Полина Чередниченко
Консультация для родителей «Почему ребёнку с ОВЗ нужна игра»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представляют собой детей, у которых наблюдаются особенности в физическом и (или) психическом развитии. В эту категорию входят: дети с проблемами слуха, зрительными нарушениями, расстройствами речи, нарушениями интеллектуальной сферы, с задержкой психического развития (ЗПР, с нарушениями опорно-двигательного аппарата (например, ДЦП, с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения (РАС, а также дети с множественными нарушениями, когда сочетаются два или три типа отклонений.
Публикация «Консультация для родителей „Почему ребёнку с ОВЗ нужна игра“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Дети с ОВЗ характеризуются различными психическими или физическими отклонениями, что приводит к трудностям в их общем развитии и ограничивает возможность вести полноценную жизнь. С ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании. Дети с особыми потребностями - особая категория.
Игра является одним из самых доступных направлений активности для детей, которое имеет возможность эффективно применяться взрослыми для воспитания и обучения. В процессе игры ребенок развивается как личность, у него формируются те аспекты психики, которые позже будут влиять на его успешность в учебе и работе, а также на его взаимоотношения с окружающими.
Игровая деятельность приносит радость общения и создает чувство полного участия в жизни, что особенно значимо для людей, чьи возможности ограничены по различным причинам. Таким образом, игра занимает центральное место в жизни детей.
С учетом особенностей детей с ограниченными возможностями, игровой процесс обретает уникальное и важное значение. Игра становится ключевым инструментом для воспитания и обучения таких детей. Она обладает заметным реабилитационным потенциалом.
Разные виды игр - социально-ролевые, подвижные, манипулятивно-конструктивные, развивающие, дидактические и игры драматизации - предлагают свои собственные возможности для реабилитации. Через игру активно развиваются как крупная, так и мелкая моторика, а также улучшается коммуникация между детьми.
В чем заключается уникальность игры? Игра значительно влияет на формирование личности ребенка. Это не просто иммитация жизни: игра - это важная и серьезная деятельность, которая дает возможность ребенку проявить свои способности, реализовать себя. В процессе игры ребенок испытывает различные социальные роли, что делает игру важным аспектом социального развития его личности.
Детям с ограниченными возможностями здоровья зачастую сложно выполнять игровые активности, такие как: правильно сидеть и стоять; осуществлять движения пальцами рук; демонстрировать адекватные реакции (из-за проблем со слухом, зрением, чувствительностью или кратковременной памятью).
Задача родителей заключается в выборе игрушек, подходящих для определённого ребёнка, при этом размер игрушки должен быть таким, чтобы её было удобно держать в руках. В процессе игры необходимо обращать внимание на состояние малыша, его внимание и настроение; также важно позволить ребёнку самостоятельно исследовать окружающий мир, избегая ненужного вмешательства. Указания следует давать простыми фразами, избегая сложных формулировок. Главное - поддерживать интерес ребёнка и способствовать росту его желания учиться.
Предметы домашнего обихода способны существенно улучшить организацию игрового времяпровождения. Игра, будучи разновидностью творческой активности, наполнена эмоциями и приносит радость и удовлетворение каждому ребенку благодаря самому процессу. Ключевым моментом является осознание того, какие игры существуют и с какой целью. Лишь обладая этой информацией, мы сможем эффективно способствовать развитию ребенка в полном объеме.
При организации игры для детей с ограниченными возможностями здоровья важно учитывать несколько моментов: младшие дети должны заниматься индивидуально, а старшие — в группах, состоящих как из двух-трех, так и большего числа детей. Необходимо обращать внимание на развитие и характер ребенка, а также на особенности его передвижения - передвигается ли с помощью взрослого или самостоятельно; посещает ли он специальный детский сад или обучается дома. Начинать занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья стоит сразу после рождения для укрепления мышечного тонуса.
В заключение следует подчеркнуть, что реабилитационный эффект игры может быть достигнут при соблюдении определенных правил. При разработке коррекционных игр важно учитывать индивидуальные особенности заболеваний, возраст и уровень физического и интеллектуального развития детей. Также важно понимать, каковы особенности поведения детей, их коммуникативные навыки и существующие страхи. Во время игры необходимо создавать расслабляющую атмосферу и настраивать детей на участие в ней.