Елена Николаевна Гальченко
Подготовка ребенка к освоению грамоты «Пространственное восприятие»
▼ Скачать + Заказать документы
С помощью пространственного восприятия ребенок ориентируется в пространстве, и когда оно нарушено, движения его в целом могут быть некоординированы. С помощью этого вида восприятия (вместе со зрительным) у ребенка также формируются графические образы звуков.
Пространственное восприятие часто нарушается у леворуких детей даже тогда, когда эта леворукость неявная, и ребенок без особого труда переучивается действовать правой рукой (иногда даже незаметно для родителей). Однако проблемы с пространственными ориентировками у таких детей остаются. Кроме того, когда ребенок пользуется не той рукой, которая у него от природы ведущая, это сказывается на формировании его двигательных навыков, в частности — письма. Процесс обучения письму становится для него гораздо сложнее и утомительнее. Поэтому желательно заранее выявить у ребенка ведущую руку и в дальнейшем предоставить ему возможность действовать, в том числе рисовать и писать, именно этой рукой (ведь в наше время уже не считается, что с леворукостью надо бороться). Переучивание же на правую руку «явного», «упорного» левши, крайне нежелательно, так как это может привести к развитию разнооб-разных неврозов (в частности — заикания).
Публикация «Подготовка ребенка к освоению грамоты „Пространственное восприятие“» размещена в разделах
Задания для выявления «скрытой» леворукости
Для выявления «скрытой» леворукости предложите ребенку следующие задания (он должен выполнять их по вашему показу).
Попросите ребенка переплести пальцы левой и правой руки (сжать их «в замок»). У леворукого ребенка наверху окажется большой палец левой руки.
Пусть ребенок скрестит на груди руки (примет «позу Наполеона»). У левши кисть левой руки окажется лежащей на правой руке (а кисть правой руки — спрятанной под левую руку).
Предложите ребенку выполнять какие-нибудь прежде незнако-мые или малознакомые ему действия (так как знакомые действия он, возможно, уже обучился совершать правой рукой) и наблюдайте, какой рукой он пытается их выполнить. Когда ребенок работает сразу двумя руками, обращайте внимание на то, какой рукой он «ведет» действие. Например, когда он что-то вырезает ножницами, он может держать их и в правой руке, но при этом левой рукой направлять бумагу.
Попросите ребенка нарисовать что-либо (одно и то же) сначала одной рукой, затем — другой и сравните, какой рисунок получился лучше.
Обратите внимание на следующее: если вы обнаружили у ребенка леворукость, но он уже устойчиво совершает определенные действия правой рукой, при выполнении этих действий не переучивайте его на левую руку. Просто в дальнейшем не препятствуйте ему выполнять левой рукой новые для него действия.
Для того чтобы читать и писать, ребенку (вне зависимости от того, правша он или левша) нужно уметь хорошо ориентироваться в пространстве: нужно различать низ и верх, а также направление слева направо. Без этих ориентировок ребенку будет трудно различать между собой буквы, поскольку они часто отличаются именно про-странственными (с точки зрения осей: сверху — вниз и справа — налево) соотношениями своих деталей (например, буквы: Р — Ь, С — Э, А — У, Е — Ш). Ребенку также будет трудно писать и читать в нужном направлении.
Задания на основе неречевого материала
Ориентировка в собственном теле
Попросите ребенка поднять левую (правую) руку.
Показать правую (левую) ногу.
Показать левый (правый) глаз (ухо и т. п.).
Показать правый (левый) бок.
Попросите ребенка показать, какой палец на его левой руке на-ходится слева (справа) от среднего. При этом он должен ориенти-роваться на правую руку: тот палец, который ближе к правой руке — справа. Это же задание нужно выполнять с пальцами ПраВОЙ РУКИ.
Пусть ребенок положит правую (левую) руку на стол ладонью вниз. Затем переместит ее немного вправо (влево).
Ребенок должен положить правую (левую) руку на стол, сверху на нее положить левую (правую) руку.
Предыдущее упражнение можно изменить следующим образом: ребенок должен подложить под лежащую на столе левую руку — правую, и наоборот.
Пусть ребенок правой рукой возьмет себя за левое (правое) ухо. Это же упражнение выполняется и другой рукой.
