Ракина Лариса
Подготовка к школе с 3 до 7 лет посредством полифункционального пособия «Протяни дорожку»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка к школе с 3 до 7 лет посредством полифункционального пособия «Протяни дорожу»
Готовность детей к обучению в школе - главный из показателей окончания дошкольного детства. При этом надо помнить, что в дошкольном возрасте знания осваиваются большей частью непроизвольно.
Публикация «Подготовка к школе с 3 до 7 лет посредством полифункционального пособия „Протяни дорожку“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Подготовительная группа
- Темочки
В понятие «готовность ребенка к школе» входят три составляющие - готовность физиологическая, психологическая, социальная, или личностная. К тому же «готовность к обучению в школе» - понятие, в равной степени зависящее от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды, а разные стороны проявления готовности в различных формах активности.
В соответствии с ФГОС занятия организуются в привычных видах детской деятельности. Один из таких видов - дидактическая игра.
Дидактическая игра имеет две цели: одна - обучающую, которую преследует взрослый, вторая - игровую, ради которой действует ребенок.
Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, они изучают цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучают растения, животных. В игре ребёнок приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива.
Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребёнка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
Дидактические игры разнообразны по содержанию и решаемым ими задачам. Важно уделять должное внимание упражнениям и дидактическим играм на развитие мелкой моторики и координации движения рук, вследствие чего решаются сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыкам письма. Один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению - уровень развития мелкой моторики. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. При этом важно также не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания даже у малышей: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д.
Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребёнок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.
Как организовать игру? Как сделать ее интересной, полезной, развивающей, укрепляющей здоровье, а главное приносящей радость, доставляющей удовольствие ребенку? Я считаю, что игра «Протяни дорожку» помогает решать многие задачи в развитии детей, а именно:развитие умственных способностей, познавательной активности, социальных навыков.
Все из выше перечисленных задач успешно решаются посредством одной дидактической игры «Протяни дорожку», которую в разных 15 вариантах здесь представленных можно использовать с детьми всех возрастных групп дошкольного возраста.
Малышам игровые задания даются в упрощенном варианте, доступном их возрасту. Старшим детям задания усложняются.
Очевидно, что в дидактической игре перед детьми ставится игровая задача, решение которой требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умение осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности в зависимости от возраста детей.
Игра «Протяни дорожку» помогает детям закрепить и уточнить знания по математике (соотнесение цифр с количеством, геометрические формы, знания о деревьях и животных; социальном мире. Отмечается положительная динамика в развитии зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, чувства пространства на микроплоскости, речевых компонентов.
- Оборудование:
наборное полотно 40 х 40 с прозрачными карманами по правой и левой сторонам с отверстиями для цветных шнурков.
1-й вариант
ПОСЧИТАЙ-КА
Задачи:
- развитие элементарных математических представлений;
- закрепление навыков счета и умения соотносить цифры с количеством.
- Материал для игры: на одной стороне пособия - карточки с изображением цифр от 0 до 11, на другой - карточки с изображением разного количества предметов.
Ход игры: ребенок соединяет при помощи шнурков цифру с определенным
количеством предметов.
2-й вариант.
С КАКОГО ДЕРЕВА ЛИСТ?
Задачи:
- упражнять детей в нахождении листьев по сходству;
- закреплять знания детей о деревьях, активизировать словарь.
Материалы для игры: на одной стороне пособия - карточки с изображениями листьев, на другой - карточки с изображением деревьев (береза, дуб, клен, рябина, елка, яблоня, ива, липа).
Ход игры: ребенок соединяет изображение листа с изображением дерева. При этом ребенок составляет предложения: «Это березовый лист. Это лист березы».
3-й вариант
КТО ГДЕ ЖИВЕТ?
Задачи:
- обогащать знания дошкольников о диких и домашних животных;
- учить называть жилища животных;
- активизировать в речи слова, обозначающие жилища.
Материал для игры: на левой стороне пособия - изображения диких и домашних животных, на правой - изображения их жилищ.
Ход игры: ребенок называет животное и находит жилище, в котором оно живет. При этом ребенок составляет предложение, например: «Мышка живет в норке».
