подгрупповое логопедическое занятие для детей с ОНР III уровня по теме «Птицы» с использованием нетрадиционных техник
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: активизация и расширение словаря по теме.
Задачи:
1) коррекционно-образовательные:
- актуализировать пассивный словарь;
- закрепить знания о птицах, их внешнем виде;
- упражняться в умении образовать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
- расширять глагольную лексику словаря по теме “Птицы”;
- формировать умение образовывать притяжательные прилагательные;
2) коррекционно-развивающие:
- развивать плавное дыхание;
- развивать психические функции – восприятие, внимание, память, мышление;
- формировать фонематические процессы;
Публикация «Подгрупповое логопедическое занятие для детей с ОНР III уровня по теме „Птицы“ с использованием нетрадиционных техник» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;
3) коррекционно-воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к занятиям, эстетические чувства;
Оборудование: зеркала, предметные картинки, клей-карандаш, тарелочки с пшеном, птички на веревочках, музыкальный проигрыватель.
Ход урока:
I. Организационный момент.
1. Психогимнастика. (Воспитание положительного отношения к занятию)
- Доброе утро дети! (Включаю запись пения птиц в лесу).
Птица села на окошко -
Пощебечет там немножко.
Утром песенку споет
Радость, красоту несет!
2. Артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционного аппарата)
Детям предлагается выполнить артикуляционную гимнастику “Клювик”.
(Каждый ребенок выполняет упражнение глядя на себя в зеркало.)
«Клювик»
У птички клювик
очень колкий
И тонкий, острый, как иголка.
Взгляни-ка рядом
на страницу:
Мой язычок — как
клюв у птицы.
(Широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3—5 секунд. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.)
Представим что наш язычок это птенчик, и сделаем так, как будто бы он вылезает из своего гнёздышка. Сначала он смотрит вверх (поднимаем язык наверх), теперь вниз (опускаем язычок, вправо, а теперь влево (выполняем движения язычком несколько раз).
3. Упражнение на дыхание. (Развитие плавного речевого дыхания)
У каждого на столе лежит птичка (воробей, сделанная из тонкого картона, к которой привязана нитка.
Ребята, вы уже, наверное, догадались, что сегодня мы будем разговаривать с вами о птицах. Для начала скажите мне, как они передвигаются? Правильно, они летают и в этом им помогают крылья. К каждому из вас в гости заглянули птички. Кто знает, как они называются? Но, к сожалению, они не умеют летать. Давайте им в этом поможем. Возьмемся правой рукой за кончик веревки, преподнесём птичку ближе к ротику и подуем на нее. Воздух набираем носиком, а выдыхать будем плавно ртом. (Выполняем упражнение несколько раз).
Молодцы! Помогли птичкам полетать. Теперь им необходимо отдохнуть. (Дети кладут птичек на парты).
II. Основная часть
1. Развитие словаря, зрительного восприятия
А сейчас мы с вами поиграем, я буду загадывать вам загадки, а вы попробуете их отгадать. (На каждую отгадку вывешиваю на доску картинку с изображением птицы.)
1. Разносчик добрых он вестей –
Несёт родителям детей.
И, судя по всему, смекалист:
Устроился отлично (аист)
2. Буян-мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает (воробей)
3. Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением … (ворона)
4. Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит (дятел)
Посмотрите ребят, сколько птичек к нам прилетело. И аист, и ворона, и воробей и даже дятел. А каких птичек вы еще знаете? (выслушиваю варианты детей).
Ребята, рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела. Отвечаем полным предложением.
(У птиц есть голова. У птиц есть два крыла. У птиц есть две лапы. У птиц есть хвост. У птиц есть клюв.)
Чем покрыто тело птиц? (Тело птиц покрыто перьями.)
2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Игра «Назови ласково».
Сейчас мы с вами попробуем назвать части тела птиц ласково.
Голова – ___, хвост___, лапы___, клюв- ___,
крыло___, перо.
Молодцы!
3. Подбор глаголов к существительному
Вы мне уже говорили в начале занятия, что птицы летают, а что еще они делают? (ходят, прыгают, скачут, едят, поют, щебечут, садятся, клюют).
4. Развитие мелкой моторики.
А кто-нибудь из вас кормил птичек? Чем? (хлебом, семечками, пшеном).
Мы с вами сейчас тоже попробуем покормить птичек пшеном. (Раздаю каждому ребенку картинку с изображением голубя, и небольшую тарелочку с пшеном.) Посмотрите на свои картинки. Кто еще прилетел к нам в гости? Пока они к нам летели, они очень устали и проголодались. Для того чтобы их покормить, возьмите клей карандаш и проведите линию слева от голубя, а теперь пока клей не высох, попробуем посыпать на это место пшеном. (Слежу за выполнением задания и техникой безопасности. Зачитываю отрывок из стихотворения Александра Яшина «Покормите птиц зимой»(1964г.).
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Молодцы. Теперь наши птички довольны.
5. Развитие словаря прилагательных.
Д/и “Чей домик?”.
У каждой птички есть свой домик. Вы когда-нибудь видели их домики? Из чего вьют гнезда грачи? Из чего лепит гнездо ласточка? Из чего лепит гнездо скворец? (Скворец селится в домике, который построили люди, и там вьёт гнездо из веточек)
(по мере ответов детей выставляю соответствующие гнезда, затем перемешиваю и предлагаю найти гнездо соответствующее каждой птице. Дети называют гнезда, используя притяжательные прилагательные).
6. Пальчиковая гимнастика.
А теперь, поиграем нашими пальчиками.
Десять птичек стайка.
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек – стайка. (Хлопаем в ладоши)
Эта птичка – соловей, (Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с мизинца)
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка, (Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с мизинца)
Серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан. (Держим большой палец левой руки)
Птички, птички – по домам! (Машем ручками, как крылышками)
III. Итог.
- О ком мы с вами сегодня говорили на занятии?
- Вам понравилось занятие?
- Что понравилось больше всего?
- Что было трудно выполнять?
А теперь встаем со стульчики. Задвигаем их и полетим в группу как настоящие птички. Ручки развили в сторону, встали на носочки, и плавно полетели.