Попросите ребенка сложить руки за спиной так, чтобы кисть правой руки (тыльной стороной ладони) оказалась лежащей на кисти левой, и наоборот.
Ребенок должен пошевелить большим пальцем правой руки, затем большим пальцем левой. Это же упражнение нужно выполнить с другими пальцами обеих рук.
Ориентировка в окружающем пространстве
Положите перед ребенком два предмета: один — ближе к его левой руке, другой — ближе к правой. Ребенок должен показать вам, какой предмет находится слева, а какой — справа.
Пусть ребенок положит какой-нибудь предмет слева (или справа) ОТ себя.
Положите перед ребенком три предмета (например: ластик, рун ку и карандаш). Попросите его показать предмет, который находится слева или справа от центрального предмета (ручки).
Положите перед ребенком ряд плоских предметов «стопкой» (например: книги). Выдвиньте из середины стопки какую-нибудь книгу. Ребенок должен сказать, какая книга в стопке лежит выше или ниже ее.
Положите перед ребенком какой-нибудь предмет. Попросите его положить другой предмет слева (справа) от этого предмета.
Это же упражнение выполняйте иначе. Попросите ребенка поло-жить какой-нибудь предмет выше или ниже лежащего на столе предмета.
Ребенок должен по вашей просьбе нарисовать на листе бумаги сначала точку, слева от нее квадрат, справа — круг, сверху — треугольник, снизу — крестик (или любые другие комбинации фигур по вашему выбору).
Предложите ребенку рисовать различные фигуры в более сложной последовательности, например: поставить точку, слева от нее — круг, сверху от круга — треугольник, справа от точки — квадрат, снизу от круга — крестик и т. д.
Задания на основе речевого материала
Предложите ребенку подробно объяснить, в чем заключается сходство двух похожих друг на друга букв (например: Р — Ь, С — Э, Г — Т, III — 1Ц, К) — Ы, Б — В) и какие пространственные отличия они имеют.
Объяснять нужно примерно так. Для букв Р — Ь: у первой буквы кружочек находится вверху, а у второй буквы — внизу, но у обеих букв они расположены с одной стороны. Для букв Ю — Ы: обе буквы состоят из кружочка и палочки, у первой буквы кружок справа от палочки, а у второй — слева, у первой буквы — большой, а у второй — маленький. У первой буквы кружок отдельный, а у второй пририсован внизу к палочке. У первой буквы ее части (кружок и палочка) соединены черточкой, а у второй буквы на рисованы отдельно. Задавайте ребенку наводящие вопросы.
Вы чертите на листе бумаги несколько вертикальных линий (это будет для ребенка основой для дорисовывания букв). Ребенок должен пририсовать к этим линиям недостающие элементы букв (например: Р, Ь, Г, Т, В, Ф, К, Л, Е, Б) по образцу. Показывайте ему эти буквы.
Нарисуйте на листе бумаги несколько наклонных линий, пусть ребенок пририсует к ним недостающие элементы букв (А, У, X, И, Й, М) по образцу.
Нарисуйте на листе бумаги несколько небольших кружков, ребенок должен «превратить» их в буквы (Ю, Ь1, Ф. Р. Ь, Б, В) по образцу.
Нарисуйте на листе бумаги правильно изображенные буквы (Р, Ь, В, 3, Щ, Я, Ю, Ч, У, Е, Г, К, Ц, С, Э, Ц) и эти же буквы в зеркаль-ном отражении. Пусть ребенок покажет правильно изображенные буквы.
Положите перед ребенком одни буквы — правильно, а другие — «вверх ногами». Он должен развернуть неправильно лежащие бук-вы.
Пусть «превратит» нарисованную вами букву в другую но памяти (вы показываете ему эту другую букву и затем убираете). На-пример: Р — В, Ь — В, III — Щ, И — Й, У — X, о — ю, ь — ы, Ь — Ъ, 3 — В, Г — Т, Л — Д, С — О, О — Ф.
Это же упражнение выполняйте с теми буквами, названия которых ребенок уже запомнил. Например: преврати букву Р — в В. букву У — в X и т. п.). На первых порах можно показывать ему вторую букву, а затем убирать.
Ребенок должен исправить неправильно нарисованную вами букву.