Елена Кондобарова
Подгрупповая НОД по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности «Путешествие в сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в сказку».
Цель. Создавать предпосылки к обучению детей-логопатов грамоте.
Задачи:
• Совершенствовать умение различать гласные буквы среди согласных и согласные среди гласных букв.
• Совершенствовать умение связно и логично излагать свои мысли.
• Упражнять в определении местоположения заданного звука в словах,
в чтении слов, состоящих из 1-2 слогов.
• Упражнять в конструировании букв из различных материалов.
• Развивать и закреплять навыки звукового анализа и синтеза слогов и слов.
• Развивать логическое мышление, зрительное внимание и восприятие.
Публикация «Подгрупповая НОД по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности „Путешествие в сказку“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
• Развивать умение координировать динамическое равновесие моторного поведения и словесных реакций.
• Развивать самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе.
• Закреплять умение составлять предложения с заданным словом, по заданной схеме.
• Воспитывать аккуратность, усидчивость, инициативность.
• Способствовать созданию игровой мотивации.
Предметно-развивающая среда : музыкальный центр, карточки для показа позиции звука в слове, 1 синий и 1 зелёный кружок на каждого ребёнка, счётные палочки, пуговицы, верёвочки для выкладывания букв, маркеры, буквы на тесёмках, большой кубик с буквами, силуэты яблок и помидоров из бумаги с буквами на них, мультимедийная установка, интерактивная доска, светоустановка, игрушечный паровоз, стулья (2 красных, 2 синих, зелёный, игрушка «волшебная палочка», аудиозаписи песни В. Я. Шаинского «Голубой вагон» и звука движущегося поезда.
Ход НОД:
I. Организация начала занятия.
Дети заходят в зал, становятся полукругом около интерактивной доски.
- Ребята, вы когда - нибудь попадали в сказку? А хотели бы оказаться там? Тогда приготовьтесь, сейчас мы с вами отправимся в путешествие в сказку!
А поможет нам туда попасть Добрая Волшебница. Но тот, кто хочет попасть в сказку, должен выполнить одно задание. Добрая Волшебница прислала нам вот такой волшебный кубик. На нём написаны буквы. Из этих букв нужно составить слово. (Дети составляют из букв слово СКАЗКА).
- Молодцы! Теперь мы можем отправиться в путешествие!
Давайте скажем волшебные слова:
Сказка, сказка, отзовись,
Поскорее к нам явись!
И посмотрим, что произойдёт.
(Включается светоустановка, появляются цветные огоньки).
Вы теперь совсем не в зале,
В нашу сказку вы попали!
II. Основная часть.
- Послушайте, в какой сказке мы оказались.
В Некотором царстве, в Некотором государстве, в волшебном городе Буквограде живут… Послушайте загадку и отгадайте, кто в нём живёт?
33 родных сестрицы,
Писаных красавицы
На одной живут странице
И повсюду славятся!
Правильно, это буквы. А ещё здесь живут звуки и слоги, которые умеют складываться в слова.
Добрая Волшебница из этой сказки очень любит играть с буквами и звуками. Она предлагает вам поиграть в игру.
1. Игра «Составь слог».
Волшебница прислала нам ещё два кубика с буквами, вот они.
Волшебница хочет посмотреть, умеете ли вы составлять слоги из букв.
Если сказать такие слова : «Крутись, вертись, на бочок ложись», а потом подбросить кубики, они покажут нам две буквы. Из этих букв мы и составим слог.
Дети бросают кубики, называют буквы, составляют слоги.
2. Игра «Составь слово из букв».
- Садитесь за столы. Читаем сказку дальше. В Буквограде много разных улиц. На одной улице живут звуки и буквы, которые можно петь. Как они называются? (Гласные). На другой улице живут звуки и буквы, которые произносятся кратко. Как они называются? (Согласные).
Буквы любят ходить друг к другу в гости. Посмотрите, какая буква здесь пришла в гости к остальным буквам? Какая из них лишняя? (К).
Какая буква здесь лишняя? (О). Теперь определите, какая тут буква лишняя? (Т).
Буквы выставляются на доску. Прочитайте, какое слово получилось. (КОТ).
Послушайте загадку об этом слове:
Если буквы поменять, смысл меняется опять.
Ну-ка, кто из вас прочтёт слово задом наперёд. (ТОК).
3. Игра «Скажи, где звук?»
Сейчас Волшебница покажет вам картинки, а вы постарайтесь определить, где – в начале, в середине или в конце слова находится заданный звук и показать это на карточках, которые лежат у вас на столах. Какой звук обозначает эта буква? (Ш). Показ слайда, дети показывают карточками позицию звука в словах – названиях картинок. Один из детей озвучивает позицию звука в слове, остальные дети проверяют, правильно ли они определили. Такое же задание со звуком [Ч]. А теперь уберите карточки и кружочки на край стола.
