татьяна курилова
Подготовка дошкольников к сдаче нормативов ГТО
▼ Скачать + Заказать документы
Дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет) уже могут сдавать нормативы, которые устанавливает Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне», в связи с этим происходит интеграция ВФСК ГТО в систему дошкольного образования.
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс основывается на следующих принципах:
а) добровольность и доступность;
б) оздоровительная и личностно ориентированная направленность;
в) учет региональных особенностей и национальных традиций;
Публикация «Подготовка дошкольников к сдаче нормативов ГТО» размещена в разделах
г) обязательность медицинского контроля.
Этих принципов придерживаемся и мы, готовя дошкольников к сдаче нормативов первой ступени Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса для детей от 6 до 8 лет
В содержание педагогического процесса, направленного на подготовку дошкольников включены физические упражнения и подвижные игры, в соответствии с возрастом и физическим развитием детей, которые предложены образовательными программами, используемыми в дошкольных учреждениях. Задача состоит не в том, чтобы как можно раньше приобщить дошкольников к сдаче нормативов, а в том, чтобы полученные навыки и умения детей сохранились на долгие годы и стали притягательны для ведения активного и здорового образа жизни, как в детские годы, так и в дальнейшей жизни.
Прежде чем начать работу по комплексу ГТО с детьми, необходимо по результатам медицинского обследования составить списки детей, которые не допускаются по состоянию здоровья к подготовке и сдаче норм комплекса. К числу недопущенных относятся дети, входящие в подготовительную и специальную медицинскую группы. Кроме этого по усмотрению медицинских работников от сдачи норм комплекса могут быть освобождены и те дети, которые уже после обследования перенесли продолжительные болезни. Списки заверяются врачом и утверждаются заведующим ДОУ.
Процесс физической подготовки дошкольников к сдаче нормативов начинается с правильного подбора и применения упражнений общеразвивающей направленности и упражнений избирательно-направленного воздействия, включающих в работу определённые (требуемые) мышечные группы и системы организма.
НАПРИМЕР, решается задача развития быстроты.
Быстротой называется способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени.
Для развития быстроты следует подбирать игровые упражнения общеразвивающей направленности (ОРУ) и упражнения избирательно-направленного воздействия, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые или тактильные сигналы. Эти игры должны включать в себя физические упражнения с периодическими ускорениями, внезапными остановками, стремительными рывками, бегом на короткие дистанции в кратчайший срок и другими двигательными актами, направленными на сознательное и целеустремленное опережение соперника.
Например, чередование ходьбы и бега на 3—4 отрезках пути, по 30 м каждый; бег прыжками; челночный бег 3*10; бег из разных стартовых положений; в сочетании с подлезанием под палки, пролезанием в обруч, перепрыгиванием, прыжком вверх; на носках в чередовании с бегом широким шагом; с захлестыванием голени назад, высоким подниманием колен; скрестным шагом, также развитию быстроты способствуют подвижные игры с бегом, ускорениями например, игра: «Кто быстрее», «Догони голубя», «Мы веселые ребята», «Стань первым», «Кто скорее добежит до флажка», «Ловишка, бери ленту» и т. д.
Успешность подготовки дошкольников к сдаче нормативов и формирование начальных представлений о ВФСК ГТО зависит от организации физкультурно-оздоровительной деятельности ДОУ, которая должна соответствовать содержанию образовательной программы и реализовываться в режиме дня в различных формах:
Физкультурные занятия
Приведу пример занятия, которое направлено на подготовку дошкольника к выполнению норм и требований ВФСК ГТО.
Следуя важнейшему постулату психофизиологии, мы выбрали игровую форму занятий, так как игра является врожденной потребностью детского организма. Опора на игру позволяет эффективнее решать задачу обучения детей определенному набору упражнений, способствует формированию жизненно важных двигательных умений и навыков. Также подготовка к сдаче норм ГТО, сопровождающаяся позитивным эмоциональным настроем в ходе применения подвижных игр и игровых упражнений, стимулирует двигательную активность детей, меньше их утомляет и готовит организм к значительным функциональным нагрузкам во время спортивных соревнований.
Схема построения физкультурных занятий традиционна. Занятие состоит из 3 частей: вводной, основной и заключительной. Во вводной части занятия используются специальные приемы создания игровой мотивации. Создание игровой мотивации способствует увлеченному выполнению детьми физических упражнений, входящих в комплекс ГТО, повышает интерес детей к занятиям физической культурой.
В первой части занятия, для функциональной подготовки организма, проводится разминка в игровой или имитационной форме, включающая в себя разновидности ходьбы, бега, прыжков и общеразвивающие упражнения.
Основная часть занятия включает также серию игровых упражнений и игр, которые направлены не только на развитие двигательных качеств, но и на формирование прикладных умений, такие упражнения, как подтягивание, метание в цель, которые могут быть использованы детьми в жизни.
Дети делятся на 4 группы для работы на 4-х станциях: каждая группа выполняет определённые игровые упражнения (одного или разного избирательно-направленного воздействия, в течение 4-х минут по очереди на каждой станции. Соревновательный метод на каждой станции повышает эмоциональный фон занятий, интерес. Групповая форма проведения занятий способствует сплочённости детей, развитию их коммуникативных способностей, самоконтролю, самоорганизации, дисциплинированности, сдержанности, взаимовыручке.
В заключительной части занятия проводятся малоподвижные игры, возможен опрос по правилам различных соревнований, знаний истории ГТО.
Физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя разминка, включающая упражнения общеразвивающей направленности, динамические часы (часы подвижных игр на прогулках, включающие упражнения общеразвивающей направленности и упражнения избирательно-направленного воздействия, влияющих на работу определённых (требуемых) мышечных групп и систем организма;
самостоятельная двигательная деятельность в течение дня в ДОУ
Важнейшей национальной идей комплекса ГТО является улучшение здоровья и патриотизма детей. И одна из главных ролей по формированию и сохранению здоровья ребенка, его физической подготовленности, физического и психического развития принадлежит родителям. Только при активном взаимодействии семьи и детского сада возможна реализация этих задач
С целью привлечения родителей к этой проблеме было проведено анкетирование, которое позволило выявить их мнение о необходимости подготовки детей к выполнению нормативов комплекса ГТО
Приобщение семьи к ценностям физической культуры, создание интереса к активным видам физкультурно-оздоровительной деятельности происходит через различные виды деятельности –родительские собрания, беседы, консультации, через совместную деятельность детей и родителей-
1. Фоторепортажи «Семейные спортивные традиции»;
2. Разработка символики ГТО. Выставка работ;
3. Совместное творчество с детьми «Любимый вид спорта».
4. Участие в спортивном развлечении с родителями «От норм ГТО – к олимпийским медалям».
Для организации совместной деятельности детей и родителей по подготовке к сдаче комплекса нами разработаны подводящие упражнения и рекомендации для родителей.
Активный отдых (спортивные праздники, развлечения, досуги)
Учебные соревнования проводятся для проверки освоения воспитанниками двигательных умений и навыков, а также для выявления уровня физической подготовленности детей (контрольные, тестовые) для сдачи нормативов ГТО.
Проведению контрольно-проверочных упражнений обязательно должна предшествовать разминка для подготовки организма детей к предстоящим упражнениям. Разминочные упражнения должны быть подобраны с учетом предстоящих испытаний. Это поможет подготовить детей к требованиям выполнения упражнений с максимально возможным результатом. Основная часть строится в соревновательной форме. В заключительной части следует проводить анализ выполнения нормативов и награждение.
Государственные требования к физической подготовленности детей 6 лет включают тесты, определяющие уровень развития физических качеств, а также упражнения, способствующие формированию прикладных двигательных умений и навыков (плавание, бег на лыжах и др.).
Тесты, являющиеся обязательными для получения знаков отличия по определению уровня развития:
• скоростные возможности - бег 30 м;
• выносливость - смешанное передвижение 1км;
• сила-подтягивание из виса лежа или сгибание рук в упоре лежа на полу;
• Гибкость-наклон вперед из положения стоя на полу.
• Тесты осуществляющиеся по выбору, направлены на овладение прикладными навыками и на развитие скоростно-силовых возможностей и координационных способностей:
• Ходьба на лыжах 1км;
• скоростно-силовые возможности -(прыжок в длину с места)
• развитие координационных способностей - (метание тен. мяча в цель);
Кол-во испытаний (тестов, которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса на бронзовый и серебрянный-6, на золотой -7 При выполнении нормативов для получения знаков отличия Комплекса обязательны испытания (тесты) на силу, быстроту, гибкость и выносливость.
Нами разработана методика проведения испытаний -
• Так уровень развития скоростных возможностей оценивается в беге на 30 м
Тест проводится на беговой дорожке (длина не менее 40 м, ширина 3 м). На дорожке отмечаются линии старта и финиша. Инструктор по физкультуре находится с флажком и секундомером на линии финиша, за которой на расстоянии 5—7 м ставится яркий ориентир. По команде инструктора «Внимание!» ребенок подходит к линии старта и принимает стартовую позу. Затем следует команда «Марш!» и инструктор делает взмах флажком и одновременно включает секундомер. В момент пересечения ребенком финишной линии секундомер останавливают. После бега ребенок отдыхает 3—5 мин. В это время проводится спокойная ходьба с дыхательными упражнениями. Предлагаются две попытки, фиксируется лучший результат. Во время бега не следует торопить ребенка, корректировать его бег.
• Уровень развития координационных способностей определяется в метании теннисного мяча в цель, дистанция 4м
• Для метания в цель используется теннисный мяч.
• Метание теннисного мяча в цель производится с расстояния 4 метра в закрепленный на стене обруч диаметром 90 см. Нижний край обруча находится на высоте 2 метра от пола.
• Участнику предоставляется право выполнить пять попыток. Засчитывается количество попаданий в площадь, ограниченную обручем.
• Ошибка (попытка) не засчитывается: заступ за линию метания
Результаты тестирования мы сравниваем с показателями государственных требований к физической подготовленности детей 6 лет и с показателями программ, используемых в дошкольных учреждениях.
Внедрение модели по подготовке детей к сдаче норм комплекса ГТО первой ступени позволило значительно повысить эффективность системы физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Результаты первоначального тестирования детей 6–7 лет (28 чел.) по сравнению с данными, полученными в мае 2017г, достоверно различаются.
Первоначальное тестирование:
30,5% детей выполнили норматив, соответствующий серебряному значку.
43,2% справились с нормативами ГТО, соответствующего бронзовому значку.
27,3% не смогли выполнить норматив первой ступени.
Итоговое тестирование детей данной возрастной группы показывает выросший уровень их физической подготовленности.
15,1% детей выполнили норматив золотого значка
42,9% - серебряного
37,6% - бронзового
У 4,4% детей результаты в обязательных тестах и тестах по выбору не соответствовали нормативным требованиям.
Результаты выполнения норм ГТО дошкольниками могут служить для нас проверкой правильности построения учебно-тренировочных физкультурно-спортивных занятий, коррекции используемых форм, средств и методов для достижения наибольшего эффекта от подготовки к сдаче норм.