Пшеничная Юлия Викторовна
Минутки вхождения в день
▼ Скачать + Заказать документы
Подборка игр на создание благоприятного психологического климата в группе
методическое пособие для воспитателей
"Минутки вхождения в день"
старший воспитатель МБДОУ д/с №8 Пшеничная Ю. В.
Цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка; помогать детям адаптироваться к условиям детского сада; развивать навыки социального поведения; способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.
Выбор темы для начала дня определяется разными обстоятельствами: общим настроением группы, погодой, самочувствием педагога и детей, наличием наглядного материала и т. д.
Публикация «Минутки вхождения в день» размещена в разделах
Минутки вхождения в день помогают детям лучше чувствовать себя в детском коллективе в начале дня.
Для успешного прохождения ребёнком социализации нам, педагогам, необходимо создать условия для переживания общности с другими, радости в процессе общения; стремиться подвести ребёнка к переживанию собственной индивидуальности, её неповторимости, уникальности; помочь приобрести ему позитивный опыт самопознания и самовыражения; необходимо развивать эмпатию, восприимчивость.
С этой целью предлагаю ввести в группах ритуалы «вхождения» в день (в занятие) и «выхода» из него. Проведение ритуала «Приветствие» поможет создать мотивацию, настроить группу на совместную работу, с первых минут сформировать оптимистическое настроение у всех детей-участников. Как правило, это игры-приветствия, игры с именами и др. Ритуал «Прощание» проводится с целью подведения итогов, закрепления положительных переживаний, полученных в течение дня или на занятии, и объединение детей. Обычно это - общая игра-забава, коллективная деятельность или релаксационная гимнастика, помогающая снять напряжение, почувствовать себя свободно.
Вводя ритуалы, воспитатели должны учитывать возрастные особенности психики дошкольников: образное мышление, преобладание эмоционального компонента в опыте, ведущий вид деятельности.
Результаты работы по введению ритуалов «приветствия» и «прощания» не всегда проявляются быстро и бывают не такими наглядными, как при обучении детей счету, чтению. Однако, как показывает практический опыт, исподволь и постепенно у детей исчезают нежелательные формы поведения, появляется способность выполнять такие виды деятельности, которые раньше им были недоступны.
Решающий фактор в создании благополучного психологического климата — эмоциональное состояние педагога, его настроение, интерес. Необходимо исключить всякое давление, принуждение, оценку, осуждение! Предоставьте детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность, будьте терпеливы, внимательны и доброжелательны — и успех вам обеспечен!
ИГРЫ С ИМЕНАМИ
«Имена друзей»
Один из детей ударяет мячом об пол со словами: «Я знаю пять имё н моих друзей: …- раз, - два.» и т. п., а затем передает мяч другому ребёнку. Тот делает то же самое и передает следующему. Мяч должен обойти всю группу.
«Паровозик»
Когда он едет, то не гудит, а хлопая в ладоши, произносит своё имя. Проехав круг наш «паровозик» выбирает одного из вас на замену, а сам станет вагончиком и будет помогать новому паровозику повторять его имя.
Варианты: каждый новый паровозик может производить своё действие, произнося свое имя; ребёнок-паровозик, остановившись, спрашивает: «Как называется станция?» Новый ребенок называет своё имя и становится паровозиком.
«Клубочек, расскажи»
У меня в руках клубочек. Мы будем передавать его по кругу, и каждый, у кого в руках он окажется, будет называть своё имя и рассказывать нам о том, что он любит делать больше всего. Я начну, а продолжит тот, кто сидит (стоит) слева (справа) от меня. Далее по очереди высказываются все дети. Здорово!
«Колокольчик»
Дети приветствуют друг друга колокольчиком. Каждый по очереди играет колокольчиком и поёт свою песенку-привет (или без слов, или пропевает своё имя.
