Людмила Селиверстова
Подготовка материалов для папки-передвижки и их использование
▼ Скачать + Заказать документы
Во всех формах работы с семьей папка-передвижка не имеет самостоятельного значения и является средством дополнения или углубления знаний, получаемых родителями в ходе собраний, консультаций, наблюдений. Подбор материалов для нее определяется тематикой этих мероприятий и согласуется с воспитательными задачами, решаемыми педагогическим коллективом в каждый конкретный период.
Темочки:
Определение эффективности папки-передвижки как метода педагогического просвещения представляет известные трудности. Так, почти никогда нельзя быть уверенным в том, что ее содержимое было предметом обстоятельного изучения. Даже если родители только бегло ознакомились с материалами, они способны в общих чертах обрисовать их. Когда на вопрос воспитателя, интересным ли было для них содержание папки, следует утвердительный ответ, это еще не означает, что сделаны правильные выводы применительно к собственной семье. Подчас материал воспринимается как информация, необязательная для применения, в отличие, скажем, от прямых указаний или методических рекомендаций, предписывающих определенную систему действий.
Отношением к папке-передвижке в конечном счете определяется ее действенность. Одни принимают к сведению лишь содержащуюся в ней информацию, другие умеют воспользоваться почерпнутыми знаниями в своей практике воспитания. Хуже всего, конечно, если не происходит ни того, ни другого, и родители совсем не проявляют интереса. Это говорит о том, что они всерьез не воспринимают педагогические рекомендации.
С некоторой долей вероятности можно предвидеть, как одни родители и члены их семей продемонстрируют свою автономность, отсутствие интереса к воспитательно-образовательным рекомендациям, другие же – поинтересуются содержанием новой информации, принимут советы охотно, ХОТЯ и не всегда умеют следовать им в условиях своей семьи. Эти родители не только тщательно знакомятся с каждой папкой, но и оценивали полезность представленных сведений, форму и качество их преподнесения. Обычно на справедливость их суждений можно полагаться, что позволяет воспитателю определить, в каком направлении следует усовершенствовать подборку материала.
Содержимое папки должно соответствовать ее назначению. Так, при желании привлечь внимание к тем или иным проблемам — достаточно информативного материала, а при необходимости научить чему-то его нужно максимально конкретизировать и снабдить указаниями, облегчающими применение в условиях каждой семьи.
Далеко не второстепенную роль играет срок, на который папка предоставляется на обзор. Оптимальным является тот отрезок времени, который позволяет родителям ознакомиться с материалами спокойно, без спешки, но и не откладывая надолго. Для информативного материала, представленного подчас в увлекательной форме жизненных зарисовок, отрывков из художественной литературы, детских высказываний и т. д., отводится 3—5 дней. Это могут быть статьи из педагогических журналов, методические разработки, записи консультаций.
Очень важно соблюдать установленные сроки и приучать родителей придерживаться их. Это вносит элементы ответственного отношения к заданию. Рекомендации по организаций деятельности ребенка дома, обучению каким-то умениям, составленные четко и лаконично, желательно иметь в нескольких экземплярах, чтобы их можно было оставить семье для повседневного руководства. Это может быть перечень домашних поручений, доступных старшим дошкольникам; список реко-мендованной литературы для детей; методика закаливания в осенний период и т. д.
В каждом дошкольном учреждении составлено немало папок-передвижек, из года в год число их увеличивается.
Вместе с тем многие педколлективы пришли к выводу о целесообразности классифицировать папки не по принадлежности возрастным группам (для младшей, средней и старшей "групп, а создать своего рода общий «банк», ориентируясь на дифференцированный подход к родителям. Как отмечалось выше, одной семье достаточно дать толчок для раздумий, другим — исчерпывающую и достаточно убедительную информацию, а третьи нуждаются в детально разработанных рекомендациях. Готовить несколько папок на одну тему воспитателю не под силу. Наличие «банка» в таких случаях выручает. Возникла у кого-то из воспитателей потребность в материалах, которых нет в распоряжении группы,— он может воспользоваться общими, частично изменив их и дополнив в соответствии со своими задачами. При этом появляется возможность значительно обогатить диапазон и разнообразие тематики, варьировать формы преподнесения материала.