Анастасия Димитрина
Консультация «Подготовка детей к обучению грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка детей к обучению грамоте
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома.
Публикация «Консультация „Подготовка детей к обучению грамоте“» размещена в разделах
А практические знания умения формируются только на теории. Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении домашних заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со звуками, слогами, словами, предложениями.
Подготовка детей к обучению грамоте 3-4 г : формировать умение вслушиваться в звучание слова, знакомить детей с терминами "слово", "звук" в практическом плане.
Продолжать знакомить с терминами "слово", "звук" практически, учить понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомить детей с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, звуки в слове произносятся в определенной последовательности, могут быть разные по длительности звучания (короткие и длинные). Формировать умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов, определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком; выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно, громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно.
Подготовка детей к обучению грамоте 5-6 г : формировать у детей умение производить анализ слов различной звуковой структуры, выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова, качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук, правильно употреблять соответствующие термины. Познакомить детей со словесным составом предложения и звуковым составом слова. делить на слоги двух-, трехслоговые слова; осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов: интонационно выделять звуки в слове, различать гласные и согласные звуки, определять твердость и мягкость согласных, составлять схемы звукового состава слова; составлять предложения по живой модели; определять количество и последовательность слов в предложении. Педагог развивает мелкую моторику кистей рук детей с помощью раскрашивания, штриховки, мелких мозаик.
Подготовка детей к обучению грамоте 6-7лет : упражнять в составлении предложений из 2-4 слов, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности. Формировать у детей умение делить слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами;
знакомить детей с буквами; читать слоги, слова, простые предложения из 2-3 слов.
помогает освоить звуковой анализ четырехзвуковых и пятизвуковых слов; закрепляет умение интонационно выделять звуки в слове, определять их последовательность, давать им характеристику, составлять схемы слова, выделять ударный гласный звука в слове;
выполнять графические диктанты; штриховку в разных направлениях, обводку; знать названия букв, читать слоги.
Методы обучения грамоте
• Буквослагательный метод
• Слоговой метод
• Метод целых слов
• Звуковой метод
Звуковой метод
• В звуковом методе основой обучения является звук
• В звуковом аналитическом методе к звуку идут делением фразы на слова, слова на слоги, слогов на звуки
• В звуковом синтетическом методе от звука идут к слогу, затем к слову и предложению
• В звуковом аналитико- синтетическом методе анализ и синтез сочетаются.
Содержание работы
– ознакомление со словом, вычленение слова из потока речи
– ознакомление с предложением и его словесным составом (деление предложения на слова и составление из слов (2-4) предложений
– ознакомление со слоговым строением слова (членение слов на части (из 2-3 слогов) и составление слов из слогов)
– Ознакомление со звуковым строением слова, формирование навыков звукового анализа слов.
Ознакомление со словом
• При формировании представлений о слове решаются две основных задачи:
-вычленение слова из потока речи;
- раскрытие слова как самостоятельной смысловой единицы.
• С термином «слово» дети начинают знакомиться в младшей группе в процессе общения, при выполнении разнообразных речевых упражнений по обучению звукопроизношению, обогащению словаря. В различных ситуациях педагог использует термин «слово» в сочетании с другими словами: «Послушай, как я скажу это слово», «Скажи слово правильно» и др.
• Для ознакомления с понятием «слово» можно использовать произведения художественной литературы, в которых важна роль слова: сказку бр. Гримм «Горшок каши», русскую народную сказку «По щучьему веленью»; «Айболит» К Чуковского; «Волшебное слово» В. Осеевой; и др.
• Игры, игровые действия в которых определяются словами, которые можно или нельзя произносить: «Фанты», «Черное и белое», «Телефон», «Эхо», «Скажи наоборот».
• Представления о слове закрепляются словарных упражнениях, упражнениях на словообразование.
Ознакомление с предложением
• Последовательность ознакомления с предложением.
• Выделить предложение из потока речи. Рассказ по картине. Рассказ произносится четко, с интонационным выделением каждого предложения. Далее к каждому предложению ставятся вопросы: «О чем говорится вначале? Про что я сказала? Педагог предлагает еще раз послушать рассказ, сообщает, что в нем три предложения, что наша речь состоит из предложений, мы говорим предложениями; в каждом предложении про что-то говорится.
• Дети сами составляют предложения по игрушкам, картинкам. Воспитатель помогает им установить, о ком или о чем составлено предложение, что в нем говорится, т. е. вычленить смысловую сторону предложения. Важно также показать, что одну и ту же мысль можно выразить по-разному. Детей упражняют в определении количества предложений в готовом тексте. Текст произносится с паузами, а дети обозначают предложения на схемах.