«Карусель»
Участники, образуя два круга - внешний и внутренний, - встают парами левым плечом друг к другу. По сигналу (хлопок, звук колокольчика и т. п.) оба круга начинают движение в противоположные стороны. По следующему сигналу дети останавливаются, образуя пары, протягивают друг другу руку (называют имя, произносят любую приветственную фразу). Варианты: вместо приветственной фразы или имени называют любое свое качество или чувство (я - веселый или я радуюсь и т. п.); внутренний круг остается на месте, а внешний движется.
«Приветствия жестами»
Дети стоят в кругу, Воспитатель называет имя ребенка, бросает ему мяч и показывает приветственный жест. Поймавший мяч повторяет этот жест, бросает мяч другому ребёнку, приветствуя его по-своему и называя по имени.
«Как меня называть»
Дети сидят в кругу. Каждый, здороваясь, говорит о том, какое звучание его имени ему больше всего нравится, а какое не нравится; как он хочет, чтобы его называли в группе.
Вариант с мячом.
ИГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ
«Не разрывая рук»
Дети берутся за руки в кругу. Им необходимо, не разрывая рук, попробовать сделать самый большой круг, потом самый маленький круг и так повторить несколько раз.
«Большое животное»
Дети становятся в тесный круг, берутся за руки и представляют, что они все вместе - одно большое сильное животное. Ведущий просит их послушать дыхание друг друга и постараться дышать одинаково - так, как будто дышит одно большое животное.
Вариант: ведущий просит детей всех вместе сделать несколько раз вдох- выдох, затем просит послушать, как бьё тся сердце большого животного: тук -делают шаг вперёд, тук - шаг назад. И еще раз.
«Подари улыбку»
Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят в глаза соседу и, молча, дарят ему самую добрую улыбку (по очереди).
«Я рад видеть рядом»
На полу каким-либо образом обозначен круг. Воспитатель: «Это ракета (лодка, машина и т. п.). Нам следует всем в нее поместиться». Первый ребенок входит и называет имя следующего: «., я буду рад видеть тебя рядом!» второй такими же словами приглашает третьего и т. д., пока все не окажутся в кругу. Далее можно обняться, пожелать друг другу добра, а затем начать любую игру, перейти к занятию.
«Корова Му»
Дети стоят по кругу на небольшом расстоянии друг от друга и поют:
-Я - корова Му, гуляю по лугу,
Я - корова строгая, большая, криворогая,
И кого бодну, тот тоже скажет: «Му!».
Внутри круга - «корова», она ходит между детьми по кругу, после песенки останавливается около одного из детей. Кого она боднёт рогами - пальчиками, тот говорит: «Му» - и, изображая рога, идет за коровой. Игра продолжается, пока все не построятся в цепочку. Вариант: Когда собралось всё «стадо», можно предложить помычать протяжно, низко (му-у-у-у, идти далее с песенкой друг за другом, медленно ступая, приложив пальцы - рога - к голове. Остановившись, снова помычать, теперь по очереди, прислушиваясь к другим голосам.
Игру с угадыванием голосов «Узнай, чья корова мычит» можно использовать в течение дня.
«Тень»
Выбирается ведущий. Он ходит по группе и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, кивает головой, подпрыгивает и т. п. все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они - его тень и должны быстро и четко повторять движения ведущего.
«Клеевой дождик»
Дети встают в одну линию, ставят руки на пояс друг другу и такими вот склеившимися дождевыми капельками начинают движение, преодолевая препятствия на пути (перешагивают через что-то, обходят предметы). Препятствия могут быть и воображаемыми.
- Но вот из-за тучи выглянуло солнце и растопило клеевой дождик, он распался на капельки и с шумом пролился на землю (дети ложатся на ковер).
«Поварята»
Все встают в круг-это кастрюля. Будем готовить суп (компот, салат). Каждый придумывает, чем он будет: мясом, картошкой, луком и т. д. ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий впрыгнувший берет за руку предыдущего, и так до тех пор, пока все компоненты не окажутся в кастрюле. Результат - красивое, вкусное блюдо - просто объедение.
