Папки-передвижки

Подборка консультаций для воспитателей ДОО «Шпаргалки воспитателю»

Ирина Артищева
Подборка консультаций для воспитателей ДОО «Шпаргалки воспитателю»

Шпаргалка:

Как себя вести, если дети перебивают.

В работе воспитателя часто встречается это явление, не редко вызывая досаду и раздражение. Особенно, когда в разговор между взрослыми вклинивается чадо, которому срочно нужно ваше внимание.

Ваши действия.

В первую очередь не стоит забывать, что главное в нашей педагогической деятельности – это взаимодействие с ребенком, организация с ним педагогического процесса. Даже если вы обсуждаете проблемы, относящиеся непосредственно к вашей профессиональной деятельности отвлекитесь от разговора и выслушайте ребенка.

Публикация «Подборка консультаций для воспитателей ДОО „Шпаргалки воспитателю“» размещена в разделах

Возможно, что раз за разом вас перебивает один и тот же ребенок, и вы знаете, что ничего срочного у него нет, тогда действовать следует по-другому. Обратитесь к ребенку по имени (он должен чувствовать, что имеет право на ваше внимание) и объясните, что пока вы заняты, но когда освободитесь, обязательно выслушаете его. Это явление может быть звоночком того, что ребенку недостаточно вашего внимания и невольный свидетель его обращения к вам является своего рода гарантом внимания, пусть даже отрицательного.

В непосредственно образовательной деятельности существует еще одна проблема, во время совместных бесед, обсуждений дети начинают выкрывать ответы перебивая друг друга. Чаще всего это бывает от искренней заинтересованности, избытка чувств, желания поделиться своим жизненным опытом. В таком случае предложите детям право очередности. Пусть это буде кубик, мячик, игрушка. Тот, у кого она в руках и будет высказываться. Предмет в руках — дополнительный тройной стимул — признак законной очередности, помощник свободного высказывания (мы сами частенько крутим что-нибудь в руке) и реализованное право самостоятельно выбрать следующего говорящего.

Возможен и другой вариант. Перебивание может быть признаком утомления или крайней незаинтересованности вашими речами и действиями. Если дело в этом, нужны не дисциплинарные меры, а признание того, что дети устали. Предложите им поменяться ролями. Пусть они вас поспрашивают.

Шпаргалка:

В каких случаях и чем стоит помочь ребенку

Маленький, беспомощный — как ему не помочь. Одеваем, обуваем, наливаем, водим рукой, подсказываем слова, говорим и думаем за него.

Возмущаемся: какой несамостоятельный. Тревожимся: научится ли? Опасаемся: успеем ли выполнить программу? В результате перестраховываемся и лишаем ребенка возможности реализовывать свои компетенции и приобретать компетентности. Не менее того.

На что ребенок имеет право, т. е. что в его компетенции: устанавливать отношения и общаться с разными людьми, высказывать свои суждения, мысли и чувства, начинать и совершать совместные действия, пробовать и ошибаться, делать по-своему, а не по образцу и многое другое

Ваши действия.

- Прежде чем помогать, следует понаблюдать, а требуется ли помощь?

Подумать, чем вызвано желание помочь: потребностью ребенка или желанием взрослого ускорить события (быстрее одеть, придать игре нужное русло (по сути, переключить, услышать желаемый ответ, увидеть ожидаемое действие (сделать за него).

- Помогать следует тогда, когда ребенок просит о помощи.

Сначала спросите: что ты хотел сделать, что именно у тебя не получается, как бы ты хотел это сделать, если бы умел сам. Какая помощь тебе нужна, чем я могу помочь тебе, кто может помочь, к кому бы ты обратился за помощью.

Таким образом, вы поможете ребенку осознать затруднение и оформить его словами.

После того, как затруднение будет обозначено, можно правильно определить — какая помощь нужна — подсказка, поддержка, одобрение, подтверждение правильности действий, показ и т. п.

-Если ребенок будет иметь возможность действовать осознанно и самостоятельно — он будет приобретать собственный уникальный опыт.

Шпаргалка:

Как развивать любознательность ребёнка?

На протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребёнка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, которая затем перерастает в познавательную активность. Если мы не научим ребёнка мыслить в детском саду, то учить его этоу в школе будет неэффективно, потому что ушёл безвозвратно наиболее благоприятный период для развития мышления ребёнка.

Ваши действия.

-Много рассказывайте детям об увиденном, побуждайте детей наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначение предметов, делитесь воспоминаниями из своего детства. Проводите с детьми целенаправленную педагогическую работу по упорядочиванию их представлений о мире. Собственным примером демонстрируйте бережное, созидательное отношение к окружающим людям, к предметам. Поддерживайте интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования. Побуждайте детей задавать вопросы об окружающей действительности, об интересующих объектах и явлениях. Выводите детей на экскурсии за пределы детского сада, для накопления непосредственных впечатлений. Определите познавательные интересы, привязанности каждого ребёнка в группе, и учитывайте их интересы и пожелания при планировании и проведении познавательно-развлекательных мероприятий.

-В повседневной жизни предлагайте детям развивающие игры типа: «Найди отличия», «Составь картинку», «Путаница», «Что было бы, если», «Какой игрушки не стало» и др. Создавайте в группе условия для самостоятельной познавательной деятельности. Например, создайте уголки экспериментирования, внесите песок и воду, создайте возможность для приготовления пищи. Внесите различные схемы, модели, карты, пиктограммы, позволяющие детям действовать самостоятельно. В различных видах деятельности создавайте условия для более эффективного развития отдельных познавательных процессов. Например: развивать воображение в изобразительной деятельности и др.

-Сдерживайте себя! Не стремитесь сделать за ребёнка то, что он может сделать сам, не давайте готовых ответов на вопросы детей, побуждайте их думать, рассуждать, высказывать свои предположения. Пусть дети придумывают варианты решений разных ситуаций. Не забывайте при этом предоставлять детям право выбора.

Шпаргалка:

Как общаться с ребенком, не лишая его инициативы

Дети не смогут обнаружить и использовать свои внутренние ресурсы и испытать силу своих потенциальных возможностей, если для этого нет соответствующих условий. Ответственности нельзя обучить. Ответственности научаются только на собственном опыте. Когда мы принимаем решения за ребенка — мы лишаем его возможности самореализовываться, проявлять инициативу и творческие способности, приобретать автономность.

Дети тысячи раз в день, в самых разнообразных ситуациях провоцируют нас на принятие решений за них:

«Во что мне поиграть», «Какую рубашку мне надеть», «Каким цветом рисовать небо» и т. д.

Ваши действия.

-Использовать ответы, возвращающие ребенку ответственность, тем самым помогая ему обрести внутреннюю мотивацию и чувствовать себя хозяином ситуации.

Например: ребенок протягивает воспитателю кубик и спрашивает: «Что это?»

Невероятное удовольствие слышать вопросы детей.

Вот уж где простор для педагогической самореализации - понять вопрос, сделать мгновенный вывод о любознательности и уме ребенка, о сфере его интересов, вывернуться самой наизнанку и показать свою осведомленность и мало ли чего еще. Случается — вопрос короткий и конкретный. Ответ пространный и многозначительный.

Смысл этого вопроса не в познании. Назвать игрушку — значит подавить креативность ребенка, структурировать его деятельность или удержать инициативу в собственных руках. Ответственность можно вернуть, сказав: «Это может быть всем, чем ты захочешь».

В зависимости от вопроса ответ может звучать иначе: «Реши сам», «Это ты можешь сделать (выбрать) придумать сам».

-Если ребенку нужна помощь, чтобы справиться с работой, которую он не может закончить сам, без посторонней помощи, можно сказать: «Покажи мне, что именно я должна сделать», «Скажи мне, что сделать, чтобы помочь тебе».

Шпаргалка:

Как и за что хвалить ребенка?

Все мы хотим, чтобы нас заметили и похвалили. Чего хочет ребенок, который протягивает воспитателю только что выполненный рисунок и спрашивает:

«Красиво?» Возможно, он чувствует себя не защищенным или у него низкая самооценка, или он хочет установить контакт, или ищет подтверждения правильности своих действий, или.

Может быть, просто сказать: «Молодец, красиво»? Так, чаще всего, мы и поступаем. Так, чаще всего, поступать и не стоит.