• Для закрепления представлений о предложении используются такие приемы, как: придумывание предложений с заданным словом; придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова; составление предложения по двум картинкам; придумывание названия к картине; придумывание «веселого» предложения; составление предложений по «живым сценкам».
Ознакомление со словесным составом предложений
Дети учатся: делить предложения на слова, определять количество слов в предложении, называть их по порядку, переставлять слова в предложении, составлять новые предложения
• Приемы анализа и синтеза предложений
• четко произнести слова с паузами;
• произнесение слов под хлопки (воспитателем, отдельными детьми);
• последовательное называние слов в предложении
• подсчет слов в предложении на пальцах.
• подсчет слов в предложении с помощью счетных палочек;
• подсчет слов в предложении в громкой речи, про себя;
• составить предложение с заданным словом
• произнесение слов по рядам;
• шепотный анализ предложения;
• сосчитать сколько слов в предложении;
• составление предложений из разного количества слов;
• составление предложений с заданным словом; составление предложений по «живой сценке»,
• отстукивание на барабане столько раз, сколько слов в предложении.
• указать на каком месте стоит каждое из слов в предложении;
• закончить начатое предложение по данному образцу;
• придумать самостоятельно предложения из двух, трех, четырех слов;
• игра «Живые слова».
Ознакомление со слоговым строением слова
• Детей учат : слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность, составлять слова из заданных слогов
• Приемы:
• количественный и порядковый счет слогов в слове;
• подсчет прикасаний тыльной стороны ладони к подбородку при произнесении слова;
• схематическое изображение слогового состава слова (как и при ознакомлении с составом предложения);
• моделирование слогового состава слова
• речевая игра «Живые слоги» (по типу игры «Живые слова»);
• произнесение слова по слогам (хоровое и индивидуальное, установление их последовательности, соотнесение со схемой;
• подбор слов с заданным количеством слогов (на материале игрушек, окружающих предметов, картин, по схемам, по словесным заданиям);
• подбор слов с заданным слогом (ма, ли, лу, дополнение слога до полного слова;
• «превращение» коротких слов в длинные и наоборот, соответственное изменение схем слогового строения слова (лиса, лисица, лисонька);
• намеренные ошибки воспитателя при слоговом произнесении слов в процессе работы со схемой и исправление ошибок детьми с соответствующими умозаключениями;
• перестановка слогов в слове (трансформация).
Звуковой анализ слов
• Звуковой анализ включает
-определение порядка звуков в слове
- выделение отдельных звуков
- качественная характеристика звуков (гласный, согласный, твердый мягкий, ударный безударный)
• Основой обучения звуковому анализу является развитие фонематического слуха- умения различать (дифференцировать) отдельные звуки
Ознакомление со звуковым составом слова
• Ознакомление детей со звуковой стороной слова начинается еще в младших и средней группах.
• В процессе воспитания звуковой культуры речи в упражнениях и речевых играх дети учатся внятно и четко произносить звуки, вслушиваться в звучание слов, различать на слух сходные и различающиеся слова, произносить их с разной силой голоса и в разном темпе.
• Детей учат вслушиваться в стихотворения, в рифмующиеся слова, замечать в них часто повторяющиеся звуки. Постепенно они осваивают значение слова звук.
Последовательность обучения звуковому анализу
• Основной этап- обучение действию звукового анализа
- детей учат определять последовательность звуков в слове с помощью «Картинки схемы» сначала слова из 3-ех –звуков, затем 4-ех и 5
- давать качественную характеристику звукам (гласный- согласный, согласный твердый, мягкий, гласный – ударный, безударный)
- составлять модель звукового состава слова. Подбирать модель к слову
Последовательность обучения звуковому анализу
3 этап закрепление действий звукового анализа:
-определить место звука в слове;
-подобрать слова с заданным звуком;
-определить первый и последний звук в слове;
Последовательность обучения звуковому анализу
• Подготовительный этап
- детей учат слышать в слове отдельные звуки. Способом выделения звука в слове является особое произнесение слова – с интонационным, особо подчеркнутым выделением в нем одного звука (дддом, кккот). При этом слово следует произносить слитно – нельзя отрывать один звук от другого
- учат различать на слух твердые и мягкие согласные звуки (большой и маленький братцы)
- находить слова с заданным звуком
-определить последовательность звуков в слове;
- сравнить звуковое строение слов, состоящих из одних и тех же звуков (сон – нос, кот – ток);
- сравнить звуковое строение слов, различающихся одним звуком (мак – рак, дым – дом) (это помогает уяснить смыслоразличительную роль фонемы);
- варианты игры «Живые звуки