Татьяна Сокольникова
Подготовка дошкольников к обучению письму
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка дошкольников к обучению письму
Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение навыком письма является одним из важнейших.
Для эффективности учебного процесса письмо должно быть грамотным, удобочитаемым, достаточно быстрым, чтобы обеспечивать возможность успешного овладения такими предметами, как родной язык, математика и другие. Иными словами, необходимо формирование у детей таких графических навыков, которые при переходе на скорое письмо способствовали бы сохранению четкости почерка и обеспечили достаточную быстроту выполнения письменных работ.
Публикация «Подготовка дошкольников к обучению письму» размещена в разделах
Авторы, исследующие проблему готовности к обучению в школе, отмечают наличие тесной взаимосвязи: во-первых, между тонкой двигательной координацией и уровнем умственной работоспособности; во-вторых, между степенью готовности к овладению графическими навыками и школьной зрелостью; в-третьих, между качеством письма и успешностью всей учебной деятельности школьников.
Овладение письмом является одним из наиболее сложных видов учебной деятельности младших школьников. И чем меньше возраст начинающего ученика, тем труднее ему приходиться н уроках письма.
Учителя начальной школы при обучении детей письму испытывают значительные трудности. Нечеткий почерк наблюдается у многих школьников, несмотря на все усилия педагогов обеспечить высокое качество каллиграфии.
Поэтому возникает необходимость повышенного внимания к формированию навыка письма на самых ранних этапах и организации подготовки к его овладению в дошкольный период.
Что же нужно ребенку для успешного овладения графикой письма?
Координация движений
Координация движений – это согласование работы всех мышц тела, в результате чего движения оказываются размеренными, пластичными, экономными и при этом не заметно, что отдельные мышцы (антагонистические) действуют противоположно.
Развитию координации движений способствует применение различных физических упражнений. Огромный арсенал упражнений, накопленный практикой физического воспитания, позволяет выбрать те, которые будут оказывать наибольшее влияние на развитие координации движений, соединять эти упражнения в системы с целью направленного воздействия, также использовать их в играх на благоприятном эмоциональном фоне.
Особенно полезны в этом отношении игры с мячом, обручем, палкой и другими предметами.
Пространственные представления
Любое ощущение обладает рядом характеристик, среди которых помимо его качества, интенсивности, длительности, необходимо назвать еще и пространственный компонент. Этим обусловлены исключительно широкое значение пространственных представлений и их связь со всей познавательной деятельностью человека.
Различение ребенком пространства складывается постепенно, становясь из смутного и отрывочного все более четким и целостным. Дети сначала овладевают различением направлений по вертикальной оси (верх-низ) и по горизонтальной оси (спереди-сзади). С более значительными затруднениями позднее у детей развивается различение правой и левой стороны. В начале у ребенка формируется различение правого и левого направления в собственном теле. На этой основе затем образуется ориентировка в окружающем пространстве, требующая закрепления довольно сложной системы связей между движением и словом. Чем раньше у детей разовьется чувство пространства, тем легче они будут преодолевать трудности в процессе обучения и в жизни.
Особое значение для развития пространственных представлений у ребенка имеет образование систем связей между зрительным, слуховым и двигательным анализаторами в процессе предметных действий и игры. Этим требованиям полностью отвечают занятия физическими упражнениями.
Чувство ритма
В самых различных видах деятельности человек сталкивается с задачей овладения объективно заданным в ней ритмам. А для этого ему необходимо иметь чувство ритма – способность, которая проявляется при воспроизведении ритмически организованных элементов временного ряда.
Исследования свидетельствуют о том, что ритмическое чувство развиваемо. Значительный вклад в решение этой задачи могут внести физкультурные занятия под музыку, которые повышают эмоциональный настрой, дают ребенку возможность раскрепоститься и самовыразиться.
Ручная умелость
Рука как рабочий орган должна быть готова к выполнению графических движений, а это определяется нервной регуляцией, развитием мелких мышц руки, степенью окостенения запястья и фаланг пальцев. Такая готовность руки к выполнению тонких, точных движений условно обозначается термином «ручная умелость».
Развитие «ручной умелости» может осуществляться на различных занятиях (рисование, лепка, конструирование, специальная графическая подготовка и т. п.). Однако из-за слабого развития мелких мышц кисти у детей графические действия быстро приводят к утомлению. Часто дети отказываются от такой деятельности, мотивируя отказ сильной усталостью руки. Поэтому возникает необходимость тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих большей частью игровой характер (подвижные игры с потешками, перекладывание мелких предметов в эстафетах, броски и ловля мяча).
Таким образом, в дошкольном возрасте не только можно, но необходимо развивать у ребенка координацию движений, пространственные представления, чувство ритма и «ручную умелость» для подготовки его к овладению графикой письма.
Список использованной литературы:
1. Агаркова Н. Г., «Формирование графического навыка письма у первоклассников на основе использования умственных действий», 1978 г
2. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф., «Особенности восприятия пространства у детей», 1964 г
3. Комарова Т. С., «Формирование графических навыков у дошкольников», 1970 г