Олеся Вайцель
Консультация «Почему дети кусаются?»
▼ Скачать
«Разумный наказывает не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершался впредь»
(Платон)
Такой маленький, а уже показывает зубки, как маленький акуленок! Может толкнуть, ущипнуть или укусить. К сожалению, ответная родительская реакция обычно неадекватна – мы недовольны, сердимся, вместо того чтобы попытаться понять и что-то изменить. «Ребенок избалован, потому и позволяет себе такое», - скажут посторонние. Но для вас ребенок совсем не посторонний. Таким образом, он открыто выражает свои чувства.
Публикация «Консультация „Почему дети кусаются?“» размещена в разделах
Чаще всего агрессия направлена на родителей – такова подсознательная реакция на наши требования, нежелание их выполнять. Возможно, это попытка привлечь к себе внимание. Или он враждебно настроен и хочет всем вокруг сделать больно. Если ваше чадо ведет себя подобным образом, следует определить, связано ли это только с его амбициями или в основе лежат какие-то семейные проблемы.
- Научите драчуна договариваться, отстаивать свое мнение, подтверждать правоту словами. Если ваш ребенок кусается, очевидно, такое поведение у вас ненаказуемо или, несмотря на осуждение, приносит ему желаемый результат. Чтобы направить энергию в другое русло, придется ответить на следующие вопросы: почему он считает свое поведение допустимым и почему это воспринимается им как эффективный ход?
- Агрессора с раннего возраста надо учить контролировать себя. Те дети, которым это удается, чаще добиваются успеха во взрослой жизни и продолжают уважать и любить своих родителей.
- Когда малыш даже случайно сделал вам больно, обязательно скажите ему об этом. Если вы сами общаетесь с ребенком, никогда не прибегая к «методам физического воздействия», обсуждайте острые ситуации и ищите компромиссы, он принимает эту позитивную установку: в случае противоречий всегда нужно попробовать найти решение, устраивающее обе стороны.
- Вы в состоянии помочь «зубастику», и в первую очередь тем, что покажите пример контроля над собственными эмоциями, далеко не всегда радостными. Это очень трудно, так же как трудно в одно и тоже время дарить ребенку уверенность в своей любви и не допускать безнаказанности его поступков, устанавливать рамки приемлемого и неприемлемого поведения.
- Ребенок изо всей силы бьет по лицу любого, у кого сидит на коленях. Крохе уже сто раз втолковывали, что бить никого нельзя и что это очень плохо, но результат нулевой. Он продолжает всех бить и радостно смеется после каждого удара. Вы пытаетесь объяснить, что вам больно. Но откуда он знает, что такое «больно», если никогда не испытывал боль? И вот, наконец, мама в ответ на очередной удар спрашивает: «Какая рука ударила? Эта?» - и ударяет пальцами по ударившей ее руке, стараясь одновременно и не причинить боль, и сделать удар ощутимым. Ребенок, естественно, плачет. Мама, продолжая нежно обнимать его и держать на коленях, твердо и спокойно говорит: «Маму бить нельзя!». Ребенок ударяет ее снова. И снова получает удар по руке. При этом мама спокойно говорит: «Нельзя бить людей. Тот, кто бьет, всегда получает ответ». Это приходится повторить несколько раз. Разбойник, который лупил всех в течение нескольких недель, через несколько часов отучается от этой привычки.
Педагог-психолог
МБ ДОУ «Детский сад №17»
Вайцель Олеся Викторовна