Ваши действия.

Итак, ребенок показывает картинку, которую только что нарисовал.

Воспитатель (рассматривая с искренним интересом, с одобрением в голосе): «Ты нарисовал вот здесь большой дом, из трубы идет густой дым, а внизу я вижу что-то синее, здесь еще пустое место.»

Когда продукты деятельности ребенка встречают такой безоценочный прием, когда проявляется внимание к деталям, ребенок, как правило, забывает исходный вопрос и начинает осознавать свои действия. Можно слышать, как ребенок подхватывает слова взрослого, включается в разговор и комментирует рисунок «У меня здесь три окна — одно маме, второе папе, а это — для меня и Тузика. А вот здесь у меня речка. Тут будет машина, я еще не успел нарисовать, сейчас нарисую.» Вдумайтесь в эти слова, почувствуйте, как меняется состояние ребенка. Если в самом начале была зависимость от слова взрослого, то в ходе разговора ребенок не только получил желаемое одобрение, но и почувствовал неформальную заинтересованность, утвердился в своих достижениях, включился в общение, увидел перспективу своих действий.

Теперь ребенок свободен и сам оценивает свою работу.

Вам показалось, как всегда» слишком длинно?

-Используйте, иногда, короткую фразу: «Важно не то, что я считаю красивым, а то, что ты сам думаешь о своем рисунке». «Важно то, что думаешь ты сам».

Шпаргалка:

Как помочь детям планировать свою деятельность

Мы говорим: важно воспитать самостоятельность, ответственность; ребенок — субъект своей деятельности; работа с детьми должна строиться с учетом собственной активности ребенка. Вместе с тем, мы настолько привыкли продумывать, выстраивать и организовывать каждую минуту жизни детей в детском саду, что доныне пишем в конспектах занятий возможные ответы детей на вопросы воспитателя! Попробуйте спросить детей вашей группы: «Что сейчас будет, что будет после занятий?» — «Не знаю». Это истина. И это камень преткновения.

Ваши действия.

Принять как данность то, что даже маленький, 2-3 летний ребенок, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ, а ЯВЛЯЕТСЯ субъектом собственной деятельности. Он сам вам об этом

заявляет, утверждая и настаивая: «Я сам!»

-Твердо знать, что у ребенка есть компетенции, полученные им по праву рождения человеком: действовать, двигаться, общаться, включаться в группы и выходить их них, играть. Это его право.

Чтобы это право не превратилось в анархию и беспорядок, можно и нужно помочь ребенку спланировать свои действия. Установите обязательное (в первую очередь для вас) время, когда вы вместе планируете тему проекта, или целый день, или сразу после сна, или предстоящие дела для всей группы. Например, это может быть утро понедельника (утро радостных посиделок) или каждое утро до / после завтрака. Кратко расскажите детям, что вы им предлагаете: «Сегодня у нас два урока. В рисовании я помогу научиться рисовать птицу. А по математике мы будем считать до 10. «Это первый шаг и касается только занятий. Второй и многие другие:«Подумай и реши, чем ты сам хотел бы заниматься сегодня». Поддержите ребенка, который первым высказался. Его идея: «Андрюша решил построить дом. Где ты собираешься его строить? Какие материалы тебе понадобятся? С чего начать? Тебе нужны помощники? Кого бы ты пригласил строить вместе с собой? Илья? И др. Детям важно сформировать образ и схему планирования. Не забывать о планах детей. Спрашивать о результатах, успехах и неудачах. Следует ли включать в планирование сразу всю группу? Это будет зависеть от вас детей вашей группы и дела, о котором вы хотите поговорить.

Шпаргалка:

Как успокоить нарушителей порядка

Нарушителей спокойствия всегда достаточно: дети не прочь побегать, пошалить и подурачиться. К этому их просто подталкивает деятельная натура, подвижная психика и постоянная готовность к радости.

Принципиально важно с самого начала определиться: имеют ли дети на это право? Да, если это имеет свое место и не нарушает общего ритма жизни группы. Да, даже если это немного нарушает общее спокойствие.

Это не противоречие, просто нет однозначного ответа.