4-й вариант
КОМУ, ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ?
Задачи:
- учить соотносить орудия труда с профессиями людей;
- закреплять знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи;
- активизировать словарь по данной теме.
Материал для игры: на одной стороне пособия - карточки с изображением людей разных профессий, на другой изображения инструментов, необходимых людям при работе.
Ход игры: ребенок соединяет изображение человека определенной профессии с изображением инструментов, необходимых ему при работе. Педагог помогает ребенку вопросами: «Что еще нужно врачу?», «Чем он измеряет температуру?» и т. д.
5-й вариант
УГОСТИ ЗВЕРЮШЕК
Задачи:
- учить детей использовать в речи дательный падеж имен существительных;
- активизировать словарь по теме «Животные»;
- обогащать знания воспитанников о животных.
Материал для игры: на одной стороне пособия - изображения животных, на другой изображения продуктов питания.
Ход игры: ребенок определяет, чем питаются животные, и соединяет нужные изображения. Составляет предложение: «Кошка ест рыбу». Педагог задает дополнительные вопросы: «Что еще любит кошка?», «Кто любит молоко?»
6-вариант
ОПРЕДЕЛИ ФОРМУ ПРЕДМЕТА
Задачи:
- учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами;
- уточнять представления детей о форме предметов.
Материал для игры: на одной стороне - карточки с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция, на другой - изображения предметов соответствующей формы.
Ход игры: ребенок протягивает шнурок от предмета к геометрическому эталону, называя форму предмета. («Я соединяю круг с яблоком, потому что яблоко круглой формы»).
7-й вариант
НАЙДИ КОНТУР ПРЕДМЕТА
Задачи:
- учить соотносить предмет с его контурным изображением.
Материал для игры: на левой стороне пособия - предметные картинки, на правой - контурные изображения этих предметов.
Ход игры: ребенок соединяет контурные изображения с соответствующими картинками.
8-й вариант
НАОБОРОТ
Задачи:
- обогащать словарный запас антонимами;
- развивать сообразительность, быстроту мышления.
Материал для игры: на одной стороне пособия - изображения предметов, на другой - предметы с противоположным значением.
Ход игры: ребенок соединяет картинки с противоположным значением.
9-й вариант
УТОЧНИМ ЦВЕТ ПРЕДМЕТОВ Задачи:
- упражнять детей в различении цвета предметов;
- учить различать близкие цвета (красный - оранжевый, красный - розовый, синий - голубой, розовый -сиреневый);
- упражнять в согласовании прилагательных с существительными (морковка оранжевая);
- упражнять в составлении предложений с союзом «а» (помидор красный, а морковь оранжевая).
Материал для игры: на левой стороне пособия - карточка с цветными прямоугольниками (красный, оранжевый, розовый, сиреневый, голубой, синий, фиолетовый, на правой - изображение предметов, близких по цвету (помидор, морковь, незабудка, слива, роза, сирень, василек, баклажан).
Ход игры: ребенок соединяет изображение предмета с соответствующим цветным прямоугольником. Педагог спрашивает: «Какого цвета морковь?» («Морковь оранжевая»). Затем педагог предлагает назвать цвета двух предметов («Морковь оранжевая, а помидор красный»).
10-й вариант
НАЙДИ МАМУ ДЕТЕНЫШАМ
Задачи:
- закреплять знания о домашних и диких животных, их детенышах;
- вырабатывать умения соотносить изображение детенышей с картинкой взрослого животного;
- упражнять в правильном звукопроизношении, имитации голоса животных;
- совершенствовать навык словообразования.
Материал для игры: на одной стороне пособия - карточки с изображением детенышей домашних и диких животных, на другой - карточки с изображением взрослых животных.
Ход игры: ребенок соединяет изображение детенышей и их мам, называет их и имитирует голоса. («Утки - утенок. Утенок крякает «кря-кря-кря»).
Игра «Протяни дорожку» помогает детям закрепить и уточнить знания по математике (соотнесение цифр с количеством, геометрические формы, знания о деревьях и животных; социальном мире. Отмечается положительная динамика в развитии зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, чувства пространства на микроплоскости, речевых компонентов.