Удальцова Наталья
Консультация «Почему дети обманывают?»
▼ Скачать + Заказать документы
Почему дети обманывают?
Удальцова Наталья Игоревна,
Воспитатель,
Чигинцева Ирина Григорьевна,
Педагог-психолог,
МДОУ «Детский сад № 39»,
Копейского городского округа
Сколько существует человечество, столько же существует и обман. О нём писали древние философы, о нём написано в Библии. Жизнь развивается, идёт вперёд, а обманы всё также сопровождают нашу жизнь, внеся в неё массу неприятностей: ведь это очень неприятно ощущать себя обманутым человеком. При этом, собственный обман указывает на неправильное воспитание, неуверенность в себе, желание казаться сильнее, страх осуждения, недоверие к людям, являясь своеобразной защитной реакцией.
Публикация «Консультация „Почему дети обманывают?“» размещена в разделах
Детям дошкольникам стали присущи такие черты поведенческих особенностей как: ложь, воровство, ненормативная лексика, физическая агрессия. К причинам такого поведения можно отнести следующие факторы: психоневрологические отклонения, культурные изменения в современном обществе, особенности воспитания в семье.
Дошкольный возраст является ключевым в становлении личностных механизмов поведения ребёнка, становления его характера. Проявление склонности ко лжи и усиление ее у ребенка создает негативные предпосылки успешности в воспитательской и учебной деятельности, выступает признаком дезадаптации, отрицательно влияет на личностное развитие.
Актуальность данной темы состоит в том, что проблема выявления причин и способов преодоления лживого поведения детей изучена недостаточно, при том что наличие соответствующих знаний может стать основой для коррекционной психолого-педагогической работы с детьми, позволит предложить практические рекомендации их педагогам и родителям.
Следует различать понятия лжи, обмана и неправды. Ложь по В. В. Знакову - это умышленная, намеренная передача сведений, не соответствующих действительности. Обман — это полуправда, сообщенная партнеру с расчетом на то, что он сделает из нее ошибочные, не соответствующие намерениям обманывающего выводы. Неправду можно охарактеризовать как высказывание, основанное на заблуждении или неполном знании.
Признаки обмана могут проявляться в мимике, телодвижениях, голосовых модуляциях, глотательных движениях, в слишком глубоком или же, наоборот, поверхностном дыхании, в длинных паузах между словами, в оговорках, микровыражениях лица, неточной жестикуляции.
Пол Экман выделяет следующие мотивы лжи: 1. избегание наказания, 2. стремление добыть нечто, чего иначе не получишь, 3. защита друзей от неприятностей, 4. самозащита или защита другого человека, 5. стремление завоевать признание и интерес со стороны окружающих, 6. желание не создавать неловкую ситуацию, 7. избегание стыда, 8. охрана личной жизни, защита своей приватности, 9. стремление доказать свое превосходство над тем, в чьих руках власть.
Причины лжи детей старшего дошкольного возраста: недоверие ко взрослым, желание самоутвердиться, фантазия, личные проблемы, защита другого человека или своего внутреннего мира, страх разочаровать взрослых, попытка избежать наказания, стремление привлечь к себе внимание, защита от стрессовых ситуации и дурной пример окружающих.
В возрасте от 2 до 5 лет детская ложь считается признаком развития интеллекта, абстрактного мышления, воображения и общего психологического развития в рамках нормы. Если ребенок не фантазирует, не привирает, не придумывает разные истории в этом возрасте, то это считается тревожным фактором, который может оповещать об отклонении в развитии. Гораздо серьезнее, если ложь и обман закрепляется и в подростковом возрасте.
Ребенок в это период своей жизни часто сны, персонажей мультфильмов, поступки героев из прочитанных книг переносит в реальную жизнь. Он, создавая в силу своего воображения, глубже погружается в игровую ситуацию, из которой порой ему не удается быстро вернуться в реальность. Семейные раздоры негативно сказываются на поведении ребенка, придумывание, фантазирование спасает его от нервного перенапряжения. Он погружается в свой придуманный мир, чтобы не быть отвергнутым.
Однако, безусловно, у некоторых детей присутствует настоящая ложь, в которой повинны сами родители. В некоторых ситуациях родители, не подозревая, дают урок ребенку о допустимости вранья. Говоря с ребенком и поясняя, что врать не хорошо, сам родитель, в присутствии ребенка разговаривая по телефону, говорит, что мужа нет дома, в тот момент кода муж сидит рядом. Если вы просите отвечать по телефону, что вас нет дома; если в поезде или автобусе, покупая детский билет, ссылаетесь на пятилетний возраст ребенка, хотя ему уже семь, - вы оправдываете случаи, в которых можно лгать. Начиная разборки с ребенком, стоит задать себе вопрос, а не я ли лично показываю ему пример вранья?
Ложь-это начало самых серьезных проблем в отношениях родителей с их детьми, и самая главная из которых - доверие. Становление личности ребёнка происходит в семье. Именно она способствует правильному формированию и развитию личности ребенка. По тому, каким вырос ребенок можно определить каковы его родители. Не секрет, что ребенок пытается быть похожим на своих родителей, он им подражает во всем.
С одной стороны, детская ложь – показатель развития интеллекта ребёнка, с другой – тревожный симптом.
КАК БОРОТЬСЯ С ДЕТСКОЙ ЛОЖЬЮ?
• Самим быть правдивым. Стараться не допускать отговорок, увёрток и обещаний, которые не собираетесь исполнить. Если вам случилось, вольно или невольно, обмануть ребёнка, не относитесь к этому как к пустяку. Объясните, почему это получилось, каковы были ваши мотивы, и обязательно извинитесь.
• Находить время для доверительных бесед с ребёнком. Такие разговоры редко планируются заранее, ведь дети не склонны приходить к маме с просьбой: «Удели мне время, я хочу с тобой серьёзно поговорить». Обычно разговоры по душам случаются, когда дети и родители гуляют или чем-то занимаются вместе. Старайтесь, по крайней мере, поначалу больше слушать, чем говорить.
• Если не верите в рассказ ребёнка, попросите посвятить вас в подробности случившегося. Не обвиняйте сразу во лжи. Такие обвинения приводят к тому, что ребёнок или начинает обвинять вас, или замыкается. Скажите: «Мне трудно в это поверить, обычно так не бывает. Расскажи мне подробнее, как это случилось»
• Если ребёнок обвиняет кого-то из детей или взрослых, стоит проявить двойную осторожность: они могут быть невиновны. Главная осторожность в том, что невиновной может оказаться как одна, так и другая сторона. Поэтому не спешите выносить суждения. Можно рассказать ребёнку, что вы намереваетесь сделать, при этом не запугивая его. «Я должна буду позвонить Ксюшиной маме и попросить её поискать твою игрушку в Ксюшиных вещах, так как ты думаешь, что именно Ксюша взяла её у тебя. Если после этого ты случайно найдёшь игрушку в своей комнате, нам всем будет неловко. Может, сначала наведём у тебя порядок, вдруг ты сама закинула куда-то игрушку и забыла?» Учтите, если игрушка не найдётся, вам придётся звонить.