Основанием для реагирования будет ваше понимание смысла происходящего в группе, понимание чувств детей и уважение их права быть детьми.

Ваши действия.

- Дети не всегда понимают, что и когда можно, а мы сами не объясняем это. Мы просто запрещаем, если видим, что происходит нечто внеплановое.

Отсюда, наверное, неожиданное предложение - иногда становитесь сами «нарушителями», наглядно демонстрируя приемлемое время, место, способ проявления эмоций, желаний, действий. Например:

«Сейчас у нас есть немного времени до прогулки, можно побаловаться. Кто со мной играет в «снежки» (комочки бумаги?».

«Мы так долго сидели, что даже ноги затекли. Очень хочется попрыгать. Где бы это лучше сделать? Спорим, я выше вас подпрыгну».

- Если мы с вами создадим возможность для эмоциональной насыщенности жизни в группе, то у детей будет меньше поводов для «самодеятельности». В этом нам помогут неожиданные праздники — праздник улыбки, праздник «все наоборот», праздник горящих огоньков, праздник большого пирога, праздник воздушных шаров, праздник пятнышек и т. п.

-Ну, а если, несмотря на все наши усилия, есть те, кто хочет большего —

1) не пользуйтесь правом запрета, — просто обсудите вместе со всеми, чем неудобно такое поведение и как поступать лучше.

2) воспользуйтесь правом запрета и твердо скажите: «Вы сможете побаловаться и пошуметь на прогулке, а сейчас будьте внимательными».

Шпаргалка:

Что стоит за «плохим» поведением ребёнка?

Бывает, ребенок регулярно проявляет негативное поведение: открытое неповиновение, физическую или словесную агрессию, жестокость и злоупотребление своими способностями. Одновременно нужно делать три дела:

Определите возможные факторы, определяющие поведение ребенка, и начните их изменять;

Создайте в группе атмосферу заботы, понимания, поддержки и ободрения, чтобы дети не проявляли трудного поведения.

Конструктивно вмешивайтесь в ситуации, когда дети плохо себя ведут, исправляйте такое поведение, учите самоконтролю и самооценке.

Ваши действия

У любого плохого поведения есть причина, даже если ее иногда трудно найти.

Плохое поведение «работает», и ребенок получает желаемое (игрушки, внимание). Плохое поведение может быть «нормальным», то есть типичным для ребенка дома. Плохое поведение может быть способом выражения гнева, страха или других эмоций. Ребенок просто не умеет это правильно выразить.

Потеря управления может быть вызвана физическими причинами: плохим питанием, самочувствием, аллергией, аутизмом или отставанием в развитии.

Дети чувствуют себя беспомощными, ненужными и утверждают свою силу и правоту. Дети не знают другого способа получить то, что они хотят.

Понимание может быть главным способом оказания помощи ребенку.

- Эффективной стратегией помощи детям, демонстрирующим негативное- поведение, является предоставление им самостоятельности. У детей должна быть возможность самостоятельно делать выбор, принимать на себя лидерство и ответственность. Детям важно, чтобы их принимали всерьез и поручали сложные задания. Еще один способ профилактики плохого поведения состоит в том, чтобы ясно объяснять детям, чего от них ждут. Следует готовить успех детей, а не подлавливать их на ошибках и воспитывать на отрицании их поведения.

Наименее эффективный способ реагирования — наказание. Большинство детей, демонстрирующих негативное поведение, уже чувствуют себя деморализованными и слабыми. Наказание только обостряет их чувства, ухудшает реакцию на воспитателя, приводит к соперничеству между ребенком и взрослым, вместо доверия и уважения.

Шпаргалка:

Агрессивные игры у детей

Многие педагоги считают игры, включающие сцены насилия, агрессии, жестокости и злобы, нежелательными в группе. Видеть в детях злость и жестокость всегда очень огорчает и неприятно. Учителя часто запрещают детям играть в эти игры. Дети видят подобное поведение на улице, по телевизору, дома. Для них очень важно определить, кто считается «хорошим», а кто «плохим». Эти игры помогают детям понять себя в этом мире, контролировать свои побуждения делать плохие поступки. Важно дать детям возможность играть на эти темы, одновременно поддерживая те игры, в которых нет агрессии и насилия.

