Зухра
Грамматические минутки на уроках русской литературы
▼ Скачать
Грамматические минутки на уроках литературы
Мне хочется поделиться опытом многолетней работы, направленной на искоренение грамматических ошибок в сочинениях учеников IX—X классов.
Давно замечено, что в старшем возрасте грамматика усваивается значительно лучше, чем в младшем. Если для усвоения знаков препинания при однородных членах в младших классах необходимо не менее 6—10 уроков, то старшеклассникам подчас достаточно одного. Значительно труднее изжить орфографические ошибки, так как здесь учитель имеет дело, образно говоря, с болезнью, вогнанной внутрь, и приходится делать все возможное для ее устранения. Один из возможных приемов работы — «грамматические минутки», проводимые на уроках литературы в старших классах.
Публикация «Грамматические минутки на уроках русской литературы» размещена в разделах
- Литература. Уроки литературы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Я понимаю, что многие словесники сочтут это непозволительной роскошью, потому что время и так ограниченно. Обычно приходится вести дополнительные занятия или работать индивидуально с отстающими. И все-таки я однажды рискнула. А потом не захотела отказаться от «грамматической минутки» на уроках литературы, потому что она окупила себя сторицей. Особенно трудно бывает в IX классе в первом полугодии, происходит даже некоторое, отставание от программы. Зато во втором полугодии заметны ощутимые сдвиги. И,наконец, в X классе появляется возможность заниматься литературой, почти не прибегая к дополнительным занятиям по русскому языку : учащиеся чувствуют себя достаточно грамотными, уверенными в своих силах.
Обычно в средине сентября, когда ребята уже войдут в колею школьной жизни, я провожу в девятых классах диктант предельной трудности, выявляющий все пробел в грамотности учеников. Диктант обнаруживает, что вчерашние восьмиклассники не всегда твердо знают следующие разделы правописания: н и нн в различных частях речи; правописание наречий; правописание частиц не и ни; знаки препинания в сложно-сочиненном и сложноподчиненном предложениях, при однородных членах, вводных словах, обособленных определениях и деепричастном обороте, при прямой речи,
После проверки диктанта, отметки за который можно и не вносить в журнал, предлагаю девятиклассникам к следующему уроку литературы повторить по учебнику русского языка правила пунктуации при вводных словах и обращении. Так я поступала, когда систематический курс Литературы начинался в IX классе и к этому времени по программе изучалась комедия Грибоедова «Горе от ума», где часто встречаются вводные слова и обращения. При чтении комедии можно было найти удобный момент, чтобы обратить внимание на знаки препинания при вводных словах и обращении. Можно было рекомендовать ученикам, наряду с крылатыми выражениями, выписать и фразы, где есть вводные слова, например:
«Быть может, батюшка войдет!» «Вишь, прихоти какие завелись!»
«Что, Лиза, на тебя напало?» «Позвольте, батюшка, кружится голова».
При такой форме работы грамматический материал не оторван от литературного произведения. Он даже способствует более полному пониманию богатства и особенностей языка комедии Грибоедова,
Повторение правописания н и нн во всех частях речи приурочивала к разбору текста романа Пушкина «Евгений Онегин». Уделяли немного времени повторению правил правописания н и нн в существительных, прилагательных, причастиях и, наконец, в наречиях. После этого на очередных уроках просила каждого вызванного ученика после ответа по литературному материалу написать на доске продиктованный отрывок из романа, где встречаются слова с н и нн, например:
«Он по-французски совершенно мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно.
Что ж мой Онегин? Полусонный с бала едет он: А Петербург неугомонный Уж барабаном пробужден.
Мне нравились его черты. Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлажденный ум.
Досугам посвятясь невинным, Брожу над озером пустынным.
В своей тиши мудрец пустынный. Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил.»
Я предлагаю каждому из сидящих в классе исправить ошибку, если она допущена, или объяснить написание н и нн в некоторых словах
из цитат. Запись и чтение отрывков из романа ПОМОГАЮТ ученикам глубже вникнуть в его содержание и запомнить стихи. «Грамматические минутки» не обязательно проводить в начале или в конце урока. Они могут включаться в ответ ученика, а иногда и в рассказ учителя, где это возможно и разумно. Иногда можно продиктовать несколько предложений об изучаемом произведении или его авторе и обратить внимание на пунктуацию.
Можно составить небольшой диктант, связанный с изучаемой темой.
Даже в том случае, когда урок должен быть целиком посвящен литературному материалу, неплохо предложить ученикам написать перед беседой или рассказом только одно предложение, которое будет ключом к пониманию новой темы. Главное в том, что при такой форме работы грамматический материал оказывается органически связанным с литературной темой. Он не мешает на уроках, не вводится в них искусственно, а, наоборот, помогает изучению литературного произведения. Кроме того, грамматика, таким образом, повторяется не от случая к случаю, а почти на каждом уроке.
В «грамматическую минутку» на уроках литературы я включаю и словарную работу. Но ученики не просто механически записывают в словари трудные слова. Полезно раскрыть смысл слова, его этимологию. Например, при чтении романа Тургенева «Отцы и дети» ученики записывают в словари новые для них или трудные слова (с указанием на происхождение и значение, например: либерализм, меланхолия, мизантроп, филантроп, нигилист, плебей, сфинкс и др.
Много интересного и нового для себя открывают ученики с помощью словарной работы. Она не только обогащает их речь, не только закрепляет орфографические навыки, но и расширяет кругозор. Постепенно ученики все реже обращаются к преподавателю с просьбой объяснить значение того или иного слова, потому что начинают самостоятельно и очень охотно работать со словарями.
«Грамматические минутки» — нужное и полезное дело. Правда, они требуют от преподавателя кропотливой подготовки к уроку, большого такта и чувства меры, но дают к концу учебного года ощутимые результаты.
Так что я желаю терпения и ощутимых результатов всем своим коллегам!
Учительница русского языка и литературы
МКОУ «Филялинская СОШ» Магарамкентского района
Эмиргамзаева Зухра Мурсаловна
Почетный работник образования РФ