Юлия Алаторцева
Подгрупповое итоговое логопедическое занятие «Весенняя звуковая полянка» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Составила и провела: учитель - логопед
Алаторцева Ю. Е
Задачи:
Корркционно – образовательные:
- закреплять знания по лексической теме «Весна» и ее признаках;
- закреплять навык правильного произношения звуков : [р], [л], [ш], [ж], [з], [с] в словах, предложениях;
- закреплять умение образовывать множественное число существительных;
- совершенствовать лексико – грамматический строй речи;
- расширять, уточнять и активизировать словарь.
Коррекционно – развивающие:
Публикация «Подгрупповое итоговое логопедическое занятие „Весенняя звуковая полянка“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
- развивать фонематический слух, внимание и восприятие, дыхание, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно – воспитательная:
- воспитывать внимательное, дружелюбное отношение в коллективе, эмоциональную отзывчивость;
- формировать самоконтроль за речью.
Оборудование:
Магнитная доска; ящик с камешками; мелкие предметы; изображение большого солнца с лучами; маленькие солнышки для каждого ребенка; разноцветные скрепки; картинки с предметами времен года; «солнечные зайчики» с изображение ручейка, ласточки, жука, сосульки, шмеля, зайца.
1. Вводная часть
Дети входят в группу, встают полукругом.
Логопед :
Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг,
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг.
День сегодня необычный,
Удивить хочу я вас:
В путешествие большое
Мы отправимся сейчас.
Логопед : И я приглашаю вас отправиться на весеннюю звуковую поляну. Отправляемся мы вот по этой тропинке. Но, что это? Это зима нас не пускает, засыпала тропинку снежинками. Давайте соберем снежинки и придумаем красивые слова о весне.
Дети: Солнечная, ласковая, веселая, с капелью, тающая.
Логопед : Снежинки лежали у нас на ладошке, но совсем не растаяли. Давайте позовем солнышко.
Солнышко - солнышко
Красное колоколнышко.
Выйди поскорее,
Будь к нам подобрее.
2. Основная часть
Логопед :
Посмотрите, весеннее яркое солнце радостно светит нам. А вокруг него признаки разных времен года. Какие времена года вы знаете?
Максим: Зима, весна, лето, осень.
Логопед : Давайте назовем и оставим только признаки весны.
Дети: Солнце ярко светит. Снег тает. Бегут ручьи. Птицы прилетают с юга. Набухают на деревьях почки. Появляются первые цветы.
Логопед :
На этой полянке солнце рассыпало свои «солнечные зайчики».
Если день солнечный, направляю зеркальце на желтые пятнышки на ковре.
Ребята эти «солнечные зайчики» уже поиграли, порезвились на полянке и хотят вернуться к солнцу, но чтобы их вернуть, надо выполнить все задания, которые они для нас приготовили. Но сначала нам надо размяться. Давайте сделаем массаж лица и шеи.
Самомассаж лица и шеи
Ручки растираем и разогреваем, Дети растирают ладони и хлопают.
И лицо теплом мы умываем. Разогретыми ладонями проводят
по лицу сверху вниз.
Грабельки сгребают все плохие мысли, Делают граблеобразные движения
пальцами от середины лба к вискам.
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро, Растирают ушные раковины по
краю снизу вверх и сверху вниз.
Тянем вниз за мочки, Оттягивают мочки ушей вниз.
А потом уходим пальцами на щечки. Пальцами «перебегают» на щеки.
Щечки разминаем, Указательным, средним и безымянными
пальцами делают круговые движения по щекам.
А потом от носа мы к губам стекаем. Делают спиралевидные движения
средними пальцами от крыльев
носа к уголкам рта по носогубным складкам.
Губки пожуем мы, шарики надуем Покусывают нижнюю губу верхними
зубами и наоборот; надувают щеки и похлопывают
по ним так, чтобы губы удерживали воздух.
