Самойленко Виктория
Почему логопед направляет ребёнка к неврологу (консультация для родителей)
Почему логопед направляет ребёнка к неврологу
[/b]
(консультация для родителей)
составитель
Самойленко В. В.
учитель-логопед
МБДОУ д/с № 64
г. Таганрог
Когда логопед предлагает родителям показать ребёнка неврологу, то многие из них бывают удивлены, а у других возникает множество обоснованных вопросов. Зачем нам идти к врачу? Как связана неврология с логопедией? Чего ожидать? Вдруг нам назначат агрессивные медикаменты? Можно ли обойтись без этого? Согласна, что это настораживает родителей, и такие опасения вполне обоснованы.
Публикация «Почему логопед направляет ребёнка к неврологу (консультация для родителей)» размещена в разделах
Специалистам, а может и некоторым внимательным родителям, давно известно о тесной связи логопедии и медицины. Научные исследования показали нам, что механизм развития ряда нарушений речи связан с патологиями и особенностями нервной системы. Сложная организация речевых механизмов требует слаженного функционирования всех ее отделов. Поэтому детский невролог – лучший друг логопеда и ребенка на пути к нормальному речевому развитию.
В этой консультации вы найдете ответы на следующие вопросы:
• В чем заключается связь неврологии и логопедии?
• Каково место нервной системы в развитии речевых патологий?
• Когда необходима консультация врача, и чего от нее ожидать?
• Стоит ли бояться направления к неврологу?
• Можно ли обойтись без врачебной помощи?
Физиологические аспекты патологии речи
В формировании речи принимают участие бульбарные центры мозга, проводящие пути, ассоциативный центр, анализаторы чувствительности, различные нервы (языкоглоточный, блуждающий, лицевой и т. д.) и другие мозговые структуры, в первую очередь, кора.
Кора головного мозга – это структура, которая мантией покрывает полушария большого мозга. Она состоит из так называемого «серого вещества» и образует огромное количество извилин. Это самое молодое образование нервной системы, которое отвечает за высшую психическую деятельность. Именно в коре головного мозга располагаются основные речевые зоны:
Зона Брока. Это моторная зона речи, которая координирует мышечные волокна языка, нёба, глотки и других областей, отвечающих за артикуляцию. Таким образом, зона Брока обеспечивает моторную организацию речи. Что же произойдет при поражении этой структуры? Нарушение речеобразования (говорения). Ребенок будет понимать речь других, но сам нормально говорить не сможет.
Зона Вернике. Ее функцией является процесс усвояемости речи (как письменной, так и устной). В этом случае ребенок не понимает содержание слов и не может донести свои мысли.
Основные речевые расстройства, при которых необходима консультация и лечение у невролога:
Дизартрия – это патологическое состояние, при котором человек не может нормально выговаривать звуки, в результате чего речь становится невнятной. Подобная проблема, чаще всего, возникает у детей на фоне родовых травм или врожденных патологий, реже у взрослых из-за тяжелого поражения центральной нервной системы.
Алалия – это патологическое состояние, характеризующееся недоразвитием или полным отсутствием речи. Как правило, проблема возникает на фоне поражения определенных участков коры головного мозга, которое случается во время внутриутробного развития или в первые годы жизни малыша.
Афазия – это утрата речевых функций, которая возникает в результате поражения речевых центров коры головного мозга. Причины возникновения данного речевого нарушения:
• перенесённые воспалительные заболевания – менингит, менингоэнцефалит;
• наличие в анамнезе черепно-мозговой травмы;
• ишемические поражения;
• возникновение опухоли головного мозга;
• мозговые кровоизлияния;
• атеросклероз мозговых сосудов.
Если такое речевое нарушение как афазия встречается довольно редко у детей логопедических групп. То дети с дизартрией и алалией составляют основной контингент данных групп.
Причины, по которым следует проконсультироваться у невролога:
1. Чтобы не упустить драгоценное время. Часто родители, затрачивая много сил, времени и средств, водят детей на различные развивающие занятия, а проблема не решается. Это означает, что ребёнок нуждается в комплексной помощи, состоящей из логопедической коррекции и обязательного соблюдения рекомендаций детского врача-невролога.
2. Чтобы выяснить причины. Иногда родители беспокоятся только по поводу проблем с речью у ребёнка, а других тревожных признаков просто не замечают. Родители обращаются к логопеду, а опытный логопед замечает, что проблема лежит значительно глубже, и направляет ребёнка на консультацию к врачу-неврологу. Это связано с тем, что только специалист невролог может провести необходимое обследование, позволяющее выявить причину тревожных симптомов. Как мы уже говорили, речевые нарушения могут быть обусловлены органическими нарушениями нервной системы. Причины этого могут быть различные: токсикозы или инфекции во время беременности, асфиксии, травмы и другие.
3. Для достижения результата. Иногда занятия с логопедом долго не позволяют достичь желаемого результата. Такая ситуация складывается, когда нарушение речи носит органический характер. В подобных случаях необходимо участие невролога. При выявлении органической патологии доктор назначит лечение. Такие назначения помогут сделать логопедическую коррекцию эффективней.
Занятия с логопедом-дефектологом, конечно, являются неотъемлемой частью борьбы с нарушениями речи при органических патологиях. Они позволяют добиться более быстрого и качественного результата. Но необходимо понимать, что если не влиять на сам очаг проблемы, а применять только внешние методы коррекции, то успех не может быть достигнут. Если своевременно не обратиться к нужному специалисту, то проблема будет усугубляться. С возрастом такие дети начинают испытывать все большие трудности в общении со сверстниками и близкими людьми, им сложнее дается учеба, становится непросто вести полноценную жизнь, они замыкаются в себе. К счастью, всего этого можно успешно избежать, если вовремя обратиться к врачу. Так стоит ли рисковать? Думаю, что нет.
Визит к неврологу: чего ожидать?
Неврологический прием похож на педиатрический, только с акцентом на исследование нервной системы. Объем диагностических мероприятий будет зависеть от результатов консультации и предполагаемого диагноза.
Помимо физического обследования, наиболее клинически значимыми методами являются электроэнцефалография, МРТ головного мозга, ультразвуковая допплерография. Эти и другие способы назначаются при необходимости и являются абсолютно безопасными.
При обнаружении органической патологии назначается лечение. Не стоит беспокоиться: используется только самая мягкая и современная медикаментозная терапия, которая поможет убрать симптоматику и сделает логопедические занятия намного эффективнее.
Важно своевременно приступить к лечению органических нарушений речи. Тогда, в зависимости от заболевания и его стадии, медикаментозного лечения может даже не понадобиться. Порой назначения врача ограничиваются ЛФК, массажем и дыхательной гимнастикой, физиотерапией. В любом случае более точное определение проблемы и комплексный подход невролога и логопеда позволят добиться максимального эффекта.
Рекомендуется выбрать одного специалиста-невролога и наблюдаться только у него, ведь только так возможно полноценно наблюдать динамику клинических проявлений. На состояние ребенка оказывает влияние множество факторов: от эмоционального состояния до уже начатого лечения. Поэтому новый специалист, который не знает всех тонкостей вашего случая и не видел ребенка до начала терапии, не всегда может корректно оценить ситуацию.
[b]Помните, что ряд нарушений речи – не самостоятельные признаки, но являются проявлением расстройства нервной системы. [/b]Поэтому иногда без обращения к врачу не обойтись. К счастью, практика показывает, что своевременно начатая совместная работа невролога и логопеда-дефектолога дает отличные результаты. При правильном подходе можно рассчитывать на устранение проблемы и полную нормализацию речи.