Лучший педагог года

Консультация для родителей «Почему ребёнку с ОВЗ нужна игра»

Полина Чередниченко
Консультация для родителей «Почему ребёнку с ОВЗ нужна игра»

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представляют собой детей, у которых наблюдаются особенности в физическом и (или) психическом развитии. В эту категорию входят: дети с проблемами слуха, зрительными нарушениями, расстройствами речи, нарушениями интеллектуальной сферы, с задержкой психического развития (ЗПР, с нарушениями опорно-двигательного аппарата (например, ДЦП, с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения (РАС, а также дети с множественными нарушениями, когда сочетаются два или три типа отклонений.

Публикация «Консультация для родителей „Почему ребёнку с ОВЗ нужна игра“» размещена в разделах

Дети с ОВЗ характеризуются различными психическими или физическими отклонениями, что приводит к трудностям в их общем развитии и ограничивает возможность вести полноценную жизнь. С ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании. Дети с особыми потребностями - особая категория.

Игра является одним из самых доступных направлений активности для детей, которое имеет возможность эффективно применяться взрослыми для воспитания и обучения. В процессе игры ребенок развивается как личность, у него формируются те аспекты психики, которые позже будут влиять на его успешность в учебе и работе, а также на его взаимоотношения с окружающими.

Игровая деятельность приносит радость общения и создает чувство полного участия в жизни, что особенно значимо для людей, чьи возможности ограничены по различным причинам. Таким образом, игра занимает центральное место в жизни детей.

С учетом особенностей детей с ограниченными возможностями, игровой процесс обретает уникальное и важное значение. Игра становится ключевым инструментом для воспитания и обучения таких детей. Она обладает заметным реабилитационным потенциалом.

Разные виды игр - социально-ролевые, подвижные, манипулятивно-конструктивные, развивающие, дидактические и игры драматизации - предлагают свои собственные возможности для реабилитации. Через игру активно развиваются как крупная, так и мелкая моторика, а также улучшается коммуникация между детьми.

В чем заключается уникальность игры? Игра значительно влияет на формирование личности ребенка. Это не просто иммитация жизни: игра - это важная и серьезная деятельность, которая дает возможность ребенку проявить свои способности, реализовать себя. В процессе игры ребенок испытывает различные социальные роли, что делает игру важным аспектом социального развития его личности.

Детям с ограниченными возможностями здоровья зачастую сложно выполнять игровые активности, такие как: правильно сидеть и стоять; осуществлять движения пальцами рук; демонстрировать адекватные реакции (из-за проблем со слухом, зрением, чувствительностью или кратковременной памятью).

Задача родителей заключается в выборе игрушек, подходящих для определённого ребёнка, при этом размер игрушки должен быть таким, чтобы её было удобно держать в руках. В процессе игры необходимо обращать внимание на состояние малыша, его внимание и настроение; также важно позволить ребёнку самостоятельно исследовать окружающий мир, избегая ненужного вмешательства. Указания следует давать простыми фразами, избегая сложных формулировок. Главное - поддерживать интерес ребёнка и способствовать росту его желания учиться.

Предметы домашнего обихода способны существенно улучшить организацию игрового времяпровождения. Игра, будучи разновидностью творческой активности, наполнена эмоциями и приносит радость и удовлетворение каждому ребенку благодаря самому процессу. Ключевым моментом является осознание того, какие игры существуют и с какой целью. Лишь обладая этой информацией, мы сможем эффективно способствовать развитию ребенка в полном объеме.

При организации игры для детей с ограниченными возможностями здоровья важно учитывать несколько моментов: младшие дети должны заниматься индивидуально, а старшие — в группах, состоящих как из двух-трех, так и большего числа детей. Необходимо обращать внимание на развитие и характер ребенка, а также на особенности его передвижения - передвигается ли с помощью взрослого или самостоятельно; посещает ли он специальный детский сад или обучается дома. Начинать занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья стоит сразу после рождения для укрепления мышечного тонуса.

В заключение следует подчеркнуть, что реабилитационный эффект игры может быть достигнут при соблюдении определенных правил. При разработке коррекционных игр важно учитывать индивидуальные особенности заболеваний, возраст и уровень физического и интеллектуального развития детей. Также важно понимать, каковы особенности поведения детей, их коммуникативные навыки и существующие страхи. Во время игры необходимо создавать расслабляющую атмосферу и настраивать детей на участие в ней.

Публикации по теме:

«Нужно ли ребёнку посещать детский сад?» Консультация для родителей«Нужно ли ребёнку посещать детский сад?» Консультация для родителей Детки в садике живут. Здесь играют и поют, Здесь друзей себе находят, На прогулку с ними ходят. Вместе спорят и мечтают, Незаметно подрастают.

Консультация для родителей «Как подарить и выбрать подарок ребёнку?»Консультация для родителей «Как подарить и выбрать подарок ребёнку?» Что такое Новый год - прежде всего, это самый веселый и самый долгожданный праздник в году. В этот день все ждут чудес! А как выяснить.

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку спокойно заснуть?» Если ваш ребёнок плохо спит, если его мучают ночные страхи или же ему страшно засыпать одному, посидите с ним, но не ложитесь рядом. Предложите.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Почему ребёнку с ОВЗ нужна игра»
Опубликовано: 23 октября 2024 в 19:59
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Почему ребёнку с ОВЗ нужна игра»» (включая файлы) размещена пользователем Полина Чередниченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 октября. День бабушек и дедушек. Передвижка
Современная жизнь задает быстрый темп, родителям приходится много работать. Хорошо, когда у детей есть бабушки и дедушки, которые всегда выручают, дают мудрые советы и нередко становятся единственными, кто...
27 октября. День автомобилиста. Передвижка о транспорте

Ежегодно в последнее воскресенье октября в нашей стране отмечается День автомобилиста. Это профессиональный праздник всех работников автомобильного транспорта. Знакомим детей с транспортом — ведь это...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД