Елена Кострицына
Подготовка руки к письму детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность программы
Мы живем в век стремительного развития технологий. Условия жизни изменились в лучшую сторону, максимум автоматизации избавляют людей от необходимости стирать, лепить, шить руками. Эти, казалось бы, удобства жизни, вынуждают специалистов, в особенности педагогов, специально заниматься развитием руки ребенка. Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих нарушение интеллекта, значительно увеличилось.
Публикация «Подготовка руки к письму детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Учителя начальных классов говорят, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Большую сложность дети с ОВЗ испытывают в распределении внимания. Многие трудности, с которыми сталкиваются ученики, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном этапе. Доказано, что чем лучше развиты рука, пальцы и графомоторные навыки, тем активнее развиваются все психические процессы: память, мышление внимание и связная речь, головной мозг. Вспомним уникальность, и мудрость опыта наших предков, которая передавалась из поколения в поколение, это народные потешки: «Сорока белобока», «Мальчик пальчик», «Ладушки ладушки». По мнению Миры Михайловны Кольцовой «Систематические упражнения по тренировке пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга».
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений рук.
Поэтому одним из важных показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению, является именно развитие мелкой моторики и графомоторных навыков уже в дошкольном возрасте, в особенности важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка с ОВЗ под руководством и при помощи взрослого. Практика показывает, что не одна программа дошкольного образования – новая, либо ранее применяемая в детских садах, не включает такой важный раздел, как -подготовка руки к письму. И Федеральным государственным стандартом дошкольного образования не установлено учить детей писать и читать. Но педагоги дошкольных образовательных учреждений знают и понимают значимость этой проблемы, в том числе и для родителей воспитанников.
Ведь именно в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать такие условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, которые будут способствовать развитию навыков ручной умелости. А вот развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания - как традиционных, так и вновь открытых и дополнительных.
Исходя из этого педагогами группы разработана и внедрена в практику программа «Подготовка руки к письму детей старшего дошкольного возраста».
Цель программы
Развитие общей и мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья с целью формирования графомоторных навыков.
Задачи программыОбразовательные:
1. Формировать умения ориентироваться в пространстве листа, листа в клетку, строки;
2. Сформировать правильный захват орудия письма, упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки.
3. Научить детей владеть графическими навыками письма
Развивающие:
1. Развивать познавательные процессы: зрительно - моторную координацию, памяти, внимания, логики, аналитического мышления, творческих способностей, пространственное, зрительное и слуховое восприятие.
2. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
3. Развитие мелкой моторики пальцев рук путем работы с карандашом, выполнения графических заданий, пальчиковых игр, штриховок и т. д.
Воспитательные:
1. Воспитывать в детях интерес к занятиям, внимательность к выполнению заданий.
2. Воспитывать усидчивости, аккуратности, трудолюбия, старательности и добросовестного отношения к работе.
3. Воспитывать положительное отношение к письму.
Принципы программы
1. Принцип деятельностного подхода. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С. Л. Рубинштейну).
2. Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей и речевых дефектов. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.
3. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики рук у детей проходит с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.
4. Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.
Основная идея
Проект «Готовим руку к письму» заключаются в том, что он разработан с учетом интересов и социальных запросов и потребностей родителей и предусматривает работу по развитию мелкой моторики руки и подготовке её к письму обучающихся с ОВЗ.
Специфика работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, реализации чтению и письму. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему средств обучения и воспитания: специальных игр, упражнений и заданий, направленных на достижение планируемых результатов. Это не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.
Гипотеза.
Нужно приложить немало усилий к тому, чтобы дети научились писать. Для многих детей и родителей это большая проблема. Рука не подчиняется ребёнку, поэтому в работе над проектом необходимо сделать акцент на укрепление пальцев и кистей рук у детей. В работе использовать основной принцип дидактики: от простого - к сложному.
Новизна программы заключается в использовании развивающих упражнений и познавательного материала из различных областей знаний. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Методические условия реализации проекта
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
Словесные: беседа, объяснение, чтение стихов и загадок.
Наглядные: работа по образцу (штриховка, зрительный диктант; показ иллюстраций, картинок, букв.
Практические: пальчиковая гимнастика, физминутки, самомассаж ладоней и пальцев руки, пальчиковые игры с предметами, графические упражнения.
Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте включает несколько направлений:
— развитие ручной умелости (создание поделок, конструирование, рисование, лепка, в которых развивается мелкая моторика, глазомер, аккуратность, умение довести начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация,
— развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать слово и движение в определенном ритме,
— развитие графических умений (это происходит в процессе рисования и графических работ – рисование по клеточкам, раскрашивание, штриховки и других видов заданий,
— развитие пространственной ориентации (умение ориентироваться на листе бумаги: справа, слева, в верхнем правом углу, посередине, в верхней строчке, в нижней строчке) – подробнее о системе занимательных игр для развития пространственной ориентации читайте в статье «Ориентация в пространстве».
Содержательные модули инновационной программы
Содержание программы включает модули в соответствии с комплексно-тематическим планированием (темами недели) коррекционных групп для детей с ОВЗ:
- «Педагогическая диагностика»
- «Осень»
- «Зима»
- «Весна»
- «Педагогическая диагностика»
Программа состоит из разделов - это разные техники развития мелкой моторики рук, объединяющиеся в одной теме, по той же общей теме недели, по которой проходит основная образовательная деятельность в детском саду (принцип календарно-тематического планирования). По всем темам недели накоплен и систематизирован богатый практический и дидактический материал, а также оформлены центры детской активности.
Содержание педагогической работы построено на основе понимания, как готовить ребенка к письму, на чем нужно заострить внимание, в необходимости представления, что такое процесс подготовки руки ребенка к письму, как формируется навык письма и какими умениями должен для этого владеть ребенок.
Акцентировать внимание детей с интеллектуальной недостаточностью не только на содержательной стороне материала, но и на способах овладения им, на организации деятельности дошкольников по усвоению материала, что имеет важное значение для развития интеллектуальных способностей. Немаловажным условием полноценного овладения навыком письма является готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений.
Ориентация педагога на формирование условий для самореализации и успешной социализации детей, обеспечение удовлетворения образовательных потребностей личности ребенка, формирование обще-интеллектуальных умений, развитию познавательных способностей, расширению кругозора, развитию мелкой моторики рук. Обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.
Ожидаемые результаты освоения программы
Воспитанник будет знать:
правила и различные виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная, по уменьшающемуся и увеличивающемуся контуру);
гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради);
правила работы с тетрадью;
правила работы с ножницами.
Воспитанник будет уметь:
правильно сидеть за столом во время письма;
правильно располагать рабочую тетрадь;
правильно держать карандаш и ручку;
проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые);
проводить линии в разных направлениях;
обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги; ориентироваться на листе бумаги в клетку и в линейку;
ориентироваться на плоскости и решать логические задачи.
Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи через:
развитие коммуникативности;
развитие мелкой моторики, глазомера, координации рук;
развитие наблюдательности, инициативности и самостоятельности;
развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;
Воспитанник способен проявлять:
усидчивость при выполнении работ;
эмоциональную отзывчивость;
доброжелательность