И губами вправо-влево потанцуем. Указательные пальцы кладут на губы
параллельно друг другу и двигают ими навстречу друг другу.
Тянем подбородок и его щипаем, Разминают подбородок, оттягивают
его вниз: пощипывают нижнюю челюсть
от подбородка к ушам.
А потом по шейке ручками стекаем. Поглаживают шею всей ладонью
от нижней челюсти к ключицам; середина шеи
проходит между большими и остальными пальцами.
Дети садятся за столы.
Логопед : Карина возьми "солнечного зайчика" с изображением ручейка. Что изображено на этом «солнечном зайчике?»
Карина: На солнечном зайчике изображен ручеек.
Логопед : Какой первый звук в слове «ручеек»?
Сергей: Первый звук в слове ручеек – звук [р].
Логопед : Какой это трудный звук! Что вы можете сказать о звуке [р]?
Если дети затрудняются с ответом, я задаю наводящие вопросы: «он гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой»?
А теперь, давайте с вами посмотрим задание и поиграем, приготовьте свои ладони, и хлопните, когда услышите звук [р] : «Р, л, р, ва, ро, лу, лампа, венок, рама». Дети выполняют задание.
Чтобы этот трудный звук получался у нас хорошо надо подготовиться.
Артикуляционная гимнастика «Сказка о Язычке»
Детям раздаются зеркала.
Логопед :
Жил - был Язычок в домике - ротике. Зимой Язычок очень подолгу лежал в своей постельке. А весенним солнечным деньком Язычок просыпается, моет круглое окошко - губы.
Дети выполняют упражнение «Окошко – закрывают и открывают рот.
После этого Язычок выглядывает из окошка и прячется, уж очень ярко светит весеннее солнышко!
Язычок надевает солнечные очки, смело смотрит вверх на солнышко, вниз – на землю.
Выполняют упражнение «Качели» - рот широко открыт, поднимают язык вверх и кладут его на верхнюю губу, затем на нижнюю губу.
Мимо скачет лошадка, и язычок цокает вместе с ней.
Выполняют упражнение «Лошадка» - цокают языком.
После этого язычок показывает, как дует весенний ветерок.
Выполняют дыхательное упражнение «ветерок» - вытягивают губы вперед и медленно выдыхают воздух.
Логопед прикрепляет первый «солнечный зайчик» на лучик солнышка.
Логопед : Кристина возьми "зайчика" с изображением ласточки. Ребенок берет «солнечного зайчика», на котором изображена ласточка.
Что изображено на этом «солнечном зайчике»?
Кристина: На этом "солнечном зайчике" изображена ласточка.
Логопед : Какой первый звук в слове «ласточка»?
Полина: В слове ласточка первый звук [л].
Логопед : Как правильно произносить звук [л]?
Дети отвечают. Если они затрудняются с ответом, я подсказываю: «губы тянутся вперед или улыбаются? Зубки открыты или закрыты? Язычок вверху или внизу?»
Тонкий кончик язычка
Вверх, в зубы упирается.
По бокам от языка
Воздух пробирается.
И получится певучий,
Плавный, ласковый и звучный: «л-л-л…».
Сейчас посмотрим, какое задание приготовил второй «солнечный зайчик».
Перевернув «солнечный зайчик», дети узнают задание.
Доскажите словечко в стихах-загадках.
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке … (лапу).
Михаил играл в футбол,
И забил в ворота … (гол).
А возле этой елки
Бродили злые … (волки).
Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось … (мыло).
Логопед прикрепляет «солнечного зайчика» на один из лучиков солнышка.
Логопед : Влад принеси пожалуйста "зайчика", на котором изображен шмель.
Ребенок приносит третьего «солнечного зайчик», на котором изображен шмель.
Какой первый звук в слове «шмель»?
Дима Е: В слове шмель первый звук [ш].
Логопед : Придумайте слова, чтобы звук [ш] встречался в середине слова.