«Связующая нить», «Паутинка»
Дети в кругу. Хаотично передают клубок ниток так, чтобы у тех, кто уже держал его, осталась в руках нитка (можно намотать на палец). Передавая клубок, дети рассказывают о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя или, что хотят пожелать другим. Взрослый подает пример рассказа. Когда клубок возвратится к ведущему, дети натягивают общую нить, закрывают глаза, представляя, что все они составляют единое целое и каждый из них важная и значимая часть этого целого.
ИГРЫ-ПОЖЕЛАНИЯ
«Хочешь – будь!»
Каждый по очереди становится на стул в центре круга и громко кричит: «Эй, небо! Эй, ветер! Эй, солнце! Я хочу быть счастливым!», а группа громко отвечает: «Ты хочешь быть счастливым - значит, будешь счастливым».
«Получаем любовь»
Ведущий предлагает детям зарядить какой-нибудь предмет (мячик) своей любовью. Для этого они все вместе кладут на него свои ладони и мысленно заряжают его. После этого по очереди бросают друг другу этот предмет и спрашивают: «Ты получил мою любовь?» - и, услышав ответ «Да!», просят передать ее дальше по кругу.
«Передай тепло»
Мы будем здороваться, передавая друг другу свечку. Когда вы будете её передавать, почувствуйте тепло, которое от нее исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к соседу, улыбнитесь ему и скажите, что вы рады его видеть.
«Привет дружбы»
Дети стоят или сидят в кругу, под пение или проговаривание слов:
Ходит солнышко по кругу,
Дарит деточкам свой свет,
А со светом к ним приходит Дружбы солнечной привет
передают с ладоней на ладони мягкий маленький предмет (или имитируют передачу)
«У меня всё получится»
- Доброе утро, дети! Я рада вас видеть! Вы много знаете, многое умеете, друг другу поможете, я верю, у вас все получится! (Дети проговаривают) :
- Я много знаю, многое умею, мне помогут, у меня все получится!
«Стул Комплиментов»
Дети сидят в кругу. В середине круга стоит стул, на который по очереди садятся дети. Воспитатель сообщает: «Я сейчас позвоню в колокольчик (бубен и т. п.) и скажу о. (ребенке на стуле). хорошее слово, а потом передам. (др. ребенку, чтобы он тоже сказал хорошее о. (ребенке на стуле). Ребёнок, «одариваемый» комплиментами, благодарит: «Спасибо, мне очень приятно!»
Вариант: воспитатель дотрагивается до сидящего рядом и говорит хорошее о нем, тот - о своем соседе и т. д. по кругу.
***
Дети передают по кругу свечу, желая друг другу добра. Затем вместе задувают её, чтобы пожелания исполнились.
РИТУАЛЫ ПРИВЕТСТВИЙ
***
-Здравствуй, солнышко красное! (руки вверх)
Здравствуй, небушко ясное! (руки вверх в стороны)
Здравствуйте, деревья и травы! (руки перед собой, широко раскрыты)
Здравствуйте рыбы, птицы и звери! (аналогично)
Здравствуй, земля! (руки описывают круг)
Это — Я! (Обнять себя)
«Руки»
Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек — нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все и обнять друга, и поднять упавшего товарища и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть стол.
За что ты, Андрей, любишь свои руки? Катя, а ты любишь свои руки?
Какие добрые и умные у вас руки.
На фоне музыки педагог читает стихи:
Что за чудо — чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья.
Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить.
Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.
***
- Рот, нос, голова, руки, уши и глаза.
Плечико, плечико, шея, грудь.
И про животик не забудь.
Дети показывают части тела указательными, поглаживающими движениями.
«Здравствуй»
Приветствие сопровождается движениями, дети сидят на ковре в кругу:
Здравствуй, Небо! Руки поднять вверх
Здравствуй, Солнце! Руками над головой описать большой круг
Здравствуй, Земля! Плавно опустить руки на ковер
Здравствуй, планета Земля! Описать большой круг над головой
Здравствуй, наша большая семья! Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх
«Друг»
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся! Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой
«Колокольчик»
Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик.
Например:
– Здравствуй, Настенька! Дин-дон-дон!