4. Игра «Урожай».
В Буквограде растут необычные, волшебные овощи и фрукты. Когда они вырастают, на них появляются буквы, из которых можно составить имена тех, кто посадил и выращивал эти плоды. Жители Буквограда уже собрали урожай овощей и фруктов. Какие из этих плодов овощи, а какие – фрукты? (Помидоры – это овощи, а яблоки – это фрукты).
Из букв, которые написаны на помидорах, можно составить слово. Какое это слово? (Слоги). Значит, кто вырастил и собрал урожай помидоров? (Слоги). А теперь составьте слово из букв, которые написаны на яблоках. (Звуки). Урожай яблок собрали звуки.
5. Игра «Буква потерялась».
Некоторые слова так усердно трудились на уборке урожая, что потеряли некоторые буквы. Поможем им? Посмотрите на картинки и скажите, какая буква потерялась в первом слове? (Буква М). Правильно, какое слово получилось? (Гном). Какой буквы не хватает во втором слове? (С). Слово – стул. В третьем слове не хватает буквы в середине слова. Какой? (Н). Слово- банан. Давайте проверим, правильно ли вы вставили буквы.
Молодцы! Послушайте сказку дальше.
6. Звуковой анализ слов.
Звуки из сказочного города любят путешествовать. У них даже есть свой паровозик с чудесными вагончиками. (Звучит аудиозапись песни «Голубой вагон»).
Мы с вами уже играли в эту игру и вы знаете, что каждому звуку нужно взять стульчик своего цвета и «сесть в поезд». Сегодня в путешествие отправятся звуки из слов КОТ, ЛОСЬ, ЛИСА.
А я сейчас взмахну вот этой волшебной палочкой и вы сможете превращаться в звуки, из которых состоят эти слова.
Кто едет в вагоне первым? Правильно, это кот. Кто хочет превратиться в звуки из этого слова? (Дети берут и садятся на стулья соответствующего цвета, затем каждый ребёнок даёт характеристику своего звука).
Такое же задание со словами ЛОСЬ, ЛИСА.
Какие вы молодцы – правильно определили все звуки в словах!
7. Физкультминутка.
Звучит аудиозапись звука движущегося поезда.
Давайте представим, что и мы вместе с героями сказки едем в этом воображаемом поезде. Но вот поезд остановился. Давайте выйдем из вагонов, отдохнём, поздороваемся с солнцем, с небом.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, Утро!
Здравствуй, День!
Нам здороваться не лень!
А теперь садимся в свой воображаемый поезд и едем дальше!
8. Игра «Дорисуй части букв».
А теперь наш поезд остановился у маленького домика. Здесь живёт гном.
Он весёлый или сердитый? (Сердитый). Он злится потому, что не может правильно написать своё имя. Посмотрите, какие неправильные буквы он написал. Давайте допишем недостающие части букв и прочитаем его имя.
(Дети восстанавливают буквы. Работа на интерактивной доске).
Теперь буквы написаны правильно, и мы можем прочитать имя гнома. Как его зовут? Правильно, его зовут Гром. Он очень рад, что вы помогли правильно написать его имя.
9. Конструирование букв.
- Я знаю, что вы умеете выкладывать буквы из различных материалов. Здесь, на столах лежат камешки, пуговицы, счётные палочки, из которых можно выложить буквы. И ещё здесь находятся картинки. Выложите, пожалуйста второй слог в словах – названиях картинок и скажите, какие слова получились. (Дети выкладывают слоги, называют слова).
Молодцы, всё правильно выложили.
Посмотрите, какой подарок прислала нам Добрая Волшебница. Она подарила вам вот такие буквы. (Раздать буквы на тесёмках).
10. Игра «Живые буквы».
А теперь пора возвращаться домой. Чтобы это сделать, нужно составить слово, которое поможет нам вернуться в детский сад. Составьте из букв слово ВАГОН.
11. Составление предложений.
- Молодцы! Мы с вами были в волшебной стране, многому научились. И теперь вы даже сможете составить предложения со словом «вагон». Посмотрите на схему и составьте по одному предложению по этой схеме.
Составляем предложенье
Из предмета и движенья.
Пусть подружатся сперва
В предложении слова,
Будут правильно звучать,
Что случилось, сообщать.
Дети составляют предложения.
А теперь мы прочтём пожелание Доброй Волшебницы и отправимся в обратный путь.
Чтение предложения «В добрый путь!» Включается светоустановка.
Вот вернулись мы назад,
В наш любимый детский сад!
III. Итог занятия.
- Вот мы с вами и побывали в сказке! Понравилось вам путешествие? Чему вы сегодня научились?
Наше занятие окончено. Попрощайтесь с Доброй Волшебницей и нашими гостями.