Дети: Кошка, мышка, сушка, катушка.
Логопед : А теперь, чтобы звук [ш] встречался вначале слова.
Дети: Шишка, шарф, шум, шторм.
Логопед : Этот «солнечный зайчик» тоже знает много слов, но он их пока спрятал. Вы должны найти предметы в мелких камешках на ощупь и определить что это. А в словах звук [ш] выделите голосом. Начните свой ответ со слов: «Я нашел …».
Слова: «машинка», «мышка», «матрешка», «кошка», «лошадка», «карандаш», «лягушка».
Дети: Я нашел шшшарик.
Я нашел машшшинку.
Логопед прикрепляет "солнечного зайчика" к свободному лучику.
Логопед : Возьми Влад "зайчика", на котором изображен жук.
Ребенок приносит четвертого «солнечный зайчик» с изображением жука.
Логопед : Что изображено на этом «солнечном зайчике»?
Влад: На «солнечном зайчике» изображен жук.
Логопед : Какой первый звук в слове жук?
Максим: В слове жук первый звук [ж].
Логопед : Какой это звук [ж]?
Диана: Звук [ж] - согласный, твердый.
Логопед : «Солнечный зайчик» хочет с нами поиграть в игру.
Игра «Один – пять»
Дети меняют форму слов "жук, еж, нож, жаба, этаж, гараж, лужа, желудь" в соответствии с числительными. Например: «Один жук, два жука, три жука, четыре жука, пять жуков».
Логопед : Давайте вспомним стихотворение о жуке и поиграем.
Физминутка «Жук»
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке,
Жу-жу-жу – я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.
Понюхайте, как они пахнут!
Ваши носики в пыльце, давайте сдуем ее сноса.
Дыхательная гимнастика.
Логопед возвращает «солнечного зайчика» на солнышко.
Логопед : Возьми Дима "солнечного зайчика".
Ребенок приносит следующего «солнечного зайчика».
А это непростой "солнечный зайчик", а зайчик - повторяйчик. И он просит вас повторить чистоговорки со своими любимым звуком. Вы наверное догадались, какой звук любимый у него?
Логопед :
За - за - за - закрывай глаза. (юла)
Зо - зо - зо - видел золотой узор? (юла)
Зу - зу - зу - зуб болит внизу. (барабан)
Зю - зю - зю - ели мы изюм. (юла)
Зы - зы - зы - не показывай язык. (барабан)
Зя - зя - зя - нам болеть нельзя! (барабан)
Дети повторяют за педагогом.
Логопед : И вот остался на полянке последний «солнечный зайчик» с изображением сосульки.
Выделите голосом звук [с].
Дети: Сссосссулька.
Логопед : Произнеси Полина протяжно этот звук.
Полина: С-с-с-с-с.
Логопед : А почему весной так много сосулек?
Влад: Солнышко светит ярко и тает снег.
Логопед : Вот все «солнечные зайчики» собрались вокруг солнышка, и картинки на них опять напомнили нам, что наступила весна.
Логопед прикрепляет последнего «солнечного зайчика» к солнышку.
Логопед : А у вас на столах лежит свое солнышко и разноцветные скрепки, надо сделать свое солнышко таким же лучистым, как у меня с помощью скрепок.
Дети выполняют задание.
Мы знаем, что много есть звуков на свете :
Шептанье деревьев и плеск у волны.
Бывают и звуки речи -
Мы точно их знать все должны.
Дети: Ссссс, зззззз, шшшш, жжжжж, ллллл, ррррр.
3. Заключительная часть
Логопед : Ребята, вы сегодня очень хорошо выполнили все задания. Вы очень внимательные и старательные. Думаю, что вы порадовали не только меня, но и наших гостей. Спасибо вам большое! На память о нашем занятии я хочу сделать вам маленькие подарки.
Дети получают подарки воздушные шары с символами звуков.