Клочкова Анастасия
Формировать умения композиционного построения по рисованию у детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время большое внимание в области дошкольного образования уделяется решению задач, направленных на всестороннее развитие личности ребенка. Одной из которых является формирование, развитие умений и навыков в образовательной деятельности, а именно в рисовании.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) дошкольного образования является создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, и соответствующим возрасту видам деятельности является важнейшим направлением работы. Требования ФГОС дошкольного образования направлены на развитие у дошкольников предпосылок ценностно-смыслового восприятия и мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [1]
Публикация «Формировать умения композиционного построения по рисованию у детей старшей группы» размещена в разделах
В рисовании ребенок учится осознанно использовать различные элементарные основы изобразительной грамоты, пользоваться ими как средством, позволяющим с наибольшей полнотой выражать свои представления об окружающей действительности, передавать в рисунке настроение, состояние, характер образа, выражать к нему свое отношение. Необходимость решения данной проблемы становится особенно очевидной, когда речь идет об овладении элементарными основами композиции, представляющей особую форму эстетического познания мира и обеспечивающей, в сочетании с другими средствами, достижение наилучших результатов в создании художественного образа.
Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства. В ходе, которого у детей наиболее эффективно формируются навыки композиционного построения. Такие как передача положения предметов в пространстве, движения фигур. Дети учатся располагать предмет на листе с учетом его пропорций, располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга. Отражение образов природы детьми в процессе создания пейзажей способствует углублению, уточнению знаний и представлений о природных объектах и явлениях, содержание детского творчества обогащается новыми образами. Рисунки, создаваемые детьми, способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы и явлениях, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. Об этом также говорил Сухомлинский В. А «. Детский рисунок, процесс рисования - это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой»
Дидактические игры на развитие композиционных умений.
Игру принято называть основной формой деятельности. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие эмоциональные и интеллектуальные потребности, складывается характер.
Дидактическая игра рассматривается, как многоплановое педагогическое явление, которое выступает и игровым методом обучения детей младшего школьного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством гармоничного развития личности ребенка.
Иногда объяснить ребенку какой-то материал бывает очень сложно. И конечно еще сложнее объяснить его так чтобы он его запомнил. И здесь на помощь педагогу приходят дидактические игры. Они применяются в образовательном процессе на моих занятиях. Я предлагаю вашему вниманию примеры таких игр, которые я использую в своей работе.
1. Игра «Цветные корзинки»
Первая игра называется "Цветные корзинки".
Цель игры: игра направлена изучение, запоминание названий основных цветов, развитие наблюдательности, памяти.
Ход игры: детям предлагается собрать в корзинки перепутанные предметы, ребенок тянет любую карточку, но положить ее он должен в корзинку того же цвета, при этом громко назвать цвет и предмет который он выбрал.
2. Игра «Морское дно»
Цель игры: развитие навыков художественной композиции, развитие речи, логического мышления, памяти.
Очень распространенная игра, которую можно использовать не только на изодеятельности, но и в других образовательных областях. Детям демонстрируется морское дно (пустое, и нужно сказать, что все морские жители захотели поиграть с нами в "Прятки", а чтобы их найти нужно отгадать про них загадки. Тот кто угадал, вешает жителя на фон. Получается законченная композиция. Воспитатель мотивирует детей к изобразительной деятельности. (Хорошо использовать со средней и старшей группами). Таким же образом можно изучать с детьми и другие темы сюжетных композиций : «Летний лужок», «Лесные жители», «Осенний урожай», «Натюрморт с чаем» и т. п. Можно пригласить к доске несколько детей и попросить их составить разные композиции из одних и тех же предметов. Данная игра развивает сообразительность, реакцию, композиционное видение.
3. Игра «Кони расписные»
При закреплении знаний народных росписей или при проведение мониторинга в старшей и подготовительной группах можно использовать вот такую не сложную игру.
Цель: закрепление знаний основных мотивов русских народных росписей («Гжель», «Городец», «Филимоново», «Дымка», закреплять умения отличать их среди других, правильно называть, развивать чувство колорита.
Ход игры: ребенку, необходимо определить на какой полянке будет пастись каждая из лошадок, и назвать вид прикладного творчества, по мотивам которого они расписаны.
4. Игра «Волшебный пейзаж»
Одна из наиболее сложных тем это конечно изучение перспективы в пейзаже - далекие предметы кажутся меньше, ближние больше. Для этого тоже удобнее использовать игру.
Цель игры: учить детей видеть и передавать в рисунках свойства пространственной перспективы, развивать глазомер, память, композиционные навыки.
Ход игры: Ребенку необходимо расставить в кармашки деревья и домики по размеру, в соответствии с их перспективной удаленностью. (подготовительная груп
5. Игра «Собери пейзаж»
На примере пейзажа также удобно развивать и чувство композиции, знания явлений окружающей природы. Для этого удобно использовать данную дидактическую игру.
Цель игры: формировать навыки композиционного мышления, закреплять знания сезонных изменений в природе, закреплять знание понятия «пейзаж», развивать наблюдательность, память.
Ход игры: ребенку предлагается из набора печатных картинок составить пейзаж определенного сезона (зима, весна, осень или зима, ребенок должен подобрать предметы, соответствующие именно этому времени года, и при помощи своих знаний построить правильную композицию.
6. Игра «Разложи и сосчитай матрешек»
Цель игры: закреплять знания о русской матрешке, развивать умения отличать этот вид творчества от других, развивать навыки порядкового счета, глазомер, скорость реакции.
Ход игры: На доске висят листочки с нарисованными силуэтами матрешек, вызываются три ребенка и они на скорость должны разложить матрешек по ячейкам и сосчитать их.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Доступ из справ. -правовой системы «Закон РФ» ( дата обращения: 01.09.2021). — Текст: электронный.
2. Беспалова, М. М. Отражение природы в деятельности детей (рисование) / М. М. Беспалова. - Текст: электронный // Инфоурок [сайт] - 2015. - URL :https:///kursovaya-rabota-po-teme-otrazhenie-prirodi-v-deyatelnosti-detey-risovanie-1493610.html ( дата обращения: 16.10.2022). – Режим доступа : вход свободный.
3. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика : учебное пособие для вузов / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2022. — 218 с. — (Высшее образование). Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL : https://urait.ru/bcode/491477 ( дата обращения: 23.11.2022). - Режим доступа : для зарегистрированных пользователей ДПК.
4. Веракса, Н. Е. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное, исп. и доп. - Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. - c. 336 - Текст: электронный – URL : https://mdou33.edu.yar.ru/ot_rojdenia_do_shkoli.pdf ( дата обращения: 16.09.2022). - Режим доступа : вход свободный
5. Воронова, И. В. Основы композиции : учебное пособие для вузов / И. В. Воронова. — 2-е изд. — Москва : Юрайт, 2022. — 119 с. — (Высшее образование). Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL : https://urait.ru/bcode/495498 ( дата обращения: 17.10.2022). – Режим доступа : для зарегистрированных пользователей ДПК.