Марина Викторовна Островерхая
Почему наши дети плохо говорят
▼ Скачать + Заказать документы
Только человеку присущ величайший дар природы – РЕЧЬ. Умение говорить правильно и красиво имеет большое значение для полноценного развития личности.
Ведь успешным человека во многом делает его способность общаться с другими людьми, говорить внятно, грамотно и интересно. И, наоборот, неясная речь во многом затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко отрицательно сказывается на характере человека. Поэтому начинать заботиться о качестве речи ребенка надо как можно раньше…
Публикация «Почему наши дети плохо говорят» размещена в разделах
К сожалению, число детей с речевыми дефектами год от года не уменьшается, а растёт. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребё нка тяжело сказывается на его общем развитии: не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. «Почему наши дети плохо говорят? – спрашивают родители – К чему это может привести? В чём причина?»
Почему происходит задержка развития речи, выявляется большое количество нарушенных звуков? Причинами этого процесса могут быть как патология беременности и родов, рождение ребенка недоношенным, действие генетических факторов, поражение органов слуха и общее отставание в психическом развитии, так и недостаточное общение и воспитание, позднее обращение к специалистам за помощью.
Всегда поясняю: «Звуки речи образуются благодаря слаженной работе артикуляционных органов: губ, щёк, мягкого нёба и языка. Подвижность их обеспечивается работой многочисленных мышц, а образование голоса невозможно без участия органов дыхания». Поэтому в своей работе в первую очередь я использую артикуляционные упражнения. Ведь если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т. д., значит можно тренировать мышцы языка и губ. Это помогает ребёнку достичь укрепления мышц, обеспечивающих речевой акт, возрастает их сила и подвижность. Кроме этого, на своих занятиях я использую разнообразные пальчиковые игры, так как развитие подвижности пальцев рук способствует развитию речи. Но, главное, стараюсь развивать речевой (фонематический) слух, чувство ритма. Ведь для того, чтобы произнести слово правильно, его сначала надо как следует расслышать.
Многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения. Вот почему ребёнок безграмотно пишет, пропускает буквы при письме, теряет слоги при чтении и т. д.
А ведь многие родители занимались своим ребёнком, водили его в центры развития, в кружки, научили читать, писать, даже записали на обучение иностранным языкам… Так в чём же дело? Что было сделано не так? Просто в своё время родители не обратили внимание на речь своего ребёнка, или обратили, но ошибочно понадеялись на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере взросления малыша. А недостатки речи тем временем прочно закрепились и превратились в стойкое нарушение.
Ещё хотелось бы добавить, что если у ребенка имеются проблемы с родным языком или речь находится в стадии формирования, то не стоит усугубять его проблемы приобщением к другой языковой системе. Почему? Практически все языки по некоторым своим характеристикам вступают в противоречие друг с другом. Прежде всего, это касается их фонематической стороны: любой язык имеет в своём арсенале звуки, которые характерны только для него, а обучение иностранному языку подразумевает постановку правильного звукопроизношения.
Вот тут и начинаются трудности. Так, например, в английском языке есть межзубные звуки, которых нет в русском языке. Более того, межзубное произношение звуков русского языка (свистящих и шипящих) считается речевым дефектом, требующим серьёзной работы по его исправлению.
Несомненно, постановкой звуков должен заниматься только логопед!
Сначала ребёнок пусть научится правильно произносить изолированный звук, а затем закреплять его в слогах, словах, и только потом – во фразах. Дома не надо никакой самодеятельности, хотя бы потому, что от ребёнка младшего дошкольного возраста невозможно требовать многократного повторения одних и тех же артикуляционных движений. Это может отбить у малыша охоту к логопедическим занятиям.
Для правильного эффективного воздействия на формирование речи своего ребё нка родителям необходимо учесть следующие моменты:
1. Следует реально оценить состояние здоровья ребёнка. В последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речевая функция.
2. Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребёнка, не надо бояться обращаться за консультацией к логопеду.
Взаимодействие родителей и логопеда – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где родители и логопед действуют согласованно. Только тогда удастся заинтересовать маленького ученика в необходимости тренировать речевые органы, придав непривлекательным, на первый взгляд, артикуляционным упражнениям занимательную форму. Все усилия педагогов, логопедов без помощи родителей будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны. Поверьте! Можно всегда найти способ перехитрить наших упрямцев : не строгостью, а лаской, уместной шуткой, не повышая голоса, не занудствуя по мелочам, не пресекая, а переводя их шалости в нужное русло.