Ваши действия. [/b]

-Если дети играют в эти игры, используйте это время, чтобы поработать над проблемами правильного и неправильного. Например, задайте вопросы «Что делает этого человека плохим?» "Как ты можешь помочь ей стать горничной?" "И так далее.

- «Играйте» в другие детские сказки, где нет насилия и оружия, но где дети наделены какой-то силой. Например, организовать игру «Спасители», тушить пожар, скорая помощь и т. Д. -Убедитесь, что опасность не в человеке, а исходит от ситуации: опасное животное, наводнение, пожар, ураган.

- Убедитесь, что дети меняются ролями, важно, чтобы дети играли «плохие» и «хорошие» роли. Поймите, что жестокий ребенок пытается «построить», унижая других. Помогите этому ребенку увидеть в нем что-то хорошее, неповторимое и неповторимое.

Перенаправьте энергию детей на групповую игру, где они должны работать вместе, чтобы решить проблему.

-Читайте с детьми сказки, сочиняйте рассказы о доброй силе, добрых делах, силе людской. По возможности постарайтесь показать детям разницу между реальным миром и миром фантазий: «Играть в Бэтмена и Человека-паука очень интересно, но настоящие ли они люди?»Позвольте детям выбирать свое поведение, награждайте их, когда они ведут себя приемлемо. Практикуйте коммуникативные навыки с детьми в возможных конфликтных ситуациях: обсуждайте с детьми наиболее частые ситуации, расширяя поведенческий репертуар ребенка.

Публикации по теме:

«Что за чудо эта плитка?» Использование потолочной плитки в помощь воспитателю.«Что за чудо эта плитка?» Использование потолочной плитки в помощь воспитателю. В наше время хочется сделать что-то красивое надежное своими руками. Сегодня применение потолочной плитки является по праву одним из самых.

«Привыкаем, играя!» Советы воспитателю Каждому малышу, поступающему в детский сад, приходиться пройти период адаптации. Большинству детей тяжело и одиноко в непривычной обстановке,.

«Советы молодому воспитателю». Консультация«Советы молодому воспитателю». Консультация Как сложно молодому воспитателю начинать работу в детском саду! Я и сама когда-то была начинающим воспитателем и прошла школу «Молодого.

Как организовать сотрудничество с родителями, или Марафон мини-консультаций как форма взаимодействия детского сада и семьи Эссе «Как организовать сотрудничество с родителями, или Марафон мини - консультаций как эффективная форма взаимодействия детского сада и.

Консультация для воспитателей «Ребенок с СДВГ. Как воспитателю организовать с ним работу в группе» Наверняка у многих воспитателей есть воспитанник, может даже не один, который никогда не сидит на месте, а вещи, как живые, выпрыгивают.

Мастер-класс по изготовлению поздравительной открытки «Подарок воспитателю»Мастер-класс по изготовлению поздравительной открытки «Подарок воспитателю» Рада всех приветствовать, уважаемые коллеги! Все мы знаем, что подарки получать всегда приятно, особенно выполненные своими руками. На праздник.

План консультаций и семинаров для педагогов на учебный год Представляю примерный план консультаций и семинаров для педагогов ДОУ компенсирующего и комбинированного видов на учебный год. Ко многим.

Работа с родителями — помощь воспитателюРабота с родителями — помощь воспитателю «Работа с родителями» является неотъемлемой частью работы любого педагога в дошкольном учреждении. Педагоги заинтересованы в том, чтобы.

Театр Бибабо в помощь воспитателюТеатр Бибабо в помощь воспитателю Кукла-перчатка (би-ба-бо) - лучшая развивающая игрушка! Эти куколки оживают прямо на глазах у изумленных малышей. Сказки, поставленные.

Журнал консультаций учителя-логопеда для родителей воспитанников старшей группы компенсирующей направленности на 2016–2017 год Родительские собрания: • «Специфика обучения и воспитания детей в старшей группе компенсирующей направленности. Cемья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подборка консультаций для воспитателей ДОО «Шпаргалки воспитателю»
Опубликовано: 23 декабря 2021 в 04:04
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Подборка консультаций для воспитателей ДОО «Шпаргалки воспитателю»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Артищева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД