Татьяна Помыткина
Консультация «Почему ребенок молчит?»
▼ Скачать + Заказать документы
Долгое молчание ребенка в детском возрасте, как правило, тревожит родителей. Они послушно следуют за малышом, по направлению его указательного пальчика угадывают желаемое, многократно произносят названия предметов в надежде, что их чадо скоро заговорит. И при нормальном развитии рано или поздно (обычно не
позже трех лет) это происходит.
Причиной необоснованного, на первый взгляд, молчания ребенка может быть серьезное отклонение в его личностном развитии. Для обозначения этого явления в научной литературе используется понятие «мутизм».
Публикация «Консультация „Почему ребенок молчит?“» размещена в разделах
Мутизм (от лат. «немой) — отказ от речевого общения при сохранности речевого аппарата. Причем молчание может быть постоянным (тотальный мутизм) или проявляться только в определенных ситуациях, то есть быть избирательным.
Слова не вытянешь: Избирательный мутизм — невротическое отклонение, при котором ребенок вступает в словесный контакт только с некоторыми людьми. Как правило, в психотравмирующей ситуации ребенок молчит, а в комфортных условиях говорит нормально.
Такое поведение чаще всего наблюдается в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда общение со сверстниками не особенно актуально. Как известно, формирующаяся речь ребенка — самая молодая функция психики. Поэтому именно она нарушается под влиянием разнообразных неблагоприятных воздействий. Случается, что нормально сформировавшаяся речь исчезает под влиянием каких-либо психических потрясений.
Как правило, с возрастом мутизм исчезает сам по себе. Однако к тому времени
личность может быть серьезно деформирована, если в детстве не предпринимались необходимые меры по коррекции и лечению этой сложной формы невроза. (Не из таких ли детей вырастают взрослые с коммуникативными проблемами, про которых говорят:«Из них слова не вытянешь»)
Причины и следствия: Психологи часто в своей практике встречаются с людьми, имеющими славу молчунов с раннего детства. Старания близких родственников разговорить такого ребенка обычно оказываются напрасными, несмотря на соблазнительные предложения, обещания, подарки и даже наказания. Он отворачивается, прячется за спину «доверенного лица», убегает, капризничает. Создается впечатление сверх застенчивости, излишней робости или, напротив, вызывающего упрямства.
Иногда ребенок может вести себя агрессивно: замахнуться, ущипнуть, толкнуть, ударить не только близкого человека, но и постороннего взрослого, который пытался установить с ним контакт. Самый незначительный повод (деликатное замечание, строгий взгляд, ошибка в тетради) побуждает маленького упрямца замкнуться и надолго замолчать. Причем невозможно предусмотреть все случаи, которые для него будут психотравмирующими.
По мнению ученых, неблагоприятные воздействия являются не причиной, а только предлогом для усиления природной молчаливости таких детей.
Что чувствуют окружающие: Рассмотрим особенности воспитательного взаимодействия с детьми, которые обладают сильным характером, волей, упрямством, недетской выдержкой. В основе их упорного молчания лежит скрытое стремление к лидерству, «царствованию» хотя бы среди самых близких людей. Таким поведением ребенок привлекает к себе внимание, поскольку для общения приходится угадывать все его желания. Взрослые, которых тревожат добровольный «обет молчания» и непонятные им причины ненормального протеста ребенка, стремятся перевоспитать маленького упрямца во что бы то ни стало. Однако избавиться от мутизма невозможно посредством уговоров, лести или карательных мер. Требуются терпение и специальная коррекционная работа.
Прежде всего необходимо создавать условия для самостоятельности, как можно чаще ставить ребенка в ситуацию выбора.
при покупке сладостей или игрушек можно продемонстрировать непонятливость и предложить малышу самому обратиться к продавцу с просьбой. В случае отказа — не уговаривать, но и не покупать желаемое.
Важно не ущемлять гордости (самолюбия) молчуна, а постараться перестроить систему отношений с ним.
сообщить, что его молчание заразительно. В итоге мама (или другое значимое лицо) тоже «заразилась» и не может ни о чем попросить постороннего человека. Да и дома теперь придется молчать.
В случае агрессивного поведения ребенка не стоит объяснять ему, что так поступать нехорошо. У многих детей-молчунов высокий интеллект, они умны и прекрасно понимают это сами в подобных ситуациях
помогают аналогичные ответные действия пострадавшего взрослого. Например, если ребенок постоянно щиплет кого-то, следует поступить так же по отношению к нему. При этом нельзя демонстрировать мстительность: «Ах, раз ты так, получи в ответ!» Ребенку надо сообщить примерно следующее: «Мне очень жаль, но что поделаешь? Твое поведение — заразно, как грипп. Придется и мне так поступать.» (по утверждению И. Медведевой и Т. Шишовой)
Таким образом, ребенок с избирательным мутизмом попадает в положение, подобное тому, в какое он сам ставит окружающих.
Главное, нельзя наказывать, высмеивать, оскорблять, унижать, требовать говорить.
Известны случаи, когда родители стараются «переупрямить» молчуна, например ставят в угол, до тех пор пока он не заговорит. Однако подобные меры только ожесточают ребенка, усугубляют его состояние. В силу своих индивидуальных свойств такие дети предрасположены к невротическим расстройствам и реакциям протеста. Они особенно чувствительны, ранимы, обидчивы.
Терпение, деликатное и осторожное отношение —
незаменимые помощники родителей.
Коррекционная работа: В психолого-педагогической литературе описаны и другие причины избирательногомутизма. Например, дизартрия (плохая подвижность речевого аппарата, заикание, страх речи, другие дефекты речи и
слуха. Могут иметь место патологическая застенчивость и психические заболевания. При этом, несомненно, наряду со специально организованной работой родителей и педагогов необходима помощь специалистов (психиатров, логопедов, психологов
В психокоррекционной работе с детьми-молчунами широко используются следующие методы:
театрализованные представления, разыгрывание специально подобранных сценок,
арттерапевтическая работа с краской, глиной, песком.
игротерапия
либо в зависимости от характера нарушений специалист подбирает методы,
которые наиболее подходят конкретному ребенку с учетом его особенностей.