– Здравствуй, Сашенька! Дин-дон-дон!
И так далее, пока колокольчик не обойдет весь круг.
«Доброе утро»
Доброе утро, глазки! Потереть глазки, сделать из пальчиков бинокль и посмотреть друг на друга.
Вы проснулись?
Доброе утро, ушки! Погладить ушки, приложить ладошки за ушками (изобразить уши слона).
Вы проснулись?
Доброе утро, ручки! Погладить рука об руку, похлопать в ладоши.
Вы проснулись?
Доброе утро, ножки! Погладить ножки, встать на коленки, руки – в упоре перед собой и постучать носочками по ковру.
Вы проснулись? Поднять руки вверх!
Доброе утро, дети!
Мы проснулись!
«Приветствие»
Дети сидят на ковре в кругу.
Утром Солнышко встает, Руки поднять вверх.
Всех на улицу зовет Сгибать руки в локтях к груди.
Выхожу из дома я: Показать рукой на себя.
«Здравствуй, улица моя!» Выпрямить руки в стороны.
Отвечаю Солнцу я Поднять руки над головой.
Отвечаю Травам я Опустить руки на ковер.
Отвечаю Ветру я Поднять руки над головой и покачать ими.
Здравствуй, Родина моя! Взять друг друга за руки.
«Ласковый платок»
Дети в кругу друг за другом, воспитатель с платком сзади. Он укрывает платком плечи сидящего впереди ребёнка, ласково прикасаясь к нему, и шепчет «пожелание» платка, например: «Погладь по плечам (спине, голове и т. п.). Ребёнок должен накинуть платок сидящему (стоящему) впереди и выполнить «пожелание» платка - погладить по плечам.
Варианты: одно «пожелание» обходит весь круг;
«пожелания» могут меняться от ребёнка к ребёнку; изо дня в день.
РИТУАЛЫ ПРОЩАНИЙ
1. Прощание в кругу с пропеванием: «до-сви-да-ни-я» и ритмичным потряхиванием погремушкой, колокольчиком и т. п.
2. Прощание ладошками.
3.«Согреем друг друга»
Дети стоят в кругу, взявшись за руки, идут к центру, сбиваясь в кучку, плотно прижавшись друг к другу, обнимают за плечи рядом стоящих. Затем рассказывают о своих ощущениях, о том, как они себя чувствуют, ощущают ли тепло и почему.
4.«Цветик-многоцветик»
Каждый ребёнок берет бумажный лепесток (разноцветная бумага, соответствующий его настроению, и все вместе выкладывают сказочный цветок. Вариант: «сердце группы». Можно использовать и как «вхождение».
5.«Акула»
Все играющие плавают в море (бегают или барахтаются в воображаемом море). По сигналу «Акула!» дети объединяются в группы по два-три человека. Акула «ест» одиночек (выводит такого игрока на сушу, и игра продолжается.
6. Дети встают в круг, плечом к плечу, держась друг за друга, с закрытыми глазами медленно раскачиваются. Открывают глаза, говорят друг другу «До свидания».
7.«Путаница».
Воспитатель берет за руку одного из детей, тот в свою очередь следующего и т. д., пока все участники не будут держаться за руки. Воспитатель постоянно движется вместе с детьми, как бы заматывая клубок, пока не возникнет путаница. Так создается тесный телесный контакт между детьми. По команде ведущего «клубок» распадается, т. е. дети расцепляют руки.
9. Дети садятся в обозначенном кругу. Им предлагается представить, что это дом, где все могут найти себе место, и сесть поближе, чтобы почувствовать тепло своих соседей, закрыть глаза. Тот, до кого дотронется воспитатель, может открыть глаза и выйти из круга. Кто почувствовал, что его сосед ушел, тоже может открыть глаза и выйти из круга.
10. Воспитатель: «Кто хочет, чтобы его пожалели? А кто хочет пожалеть, поддержать кого-то сам?» дети без слов, с помощью только прикосновений могут попросить кого-то обнять себя или сами предложить кому-то объятия.